Живее всех живых. Как хоронили ЖЖ

Живее всех живых. Как хоронили ЖЖ

Коллаж © L!FE. Фото: © Shutterstock

6323
Платформе "Живой журнал" исполнилось восемнадцать лет. Добрую половину этого срока русскоязычные пользователи хоронят площадку, находя всё новые и новые признаки смерти. Лайф провёл подробную технологическую судмедэкспертизу ЖЖ и поговорил с близкими.

Самая известная публичная блог-платформа, пожалуй, по праву считается и самой эмоциональной. Так можно сказать не только о контенте, но и об аудитории. Но ЖЖ это не только витрина гражданской журналистики, но и серьезный бизнес-проект. Подобное раздвоение личности и интересов не может остаться незамеченным.

Недавние изменения в пользовательском соглашении "Живого журнала" вызвали очередную волну негодования у старожилов платформы. Среди блогеров опять прошёл слух: пришли последние времена! Запрет на рекламу и агитацию, выдача персональных данных спецслужбам и удаление блогов… Паника в СМИ только подогрела эти настроения. Топовые авторы обещали при первом удобном случае броситься врассыпную в авторские проекты, забрав с собой читателей.

Я, в общем-то, почти безразлично наблюдал за тем, как это всё активно убивают всякие "улучшальщики", ну и теперь вижу, что они доулучшались по полной программе

Алекс Экслер

Что происходит с ЖЖ? Зачем топ-менеджерам "Рамблера" новый киберполигон? И важнейший вопрос — успевает ли теперь уже совершеннолетняя платформа всё-таки умереть молодой?

<p>Фото: © <a href="https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10213025704983060&set=a.1348782965380.2051397.1405520432&type=3&theater" target="_blank">facebook.com/Матвей Алексеев</a></p>

Признаки ЖЖизни

Цикл жизни "Живого журнала" блогеры воспринимают по-разному. Пожалуй, самой яркой кажется периодизация, которой придерживается один из "отцов" Рунета, популярный блогер и бывший сотрудник компании SUP Media (владельца LiveJournal) Антон Носик.

По мнению Носика, большинство блогеров не уходят с платформы LiveJournal, потому что уходить им некуда. Покидают её лишь те, кому не нужна функциональность блогхостинга, а достаточно формата социальной сети "Фейсбук".

Основная же претензия сводится к тому, что руководство "Живого журнала" не заинтересовано в сотрудничестве с профессиональными блогерами, каждый из которых, по сути, выступает как бизнес-единица.

ЖЖ вообще никак не помогает блогерам ни в монетизации, ни в раскрутке, ни технологически

Антон Носик, блогер

С ним согласна Анна Гаан, создатель лидирующего уже семь лет в рейтинге ЖЖ сообщества "Один мой день". Из-за отсутствия поддержки со стороны площадки, а порой и вредных для пользователей решений руководства некогда популярная платформа утратила былой лоск.

Аудитория ЖЖ уйдёт, уже ушла. Ресурс убили. Платформа умерла, интереса к ней нет

Анна Гаан, создатель сообщества "Один мой день" в ЖЖ

— На этой площадке остались лишь желтушные блогеры, которые не создают качественный контент, и консерваторы, работающие по привычке. Старожилы ЖЖ уже давно осваивают иные сервисы вроде Medium и BigPicture. Отток аудитории профессиональных блогеров уже произошёл — это начало происходить тогда, когда в администрацию ЖЖ пришёл Иван Калюжный (работал в компании директором по маркетингу с января 2013 по август 2015. — Примечание Лайфа), — человек абсолютно неквалифицированный и некомпетентный.

Лайф пытался уточнить у бывшего директора по маркетингу LiveJournal Олега Бармина, которого некоторые считают одним из "убийц" ЖЖ, в чём мог промахнуться его преемник, однако тот отказался от общения, сославшись на занятость.

Я об этом пишу книгу. Времени давать интервью нет

Олег Бармин, бывший директор по маркетингу LiveJournal

Трупные пятна

По мнению большинства блогеров, проблемы у платформы начались с перехода аудитории на мобильные устройства. Мультиконтент "Живого журнала" отлично выглядел в браузере, но на смартфонах перегруженные фотографиями посты смотрелись страшновато, а читать их было неудобно. Площадка, со слов Анны Гаан, не только не поддержала новые форматы, но и специально сделала так, чтобы с ними было неудобно работать.

— Всё началось с убийства мобильного приложения. Обновления делали его совершенно не user-friendly. Я раньше читала ленту с айпада, однако после того, как у меня слетел объёмный пост, я перестала им пользоваться, — рассказывает Гаан.

Однако руководство "Рамблера" искренне считает усложнённый пользовательский интерфейс плюсом ЖЖ. Директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев заявил в интервью Лайфу, что целевой аудиторией Livejournal являются думающие люди, для которых создание контента сопряжено с решением проблем, в том числе и с предлагаемым сервисом.

<p></p>

Окоченение

В начале апреля "Живой журнал" опубликовал новое пользовательское соглашение, без принятия которого войти в свой аккаунт стало невозможно. На его текст обратили внимание не только блогеры, но и ряд средств массовой информации, а также правозащитные организации вроде "Роскомсвободы".

Антон Носик назвал текст соглашения чудовищным, а "способ его навязывания — вообще по ту сторону добра и зла". По мнению ряда пользователей, этот документ создаёт юридическую основу для удаления любого журнала.

Всех блогеров перевели на положение жильцов Дома на Набережной, каждый день ожидающих шагов на лестнице

Антон Носик, блогер

Бизнесмен и известный блогер-фотограф Сергей Доля честно признался Лайфу, что вовсе не читал текст соглашения, так как не видит в этом процессе особого смысла.

— Моё мнение таково, что ЖЖ сначала делает, а потом думает, — заявил Доля.

Проблема пользовательских соглашений в том, что их никто и никогда не читает

Алексей Королев, главный редактор "Живого журнала"

Руководство LiveJournal утверждает, что скандал вокруг нового документа и вполовину не так ярок, как реакция аудитории на ликвидацию заголовков комментариев несколько лет назад.

— Реклама — единственное, что держит юзеров в ЖЖ. Пожалуй, это самая дорогая площадка для рекламы в данный момент, потому что она наиболее действенна: работает на круг читателей, у которых есть деньги. Если они будут всерьёз бороться с рекламой и начнут удалять рекламные посты, они потеряют всех контентмейкеров, это их просто закроет. Там же неглупые люди сидят, — отмечает Доля.

Что касается условий по рекламе, прописанных в соглашении, то здесь возмущённые блогеры придерживаются формулировки о суровости закона, необязательного к исполнению.

<p>Скриншот © L!FE</p>

Антон Носик настроен более решительно: "Сообщество администрацию сервиса не интересует. Там нет даже такой штатной единицы, как ответственный за связи с пользователями. Владельцев площадки волнуют только GR и убытки. Для решения проблем с властью перенесли серверы, для монетизации обвешали всё рекламой. И авторам, и их читателям необходимо изучить существующие альтернативы. Блогерам полезно разобраться, куда они могут переехать, а читателям нужна защита от порнобаннеров, которыми с введением новой политики увешали все страницы ЖЖ".

А где такие люди есть? Во ВКонтакте? В Facebook? В Twitter? Facebook часто советуется с пользователями по нововведениям?

Главный редактор "Живого журнала" Алексей Королёв

Выход души из тела

О побеге с платформы рассуждают на протяжении лет многие блогеры. Однако руководство настроено не так упаднически.

Блогеры обсуждают уход из ЖЖ и удаление журналов — но обсуждают-то они это в ЖЖ

Наталия Арефьева, бизнес-лидер LiveJournal

Антон Носик считает лишним удалять свой журнал, но убеждён в необходимости его архивации, так как, по его мнению, пользовательское соглашение позволяет удалить любой журнал в любую минуту. Онлайновую копию можно изготовить с помощью сервиса DreamWidth, локальную — утилитой ljsm.

Анна Гаан настроена решительнее: она планирует сохранить копию более чем десяти лет своей "жжизни", а затем удалить журнал.

Илья Варламов в комментарии Лайфу заявил, что не боится проблем со своим блогом на LiveJournal, так как его сайт является более раскрученным и известным, тем более что он в любой момент может переключиться на собственный движок.

При этом об альтернативных платформах говорить сложно: практически нет сайтов, предоставляющих набор функций, идентичный ЖЖ. Как нет и примеров успешных переходов. Из интересных попыток можно назвать блог фотографа и путешественника Петра Ловыгина на Youtube (пользователь "ПЕТЕНЬКА ПЛАНЕТКА"), однако его аудитория на новой площадке в десятки раз ниже жежешной.

Баг или фича?

Livejournal вырос и хочет переквалифицироваться из блог-платформы в статусный медийный ресурс. Поэтому так много сил затрачивается на главную страницу, и трафик на ней продолжает расти. Всех оставшихся верными платформе смело можно назвать инвесторами данной площадки, так как они продолжают производить контент и привлекать читателей. Однако на вопрос Лайфа о финансовой прибыльности ЖЖ директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев ответить отказался.

Зато о планах создать на базе площадки тренировочный полигон для молодых блогеров в Rambler&Co говорят охотнее. В планах сервиса — сотрудничество с уже известными видеоблогерами и подающими надежды талантами из регионов. По сути, им будут объяснять, как выходить в топ мнений и помогать формировать не только контент для ЖЖ, но и промотировать собственное имя-бренд.

Пока, правда, остаётся неясным, как применить видеоформат на площадке со столь тяжёлым пользовательским интерфейсом. Если пользователь хочет запостить фотографию — скорее он пойдёт в Instagram; с кратким высказыванием — в Twitter. А организовать стриминг проще всего в "Фейсбуке", "Перископе" или на "Ютубе" — на базе LiveJournal это вовсе не представляется возможным. Однако руководство продолжает уверять, что перегруженность веток комментариев и сложность в использовании — это отличительная особенность и преимущество, а не проблема.

Это наш формат эволюционного дерева. Все права защищены, ха-ха!

Матвей Алексеев, директор по внешним коммуникациям Rambler&Co

— Мы к чему должны приучать аудиторию? К деградации? К клиповому мышлению? Пусть к этому приучают другие. У нас задача воспитывать интеллигенцию, интеллект. И наши инструменты максимально подходят для этой аудитории, — отмечает Алексеев.

Длительная и вдумчивая работа над предлагаемым контентом — безусловный признак профессионального блогера. Но сегодня уже очевидно, что для топовых блогеров предлагаемый другими сервисами финансовый, юридический и технический сервис оказывается важнее, чем мнимая или явная свобода самовыражения или самостоятельные тренировки на киберполигоне с разрешением всех проблем собственноручно. А значит, в своём привычном виде русскоязычный сегмент "Живого журнала" скорее мёртв, чем жив.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!