Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
15 июня 2016, 21:20

"Налог на Google": как он отразится на ценах на музыку, игры и фильмы

В среду Госдума обязала иностранные компании, продающие россиянам контент через Интернет, платить НДС. Теперь "налог на Google" должен получить одобрение в СовФеде и у президента. Лайф выяснил, кто в первую очередь пострадает от нововведения депутатов.

Документ был внесён в Госдуму ещё в декабре 2015 года депутатами Андреем Луговым (ЛДПР) и Владимиром Парахиным ("Справедливая Россия"). Поправки подразумевают, что иностранным компаниям и их организациям-посредникам придётся встать на учёт в налоговой службе и платить налог на добавленную стоимость (18%), если они хотят продавать свою продукцию через Интернет на территории России. Заявление о постановке на учёт подаётся не позднее 30 дней со дня начала оказания указанных услуг. Документ вступает в силу с 1 января 2017 года.

В законе особо прописываются условия, которые должны быть соблюдены, чтобы сделка попала под российскую юрисдикцию. Так, услуга будет облагаться налогом, если покупатель живёт в России, номер его телефона имеет соответствующий международный код, также на территории России должны находиться банк для оплаты товара и IP-адрес.

Очевидно, в первую очередь НДС подлежат покупки россиян в иностранных онлайн-сервисах с медиапродукцией, таких как Google Play, AppStore, игровые магазины Xbox и PlayStation. Это фильмы, музыка, мобильные и компьютерные игры, приложения, электронные книги, изображения. Также под новый закон подпадают: оказание рекламных услуг в Интернете, продажа рекламной площади онлайн, интернет-аукционы (eBay), хостинг-провайдеры, хранение и обработка информации, доменные регистраторы (GoDaddy), поисковики, счётчики посещений сайтов (Google Analytics), — словом, всевозможные продукты и услуги, которые можно оказать через Интернет.

Фото: © Flickr/Charis Tsevis

Исключения составили реализация товара или выполнение работы без выхода в глобальную Сеть, то есть под закон не подпадают онлайн-ретейлеры (Asos, Aliexpress), продукция на материальных носителях (диски с музыкой/фильмами, компьютерными играми), консультации по электронной почте и оказание услуг по предоставлению доступа к Интернету (провайдеры).

При выявлении недостоверных сведений, содержащихся в заявлении о постановке на учёт, при неуплате НДС в течение 12 месяцев, при непредставлении налоговой декларации по НДС в течение 6 месяцев налоговый орган вправе снять компанию с учёта, говорится в законе. В этом случае организациям, по сути, будет запрещено вести деятельность в стране.

По словам авторов закона, иностранные компании, осуществляющие бизнес на территории России, должны подчиняться российским законам, следовательно, платить налоги, как это делают их местные коллеги. Депутаты ссылаются на международную практику, в частности, в Европе, Южной Корее и Японии, где налогообложение электронных услуг производится на территории того государства, в котором проживает потребитель.

В денежном выражении пользу от закона для российского бюджета оценили по меньшей мере в 10 млрд руб. Такую цифру назвал глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, отметив, что в будущем "суммы могут быть больше".

В Google пока воздерживаются от каких-либо комментариев. В пресс-службе компании заявили РИА "Новости", что пока что Google занимается изучением документа, после чего будет принято решение. В интернет-гиганте отметили, что компания соблюдает налоговое законодательство во всех странах.

Фото: © Flickr/Lori Greig

Российское представительство Apple не смогло предоставить комментарий.

Эксперты сходятся во мнении, что налог в первую очередь ляжет на конечных потребителей. Закон приведёт к тому, что цены на продукты, которые предоставляются россиянам через Интернет, то есть приложения в AppStore и Google Play, повысятся, комментировал Лайфу управляющий партнёр "Лосев и партнёры" Вячеслав Лосев. По его мнению, стоимость продуктов может увеличиться на 30—50 процентов.

Тогда как Герман Клименко, советник президента РФ по Интернету, в колонке для Лайфа отметил, что российского потребителя закон не затронет.

— По сути, мы оставались последней страной, не взимающей НДС с продаж медиаконтента, — заявил он. — Так что у компаний уже выработана позиция относительно налогов. Ценник выровнен, и, соответственно, при необходимости платить налог, скорее всего, конечные цены останутся теми же. Поднятие цен будет означать проигрыш в продажах, а это никому не нужно.

Для уплаты налогов иностранные компании могут зарегистрировать юрлица, филиалы и представительства в России. Всё это накладывает определённые затраты, продолжает Лосев. Посчитать, во сколько обойдётся организациям выполнение нового закона, довольно сложно. Международные компании, как правило, не раскрывают свои финансовые показатели по регионам.

По словам эксперта, в конечном счёте компании подчинятся новому закону и, скорее всего, задачи по уплате налогов лягут на российские "дочки" — ООО "Гугл" и ООО "Эппл рус".

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров