Избирательные технологии от Google: ловкость рук и никакого мошенничества

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Никита Шохов/Кевин Даунс, Скриншот © L!FE

14507
Интернет-гиганта уже давно заподозрили в манипуляции поисковыми запросами, которые он предоставляет пользователям по поиску данных о кандидатах в президенты США. Сейчас обвинения в адрес Google в поддержке Хиллари Клинтон зазвучали с новой силой. Лайф разобрался в деталях и сам провёл "следственный эксперимент".

Впервые интернет-гигант был заподозрен в манипуляции поисковыми запросами в июне, когда популярный в США новостной сайт SourceFed обвинил его в управлении данными по поисковым запросам о кандидатах в президенты США. Тогда внимание журналистов привлекло то, что информация, выдаваемая по Дональду Трампу и Сандерсу тремя крупнейшими американскими поисковиками (Google, Yahoo и Bing), была практически идентичной, при этом данные Google по Клинтон существенно отличались от результатов Yahoo и Bing. Тогда же некоторые специалисты отметили, что функция автозаполнения поисковой строки от Google, призванная экономить время пользователей, осуществляла предзагрузку исключительно нейтральных или благоприятных для Хиллари Клинтон фраз.

При вводе поискового запроса по словосочетанию Hillary Clinton и корню crim (при переводе на русский образует основу таких слов, как "криминал", "преступление", "уголовный" и т.д.) поисковая система в строке предзагрузки предлагала перейти по запросам "уголовная реформа Х. Клинтон" или "закон Х. Клинтон "О борьбе с насильственной преступностью". При этом фразы "уголовные обвинения в адрес Х. Клинтон" и "преступления, совершённые Х. Клинтон", которые вошли в топ поисковых запросов Yahoo и Bing в связи с обвинениями в халатном отношении к секретной документации и возможным уголовным делом в отношении Клинтон, Google полностью игнорировал.

И вот теперь новые обвинения, ставящие под сомнение голословные заявления руководства компании о том, что вопросы корпоративной этики для Google стоят превыше всего. Авторы американского издания The New American провели простой эксперимент. Несколько раз на протяжении десяти дней журналисты вводили одни и те же запросы с именами претендентов на президентское кресло и фиксировали результаты поиска.

Простая, но кропотливая работа дала авторам исследования весомое основание утверждать о тенденциозности в подборе и подаче информации о Х. Клинтон. Так, при поиске многочисленные официальные странички кандидата от демократов выдавались в топе, в отличие от страниц Д. Трампа, которые поисковая машина "разбрасывала" по выдаваемым результатам.

Тенденциозность касалась также и подбора самих материалов. Например, на запрос "Дональд Трамп" на английском языке популярный поисковик выдавал статьи уважаемых американских изданий под заголовками "Налоговая отчётность Трампа показывает, что он на протяжении двух десятилетий уходил от уплаты налогов" или "Дональд Трамп превратил Налоговый кодекс в налоговое убежище" и т.д.

Схожая картина наблюдается и при осуществлении аналогичного поискового запроса из России. В топе новостей выдаются ужасающие для сердобольного западного обывателя заголовки: "Две женщины заявляют о неподобающих прикосновениях Трампа", "Две женщины обвиняют Трампа в склонении к физическому контакту", "Новые заявления и спорные комментарии Трампа по вскрывшимся связям с женщинами" и т.д.

В это же время результаты поиска по запросу "Хиллари Клинтон" в англоязычном сегменте Google оказались куда более оптимистичными. Так, например, 6 октября в топе поисковика были такие заголовки, как "Официальный сайт предвыборной кампании Х. Клинтон — присоединяйтесь к нам!", "Майкл Рейган: Нэнси проголосовала бы за Хиллари", "Выборы окончены — победила Х. Клинтон", "Таймс рекомендует: Хиллари Клинтон в президенты США!".

Такую тенденциозность журналисты называют всеобъемлющей, повторяющейся от страницы к странице поискового запроса. Найти негативную информацию о кандидате Трампе труда не составляет, а вот поиск материалов о многочисленных скандалах, связанных с именем Х. Клинтон, может занять время.

Тенденциозность прослеживается и в подаче фотоматериалов. В фотографиях от Google Х. Клинтон изображается серьёзной, целеустремлённой, уверенной в себе женщиной, сочетающей твёрдость с внешним обаянием. Значительная часть фотографий фиксирует Хиллари на фоне государственного флага США. В разделе фотографий и изображений пользователям также предлагается ознакомиться с содержанием альбомов под названием "Книга Хиллари", "Молодые Хиллари и Билл", "2016", "Свадьба Билла и Хиллари" и т.д.

В топе картинок по запросу "Дональд Трамп" — изображения кандидата-миллиардера, запечатлённого с несуразными гримасами, в образе этакого чудака, героя низкосортной комедии — пародии о политическом истеблишменте, рассчитанной на невзыскательного потребителя. Образ несерьёзного человека-комика дополняют изображения, на которых кандидат от демократов запечатлён в одной и той же белой рубашке и красном галстуке.

Среди фотоальбомов, с которыми предлагается ознакомиться пользователям Google, подборки с названием "Волосы" и "Цитаты".

Первая отсылает к изображениям Трампа с растрёпанной шевелюрой и другим папкам, провокационно сравнивающим причёску миллиардера то с гусеницей, то с початком кукурузы.

Вторая папка отправляет пользователей к мемам, где кандидат в президенты всё так же изображается с разными гримасами, на этот раз сопровождаемыми цитатами из его опрометчивых заявлений.

Первый же мем обращается к словам Д. Трампа о конкурентке по предвыборной гонке Карле Фиорине: "Взгляните на это лицо! Неужели кто-то за него проголосует? Можете ли вы представить это лицо лицом следующего президента США?" Слова миллиардера дополнены изображением… его самого, запечатлённого в очередной нефотогеничной гримасе.

Тенденциозность прослеживается и в подаче материалов о многочисленных скандалах, героями которых стали финалисты предвыборной гонки. Найти запись десятилетней давности, в которой Трамп резко высказывается о противоположном поле, труда не составляет, а вот информацию об обращении Х. Клинтон с документами государственной важности найти не так легко.

Впрочем, обвинения журналистов в ангажированности Google строятся не только на простом обращении к сайту. Есть основания утверждать, что о своём образе в самом популярном поисковике госпожа Клинтон позаботилась заранее. В 2015 году будущий кандидат от демократов наняла в качестве технического директора своего предвыборного штаба Стефани Ханнон из Google.

В том же году при непосредственном участии Эрика Шмидта, председателя совета директоров компании Alphabet, в состав которой и входит Google, была создана Groundwork — IT-компания, целью которой было объявлено избрание госпожи Клинтон на должность президента страны. Основатель Wikileaks Джулиан Ассанж назвал Google секретным оружием Клинтон. По оценкам специалистов, поисковик мог принести кандидату от демократов от 2,6 до 10,4 миллиона голосов простых избирателей.

Эрик Шмидт, бывший председатель совета директоров и исполнительный директор Google, является официальным советником президента Обамы по экономическим, технологическим и оборонным вопросам, поэтому его позиция по сохранению преемственности в политическом руководстве государства понятна. Основатель материнской компании Alphabet вложил немалые деньги в кампанию Х. Клинтон, однако куда большим вкладом стала настройка одного из самых популярных поисковиков в мире.

Ещё одной фигурой, внёсшей весомый вклад в поддержку Х. Клинтон, является Джаред Коэн, имеющий опыт совместной работы в Госдепартаменте США с К. Райс, а впоследствии и с госпожой Клинтон по дестабилизации обстановки сначала в Египте и Ливии, а затем и на всём Ближнем Востоке. Впоследствии Д. Коэн, в 2013 году включённый в топ-100 самых влиятельных людей по версии журнала Time, вошёл в Совет по международным отношениям и занял должность исполнительного директора компании Google Ideas. Однако даже после ухода в частный сектор Д. Коэн не потерял связи с бывшим руководителем и продолжил консультировать Х. Клинтон в её избирательной кампании, что также подтверждается перехваченными сообщениями Wikileaks.

Ставшие достоянием общественности данные говорят о координации предвыборных усилий с Лизой Шилдс, отвечающей в том числе за коммуникации Совета по международным отношениям и являющейся по совместительству подругой Эрика Шмидта.

Обвинения в адрес Google не являются уникальными в своём роде. В науке эта практика получила название "манипуляционный эффект поисковых машин". Согласно данным исследований, манипуляции пользовательскими запросами могут оказывать значительное влияние на избирательные настроения неопределившихся граждан, меняя их предпочтения в диапазоне от 20 до 80%. В совокупности манипуляции с использованием поисковых машин могли привести к изменению симпатий до 25% избирателей во всём мире.

Наконец, сам поисковик не раз обвинялся в подтасовке поисковых запросов. Одно время европейские регуляторы даже собирались разделить бизнес-компании на собственно поисковый и все остальные сервисы, но эта инициатива к успеху не привела.

Заинтересовавшись экспериментом американских коллег, автор сравнил результаты предзагрузок трёх основных американских поисковиков. Bing, например, по поисковому запросу "Хиллари Клинтон", выполненному на английском языке, предлагал обратиться к таким сочетаниям, как "Хиллари Клинтон электронная почта", предлагая переход к материалам о недавнем скандале и "Хиллари Клинтон состояние здоровья" или "Хиллари Клинтон болезнь".

На Yahoo результаты предзагрузки оказались ещё более красноречивыми: "Хиллари Клинтон двойник", "Хиллари Клинтон болезнь Паркинсона", "Хиллари Клинтон обмороки", "Хиллари Клинтон скандал с электронной почтой", "Хиллари Клинтон здоровье", "Хиллари Клинтон возраст".

Google, как и ожидалось, не так критичен, как другие поисковики: "Хиллари Клинтон в молодости", "Твиттер Хиллари Клинтон", "Хиллари Клинтон кандидат в вице-премьеры", "Хиллари Клинтон и Дональд Трамп" и т.д.

Комментарии: 
  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×