Российские роботы: сегодня и завтра

Российские роботы: сегодня и завтра

Фото: © REUTERS/SHUA-ROBERTS

1792
Ольга Ускова, предприниматель, заведующая кафедрой Перспективных компьютерных технологий НИТУ МИСиС — о перспективах роботов и роли России в мировой экономике.

Мы сегодня живём в условиях глобальных перемен в мировой экономике. Связаны они с приходом принципиально новых технологий, основанных на искусственном интеллекте и робототехнике.

Во все периоды времени аналогичные переходные процессы, будь то появление паровых двигателей, электричества, атомной энергетики или Интернета, сопровождались коренными переделами рынков, в какие-то моменты по своему напряжению очень напоминая революционную ситуацию.

Нынешние изменения в полной мере относятся к такой категории, поскольку изменения по своему масштабу затронули сами средства производства. Объекты человеческой деятельности, наделённые искусственным интеллектом, фактически превращаются в думающих и принимающих решения субъектов. Стоит сказать, что этот процесс однозначно повлечёт за собой тектонические изменения не только в существующих экономических укладах, но и в системе социальных, моральных и эстетических правил и отношений. К системе взаимодействия человек — человек, человек — общество добавляются отношения человек — робот и робот — робот.

А как же Россия? Сейчас мы находимся в тренде. У нас есть воля руководства страны, конкурентоспособные решения, программы их развития и т.д. У нас нет выбора. Или мы участвуем в состязании с ведущими зарубежными странами и стремимся выйти в лидеры этой технологической гонки, или нас сотрут с лица истории более успешные игроки. В этом смысле ситуация напоминает 40-е годы XX столетия, когда ядерное соревнование поставило на карту существование и самостоятельность нашей страны.

Итак, какие новости с робофронтов. Остановимся на беспилотном транспорте, и не только потому, что после мобильного телефона автомобиль является одним из самых важных помощников современного человека. Именно в автомобильной отрасли процессы внедрения искусственного интеллекта проявляются сегодня наиболее динамично. Именно в ней ситуация в большей степени напоминает арену боевых действий. Претенденты на лидерство в новом сегменте рынка, осознавая высоту накала конкуренции, чуть ли не ежедневно сотрясают информационное пространство отчётами о своих последних достижениях.

Действительно, сегодня транспортные средства и дорожная инфраструктура настолько активно наделяются  искусственным интеллектом, что буквально на наших глазах это направление формируется в совершенно иных рамках, правилах и регламентах. Фактически в режиме онлайн меняются модели и принципы использования транспорта. Так, например, уже с 2018 года на дорогах Евросоюза будет запрещено движение автомобилей, не оборудованных интеллектуальной системой помощи водителю или системой ADAS, что само по себе станет веским поводом для европейских коллег избавиться от менее расторопных конкурентов.

Следует сказать, что Россия находится в тренде и не отстаёт от ведущих стран, а кое в чём их даже пытается превзойти. Если в качестве основного подхода в разработке своих беспилотников ведущие зарубежные разработчики, например Google, отталкиваются от технологий умного города, предполагающего использование множества всевозможных датчиков как на самом автомобиле, так и в дорожной инфраструктуре, то отечественный разработчик опирается, по выражению известного британского учёного, профессора Кембриджского университета Гари Бхадешиа, "на обычные городские условия с машинами, которые видят и понимают, как люди".

Это даёт российским разработкам серьёзное конкурентное преимущество. Обладание более мощной математикой и, соответственно, более развитым интеллектом позволяет нашим прототипам эффективно работать в отечественных реалиях. Учитывая, что таких дорог в мире более 70%, это обстоятельство даёт России реальные шансы выйти на рынки развивающихся и азиатских стран, тем более что сложившееся сегодня соотношение рубль/доллар делает отечественные разработки более привлекательными и в ценовом сегменте.

Очередным подтверждением серьёзности намерений нашей страны войти в число мировых лидеров по созданию беспилотных технологий стало объявление на прошлой неделе об инициации в России международного проекта "Виртуальный полигон". Произошло это событие на базе Центра робототехники МИСиС при поддержке Минобрнауки России в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). Консорциум разработчиков в проекте возглавляет компания Cognitive Technologies, ответственная за создание искусственного интеллекта для беспилотного КамАЗа. В него входят НИТУ МИСиС, МФТИ, ОЭЗ "Иннополис" и др.

По своей сути, виртуальный полигон — это комплекс компьютерных программных и технических средств, позволяющих разработчикам воссоздавать различные дорожные ситуации, а также сценарии поведения автороботов. В каком-то смысле это стратегический ресурс, предоставляющий странам-производителям беспилотных автомобилей возможность безгранично оттачивать свои алгоритмы. Ведь что нужно для создания более-менее совершенного искусственного интеллекта — чтобы алгоритмы его создателей были отточены не на тысячах, а на миллионах километров дорог, на всевозможных ситуациях, которые могут произойти с автомобилем.

Значение такого ресурса для отрасли беспилотных автомобилей сложно переоценить. Кроме того, обладание подобным инструментом даст возможность нашей стране проводить соревнования между ведущими школами разработчиков в мире, чьи системы искусственного интеллекта являются более совершенными. Подобные контесты также должны дать производителям возможность выбрать лучших подрядчиков для реализации своих задач.

Наконец, использование виртуальных полигонов позволит в рамках НТИ сэкономить до 1,5—2 млрд рублей, которые пришлось бы потратить на проведение испытаний и моделирование различных дорожных ситуаций в естественных условиях. По своей сложности проект вполне может быть сравним с разработкой операционной системы. Его экспертами выступили Гарри Бхадешиа и профессор Массачусетского технологического института, экс-глава "Сколтеха" Эдвард Кроули.

Стоит сказать, что целый ряд ведущих стран уже обладает подобным ресурсом. Можно отметить разработки технологического института Карслруэ (Германия), университета Сан-Диего (США). Виртуальные полигоны есть и во многих крупных концернах — Volvo, Tesla и других. Похожий проект развивает и Китай, он носит название Dji Ground Station. Правда, как и в вопросе сравнения технологий, в основе зарубежных проектов, как правило, лежат средства, приспособленные для тестирования движения в так называемых идеальных дорожных условиях, к которым привыкли в США, Германии или Японии. В отличие от них, отечественный "виртуальный полигон" претендует на всеобщность.

Предполагается, что он позволит воссоздавать не только стандартные условия дорожного движения, но и наиболее сложные: езда по неровной дороге (выбоины, ухабы, снежные заносы и т.п.), движение в условиях недостаточной видимости (снег, грязь, темнота и т.п.), что чрезвычайно важно для отработки алгоритмов в суровых условиях нашей страны. А также экстренные ситуации, неизбежно возникающие на дороге: ДТП, аварии с участием человека и т.д.  Более того, "виртуальный полигон" позволит также отработать сценарии поведения беспилотного автомобиля в критических ситуациях, в том числе и когда избежать жертв невозможно и когда искусственный интеллект беспилотника должен принять решение, кем из участников дорожного движения придётся вынужденно жертвовать.

Совсем недавно для формирования системы моральных критериев, определяющих поведение авторобота в подобных ситуациях, компания Cognitive Technologies совместно с МФТИ и НИТУ МИСиС провела социологические исследования, как должен поступать искусственный интеллект беспилотного автомобиля. В исследовании приняли участие порядка 80 тыс. человек. Основным его итогом стало намерение граждан России обязать искусственный интеллект минимизировать общее число пострадавших в аварии. Почти 71% респондентов были готовы направить авторобота в кювет, чтобы не задавить других людей, несмотря на то, что это может привести к неминуемым глобальным его повреждениям и критическим для жизни и здоровья травмам пассажира.

Для моделирования такого рода критических ситуаций в "Иннополисе"  создаётся специальная лаборатория, которая будет использовать как реальное видео, так и смоделированное. Эта работа со стороны в чём-то может напоминать съёмку фильма, когда с использованием муляжей, а также иных киношных средств, будет проводиться видеосъёмка для создания виртуальных аварий и иных критических ситуаций.

Перефразируя высказывание Эдварда Кроули, можно сказать, что любая сильная страна имеет свою автомобильную индустрию. А автоматизация и роботизация транспорта — это и есть часть будущего такой индустрии. Это именно то, что крайне необходимо нашей стране. И для этого у нас сейчас есть все шансы, которые упустить никак нельзя.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!