Смертельное приключение. Остаться в живых в детском лагере
Фото: ©Лайф
Лайф рассказывает о трагедии в Карелии, унёсшей жизни 13 детей, и о том, как спасали остальных.
"Погода портится"
— Так, всё. Сматываем удочки. Снимай мотор, сегодня в озеро больше не пойдём, — уверенно, но с долей разочарования сказал рыбак своему племяннику и принялся выгружать снасти и сети из лодки.
Сямозеро (ударение на "Я" — примечают местные жители и частенько поправляют туристов) сегодня не в духе. Ветер поднимает волны, вода пенится, брызги от ударов о прибрежные камни летят далеко на берег, окатывая заборы прибрежных участков.
Рыбак, копаясь в нескольких слоях одежды, с большим трудом, даже немного вспотев, достаёт из внутреннего кармана старенький потёртый сотовый телефон. Приблизив к лицу практически в упор маленький исцарапанный дисплей, около минуты что-то рассматривает.
— Меня они предупреждают, — с иронией произносит мужчина, продолжая изучать мобильник, и снова обращается к племяннику. — Слышишь, Ром, эмчээсники тут говорят, что шторм надвигается у нас. А то я не вижу! И так было понятно! Может, завтра распогодится, тогда и проверим сети. Пойдём домой.
Жители карельского посёлка Кудама ещё не знали, что в этот самый момент в 14 километрах от них, с противоположного берега Сямозера — из лагеря, что в деревне Сяргилхта, — на водную прогулку на лодках отправляется группа детей — около 50 человек. И вместо привычного богатого улова рыбаки с утра увидят совсем другую картину, от которой перехватит дыхание. Это событие повергнет в шок не только население деревни Кудама, но и всю страну.
"Бабушка, все утонули, я одна осталась…"
12-летняя Юля несколько часов пыталась добраться до берега. Справиться со штормовыми волнами девочке, которая занималась плаванием, даже в спасательном жилете было очень сложно. Долгое время она находилась в связке со своим братом, пыталась его спасти, но волна разъединила их на расстояние около полутора километров. Девочка старалась доплыть до большой земли. Ближе к берегу она увидела мальчика, которого волны буквально били о камни. Огромных усилий стоило ей вытащить сверстника на берег.
Бездыханный подросток был весь в крови. Как его зовут, Юля не знала. Лишь несколько раз встречала его в лагере и видела, как он садился на одну из лодок, на которых ребята отправлялись в поход. Девочка встала на колени и склонилась над телом. Кричала, трясла его и пыталась делать искусственное дыхание. Но всё безрезультатно — было уже поздно. Ребёнок погиб.
С трудом встав на ноги, влажной холодной рукой Юля убрала с лица мокрые волосы. С одежды стекала вода. Девочка осмотрелась: с одной стороны — лес, с другой — озеро, впереди — небольшая речка.
Шторм немного стих, но порывы ветра всё равно пробирали до костей. Юлю трясло. Она понимала, что нужно искать помощь. По фильмам девочка знала, что деревни, посёлки и даже города чаще всего строят на реках. Поэтому решила идти вдоль неё в надежде, что встретит хоть кого-нибудь.
Сколько километров она прошла и сколько времени потратила на дорогу — Юля не понимала. В конце концов увидела жилые дома. Это был посёлок Кудама. Девочка стучалась в дома, но открыли ей только в четвёртом. Там её, бледную и трясущуюся, встретил местный житель Александр. Едва поняв, что произошло, он подхватил ребёнка и занёс в дом. Мужчина вызвал сотрудников МЧС и полицию. Вместе с ними он отправился на место, где, по описаниям Юли, находился погибший мальчик. В это время девочке оказывали первую медицинскую помощь и дали позвонить родным.
— Что случилось?! — донёсся испуганный крик из телефонной трубки.
— Бабушка, все утонули, я одна... — дрожащим голосом произнесла девочка.
Смертельно поздний S.O.S.
С момента трагедии до подачи сигнала МЧС прошла целая ночь. Спасатели устремились в Кудаму. Это небольшой посёлок на Сямозере — на всех жителей два магазина с полупустыми полками. Зато цены "кусаются". Хотя Кудама расположился в 100 километрах от столицы Карелии, Петрозаводска, везти сюда продукты и товары проблематично — дорога "убитая". Это также задержало начало спасательной операции. Поняв масштабы произошедшего, было решено привлечь дополнительные силы из соседних с Карелией регионов, в том числе и Санкт-Петербурга.
По предварительной информации, без вести пропали почти 50 человек, большинство — дети от 12 до 15 лет. Спасатели на лодках осматривали водную гладь Сямозера, с воздуха окрестности просматривали с вертолётов, прочёсывали береговую линию. К поискам подключились и местные жители.
Детей находят. Одного за другим. Их прибивает волнами к берегу. Живого. Мёртвого. Живого. Мёртвого... Всех держали на воде яркие оранжевые спасательные жилеты. Тем, кому удалось выжить в ледяной воде, температура которой составляла около +10 °C, немедленно оказывают первую медицинскую помощь. На месте работает около десятка бригад скорой. У выживших диагностируют переохлаждение и переломы.
Сильные волны не давали возможности увернуться от сотен каменных глыб, которыми усеяны берега и дно Сямозера. Одну из девочек несут в карету "скорой" на носилках. Идти она не в состоянии. Позднее выяснится — у неё сломан позвоночник. Девочку и остальных выживших детей отправляют в больницы Петрозаводска. Но доставка не будет быстрой — ехать нужно аккуратно, ведь дорога "убитая".
Где все остальные?
Ветер на Сямозере со вчерашнего дня не менял направления, поэтому территорию для поисков обозначили очень быстро. После того, как обнаружили меньше половины пропавших, работа спасателей долгое время не приносила никаких результатов. Где все остальные? Поиски продолжались.
Появилась версия о том, что группа детей могла укрыться от шторма и спастись, добравшись до одного из островов. Ближайший крупный к месту трагедии — Зелёный. Так его окрестили местные жители из-за огромного количества деревьев, растущих друг к другу практически вплотную. Группа спасателей отправляется туда. От берега посёлка Кудама до него около трёх километров. Главное — скорость. Промедление с сигналом бедствия тогда не позволяло терять ни секунды сейчас. Все понимали — если кто-то ещё остался в живых, они могут попросту погибнуть от переохлаждения, даже если выберутся на сушу.
Остров Зелёный оказался пуст. Куда дальше? Акваторию озера осматривали с вертолёта — всех, кого заметили в воде, достали. Нужно делать упор на береговую линию и острова. Спасатели, работавшие на острове Зелёный, начали в бинокль вглядываться в соседние архипелаги. И вот наконец сигнал получен. На соседнем небольшом островке на деревьях развешаны спасательные жилеты. А значит, там могут быть выжившие. Быстро туда.
Остаться в живых
Приближавшимся на моторной лодке к небольшому острову спасателям с берега дети машут руками и восторженно кричат. На лицах улыбки, кто-то даже громко смеётся. Сначала спасатели не поняли такой реакции, но позже всё встало на свои места.
Оказалось, что заезд, на который попали ребята в детский лагерь, экстремальный. Называется "Остаться в живых". Детей должны были учить выживать в лесу, оказывать первую помощь пострадавшим, обучать правилам поведения на воде. Этот поход был одним из приключений, в которое они отравились, несмотря на штормовое предупреждение.
Рафт и два каноэ, четверо инструкторов и 47 детей стартовали от лагеря в деревне Сяргилахта. На середине пути перестали справляться с волнами. Лодки переворачивались, дети падали в воду.
Группу разбило на части, они практически мгновенно потеряли друг друга из вида. Доплыть до острова смогли 25 детей и двое инструкторов. О судьбе остальных они ничего не знали. Старшие успокаивали ребят, что с их товарищами всё в порядке. А то, что эту ночь придётся провести на острове — это лишь часть приключения, как в том популярном сериале. Спасатели говорят, что такое решение было верным — удалось избежать паники и перевести чрезвычайную ситуацию в игровую.
Детей начали сажать на лодки, спасательные жилеты, развешанные на деревьях, снимают и одевают обратно. На вопросы о том, где сейчас друзья, которых унесло штормом, спасатели, не меняя заданного вожатыми настроения, отвечают: "Всё в порядке, мы их тоже спасли!"
Детей на лодках отвозят в Кудаму, а после отправляют в Петрозаводск.
Пахачу — плохой хороший остров
Пахачу — один из 80-ти островов Сямозера. В переводе с карельского "плохой". Официального названия у него нет. Карелы так прозвали его из-за того, что на нём водились змеи и комары. Считалось, что эта земля проклята злыми силами, поэтому рыбаки для ночлега его не никогда не использовали — боялись, что до утра просто не доживут. Но карельской легенде больше доверять нельзя. Ведь именно это "плохое" место стало убежищем для 27 человек. Здесь они смогли укрыться от промозглого ветра и ледяных брызг. Здесь они смогли переночевать не на земле или холодных камнях, а на мху, которым покрыта почти вся территория острова. И именно отсюда они смогли подать сигнал бедствия.
С той стороны озера, откуда дул ветер, затонувшее каноэ, на котором удалось добраться до берега. Ярко-оранжевое, практически одного цвета со спасательными жилетами. Кроме него, о том, что здесь группа провела ночь, ничего не напоминает. Лишь истоптанные тропинки и поляны.
Несмотря на то, что детей предполагалось учить выживанию в дикой природе, на острове нет ни одного свежего пепелища от костра, теплом которого они могли бы согреться. И это при том, что с детьми были двое инструкторов. Видимо, спички промокли, а добыть огонь другими способами не смогли. А ведь "плохой" остров и тут готов был помочь. Наряду с величественными елями, укрывавшими пышными кронами от ветра, на Пахачу множество сухих крупных деревьев, ветки которых легко ломаются и будут отлично гореть после короткой просушки.
Если день, когда человеку чудом удалось избежать смерти, зачастую называют вторым днём рождения, то для двух с половиной десятков спасшихся детей остров Пахачу можно назвать вторым местом рождения.
Поисковая операция окончена. А всех ли нашли?
Вечер 19 июня. Прошли сутки с момента трагедии. Поиски прекратились. На вопрос журналистов: "Почему не сворачиваете штаб?" пресс-секретарь МЧС спокойно отвечает, что ждут команды сверху.
По последним данным, группа состояла из 51 человека: 33 ребёнка и четыре инструктора спасены, 14 детей погибли. Все тела обнаружены и этой ночью отправятся в Москву, откуда ребята и приехали отдыхать в Карелию.
Появилась информация, что смерть в большинстве случаев наступила не из-за недостатка кислорода, а из-за длительного нахождения в воде и переохлаждения, а также травм головы.
— В жилетах были, в жилетах, — подтверждают спасатели.
В Петрозаводске проходит заседание МЧС, на котором необходимо свести всю информацию воедино. Работали подразделения из разных регионов, данные разнятся. Принято решение не возвращать спасателей с места дислокации в посёлке Кудама.
Ночью в Петрозаводск прилетает глава МЧС России Владимир Пучков. На совещании ему докладывают — не отзывать силы решили не зря, поиски необходимо продолжать. Найдены тела не 14, а 13 детей. Один мальчик пропал без вести.
Пучков потребовал усилить группировку спасателей на Сямозере. С рассветом поисковая операция продолжилась, задействованы лодки, вертолёты, работают водолазы. Спасатели надеются найти последнего ребёнка живым.
Вскоре прибыло подкрепление. Силы распределили так: из-за большого количества островов им решили уделить особое внимание. По три-четыре человека на остров. Несколько таких групп. Все остальные отправляются прочёсывать береговую линию. Вертолёты нарезают круги над озером, постоянно увеличивая радиус траектории полёта.
К вечеру 20 июня обнаружили только второе каноэ и рафт, а также доставили личные вещи детей на берег. Пропавшего ребёнка не нашли.
Около трагедии
— Вот всё летают-летают. Чего ищут, того уже не найдут! — говорит журналистам один из местных жителей, мужчина лет 50.
Затем он поясняет.
— Да была уже такая история пять лет назад. Осенью. Тоже лодка в шторм перевернулась. Три человека там было. Двоих-то сразу нашли утонувших, а вот третьего озеро только весной отдало. А это правда, что троих ребятишек мёртвыми нашли на острове? Лежали там на земле, друг к другу прижавшись? — спрашивает мужчина.
— Кто вам сказал? — возмущённо отвечает один из корреспондентов местной карельской газеты.
— Да бабка одна нашептала, — говорит мужчина.
Несмотря на такие настроения некоторых жителей посёлка, спасатели продолжают поиски. На вопрос: "Сколько будете искать?" они отвечают: "До победного!"
"Карелия-Open" closed
Тем временем на той стороне Сямозера в самом лагере, откуда отправлялась группа, дети собираются домой. Работают полицейские, следователи и сотрудники МЧС. Вход и выход с территории запрещён. Журналисты наблюдают из-за забора. Возле нескольких пассажирских автобусов стоят те, кто уже собрал вещи и ожидают посадку.
— Наташа, я так буду скучать! — доносится громкий крик девочки лет 13, после чего она подбегает и запрыгивает на сверстницу.
Та держит в руках сумки, вместе с которыми падает от неожиданности и веса подружки. Обе лежат несколько секунд на асфальте. После чего раскатываются звонким смехом, который был слышен, пожалуй, не только на территории лагеря, но и в деревне Сяргилахта, что находится по соседству.
Сдружиться дети успели — провели вместе почти все запланированные три недели, покидают лагерь всего на три дня раньше. Но и этим решением они, конечно, недовольны. Здесь природа, приключения, ну и, конечно, уже друзья.
Количество детей у автобусов увеличивается, все постепенно выбираются из своих комнат, а вместе с тем увеличивается и шум от детских голосов и смеха.
Министр по социальному развитию республики Карелия поясняет, что детям рассказали о трагедии и объяснили, почему смена заканчивается раньше, но внимания на этом не акцентировали, чтобы не травмировать детскую психику. Спустя полчаса в сопровождении автомобилей ГИБДД и скорой помощи колонна автобусов стартует. Медленно едет по территории лагеря. Перед ней идут подростки 15-17 лет. Человек 10. Сначала кажется, что это также участники заезда, и возникает вопрос: "Неужели мест не хватило?"
Оказалось — это вожатые, они провожают своих подопечных — машут руками, улыбаются. Ведь они тоже привыкли к ним за эти дни. Из автобусов дети тянут к ним руки и кричат их имена. Кому-то вожатые даже успевают "дать пять". Время на прощание ограничено — пока полицейские открывают ворота.
Вскоре автоколонна покинула территорию лагеря и скрылась в лесу. В лагере остались только следователи, полицейские и обслуживающий персонал.
Фактически парк-отель "Сямозеро" и отель "Карелия-Open" прекратили свою работу. Детей по договорённости с РЖД обеспечили местами в поездах и отправили в Москву. Там их встретят родные, которые теперь будут с тревогой выбирать место для летнего отдыха своих чад.
Тем временем поиск ещё одного ребенка на Сямозере продолжается.