Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
12 января 2017, 05:00

Как цифровые мигранты и виртуальный суверенитет спасут евразийскую интеграцию

Фото: © AA/ABACA/EAST NEWS

Фото: © AA/ABACA/EAST NEWS

Лайф изучил закрытый доклад о предложениях по формированию единого цифрового пространства Евразийского экономического союза и попытался понять, как и в каком направлении будет двигаться Интернет в нашей стране в ближайшие 10 лет.

В конце декабря 2016 года на заседании рабочей группы "по использованию сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и социальной сфере" был представлен доклад, содержащий предложения "по формированию цифрового пространства Евразийского экономического союза (ЕАЭС)" (есть в распоряжении Лайфа), подготовленный членом Коллегии по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии Каринэ Минасян и директором Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анной Дупан.

По мнению авторов доклада, "бездействие и несогласованная политика в цифровых преобразованиях стран — членов ЕАЭС способны отбросить союз и страны, входящие в него, в число аутсайдеров мирового экономического развития". Кроме того, как отмечается в документе, подобные действия могут привести к росту угроз безопасности стран и их суверенитету. В числе ключевых угроз для России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии разработчики выделяют риски, связанные с усилением влияния и контроля над цифровым пространством со стороны глобальных игроков и риск реализации разрушительных киберугроз.

Подобные опасения авторов разделяет IT-эксперт и генеральный директор "Ашманов и партнёры" Игорь Ашманов. По его словам, в процессе формирования единого цифрового пространства следует сосредоточиться на управлении Интернетом и информационной безопасности.

— Необходимо синхронизировать и обеспечить совместное управление интернет-именами и адресами (DNS), совместно поддерживать свои сегменты Интернета, чтобы, если кому-то в голову придёт выключить общую интернет-адресацию, у нас был независимый сегмент, который мог бы существовать и без этого, — отмечает эксперт.

Следует, по мнению Ашманова, усиливать и координацию взаимодействия между странами — членами ЕАЭС, в частности необходимо наладить эффективный обмен сообщениями о том, где какие атаки происходят, оптимизировать обмен опытом и т.п.

Второй блок угроз, по версии разработчиков доклада, относится к утрате Россией и странами-партнёрами экономической конкурентоспособности и риску поглощения экономик государств — членов союза экономиками других стран в результате перехода экономических процессов в иные цифровые пространства. Для реализации программы в этом направлении авторами предложен целый комплекс мер, предполагающий преобразования во всех сферах экономики, социальной сферы и государственного управления. Формирование цифрового пространства предлагается реализовывать по следующим основным направлениям: цифровая трансформация отраслей экономики и кросс-отраслевая трансформация в союзе; цифровая трансформация рынков товаров и услуг, финансового рынка и рынка труда; цифровая трансформация процессов управления и интеграционных процессов в союзе; развитие цифровой инфраструктуры союза.

— Нам обязательно нужно находить общие точки соприкосновения, потому что в этом наша сила, — поясняет Лайфу советник президента России Герман Клименко. — У нас есть реестр разработчиков отечественного ПО, куда в настоящий момент не включены наши евразийские коллеги. Мы готовим поправки, чтобы их программисты могли в этом участвовать. Должно быть встречное движение, и понятно, что в современном мире хайтека объединение всегда приводит к кратному увеличению возможностей.

Важными компонентами цифровой трансформации, как отмечают авторы доклада, должно стать внедрение целого ряда стандартов в таких сугубо технологичных областях, как "облачные" сервисы, "большие" данные, биометрия, 5G, пространственные данные и пр. Необходима и стандартизация нормативно-правовых актов.

Ещё одной задачей формирования единого цифрового пространства авторы доклада считают "обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы". Не исключено, что акцент на этой части доклада может стать ключевым для стран, входящих в ЕАЭС и в ежедневном режиме сталкивающихся с проблемами, вызванными трудовой миграцией низкоквалифицированной рабочей силы, влекущей за собой риски безопасности.

Комплекс мер по вовлечению государств — членов организации в мировую высокотехнологичную экономику может оказаться тем инструментом, который позволит перенаправить потоки мигрантов и сделать экономики стран привлекательными для квалифицированной миграции.

Серьёзные различия в законодательстве и подходах к формированию единого цифрового пространства могут стать большой проблемой при реализации задуманного.

— По ряду позиций у нас разные юридические базы. В Казахстане огромная работа проведена по движению в сторону электронного государства. У них нет очень давно свидетельств о регистрации компаний: это всё решается электронными подписями, электронным документооборотом. И в каждой стране своя специфика, — отмечает Герман Клименко. — Не хотелось бы, чтобы всё это превратилось в историю Таможенного союза, где мы не можем до сих пор подписать Таможенный кодекс, потому что страны разные по структурам и некоторые противоречия возникают даже в таких элементарных вещах, как интернет-посылки. И на примере Таможенного кодекса видно, что эта история может затянуться на несколько лет. А в современном высокотехнологичном мире, несколько лет — это значит, что можно вообще не начинать. То есть мы либо быстро договоримся, либо нет.

— Например, Казахстан довольно быстро фильтрует национальное интернет-пространство. Мы это делаем далеко не так энергично. Есть свои порядки и в Белоруссии, — разделяет опасения Игорь Ашманов. — Но самое сложное — это выработать единую политику в отношении того, что такое информационный суверенитет, что такое киберпреступление, что является правонарушением, что является безопасностью и т.д.

Не исключают эксперты и серьёзного противодействия подобным интеграционным процессам.

— Все наши партнёры будут использованы в качестве инструмента для нападения на Россию, как способ раскачать нас. То есть наши партнёры интересны даже не сами по себе, а как способ создать пожар на наших границах. Они будут целями в первую очередь, то есть им интеграция в единое пространство нужна даже быстрее и больше, чем нам. В том числе и потому, что большая часть попыток взлома суверенитета и раскачиваний сейчас происходит как раз через информационное и киберпространство, — подчёркивает Ашманов.

Интеграционные процессы потребуют значительного времени и ресурсов, убеждён Сергей Шавкунов, исполнительный директор J’son & Partners Consulting.

— За последние годы общие расходы государства на ИКТ на федеральном и региональных уровнях были достаточно стабильны и составляют около 100–110 млрд руб. в год. Формирование единого цифрового пространства в рамках Евразийского экономического союза потребует согласования единых подходов к формированию, сбору и обработке данных. Это коснётся широкого числа государственных органов, и в первую очередь унификации государственной статистики, процедур таможенного оформления и контроля транзита товаров, структуры и обмена данными между различными государственными органами и т.п. Это потребует разработки межгосударственных программ развития ИКТ и очевидно займёт значительное время.

По оценкам экспертов, сегодня доходы от поставки товаров, выполненных работ и услуг, связанных с деятельностью в сфере ИКТ, составляют свыше 3 трлн руб., или около 4% от номинального ВВП России.

— В рамках единого цифрового пространства (унифицированной законодательной базы и т.п.) российские ИКТ-компании смогут проще выходить на рынки стран данного союза, но, с другой стороны, могут столкнуться и с новыми конкурентами. Всё будет зависеть от того, насколько на межгосударственном уровне удастся снять барьеры для бизнеса, — отмечает Шавкунов.

Немаловажно и то, что существенное повышение прозрачности финансовых операций с использованием новейших технологий, таких как блокчейн, может способствовать росту эффективности экономики. Как отмечается в докладе, цифровая трансформация приведёт к значительному сокращению издержек, связанных с функционированием финансовых систем и персонала, а за счёт использования передовых цифровых технологий становится возможным иметь полную историю финансовых транзакций, хранящуюся на едином общедоступном ресурсе, что позволит сократить число мошеннических практик.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров