Маршрутки в Москве подорожают до 50 рублей за поездку
Из-за реформы городского наземного транспорта маршруток станет в два раза меньше, а стоить они будут в два раза дороже.
Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко
С сентября однократная поездка на столичной маршрутке будет стоит 50 рублей, как и на всех городских муниципальных маршрутах и метро. Об этом Лайфу сообщили в департаменте транспорта мэрии Москвы. По словам представителя департамента, к осени будет закончена начатая ещё в 2015 году реформа наземного транспорта, и на всех городских маршрутах, включая коммерческие, будет введена единая тарифная политика.
Таким образом, сэкономить на поездке можно будет только при покупке "длинных" единых проездных билетов, да и то не всегда. Так, если сейчас одна поездка на маршрутке стоит в среднем 30-35 рублей (есть маршруты, где проезд стоит и 20 рублей за поездку, и 50), то с сентября при покупке билета на одну-две поездки она обойдётся в 50 рублей, при покупке "единого" на 40 поездок одна поездка будет стоить 32,5 рубля – тоже дороже, чем сейчас. Выгоду можно будет получить, только покупая проездной на 60 поездок. В этом случае поездка обойдется 26,2 рубля, а по проездному только на наземный транспорт (ТАТ) – 16,7 рублей за поездку.
В мэрии подсчитали, что те, кто будет пользоваться такими "длинными" проездными, смогут сэкономить до 10 тысяч рублей в год. Остальные, правда, будут терять.
С балансов карт "Тройка" будет списываться по 31 рублю за поездку (тариф "Кошелёк").
Как уверяют коммерческие перевозчики, им от таких тарифов выгоды нет: все заплаченные пассажирами деньги будут поступать мэрии. Бизнесмены же будут получать фиксированную плату за обслуживание маршрутов. В 2015 году было проведено 58 аукционов на право перевозить пассажиров в рамках госконтрактов на общую сумму 47,8 миллиарда рублей. Согласно контрактам, ставка на одного перевезенного пассажира, которую город будет выплачивать бизнесменам, составляет 7 рублей 13 копеек. Выплачиваемая перевозчику сумма может быть ещё уменьшена, если он допустит нарушения, среди которых несоблюдение утверждённого расписания или трассы следования, сломанный кондиционер или мусор в салоне.
— На сегодняшний день коммерческий транспорт работает не в интересах пассажиров: перевозчики нацелены лишь на получение прибыли, при этом они не несут ответственности за качество услуг, — настаивают в Департаменте транспорта. — В маршрутных такси не предусмотрено льгот для студентов, школьников, пенсионеров, социально незащищённых граждан. Водители автобусов зачастую нарушают ПДД и подвергают опасности жизни пассажиров. По статистике городского ГИБДД каждый год в московских маршрутках получают травмы более 200 человек. 40% маршруток не оборудованы кондиционерами, подавляющее большинство не адаптировано для перевозки маломобильных граждан.
Все эти новации могут парализовать работу коммерческого транспорта, уверены участники рынка. И кроме увеличения платы за проезд, москвичи могут столкнуться с исчезновением привычных маршрутов, а кроме того, по многим направлениям уменьшится количество маршруток.
— Что касается платы за проезд, то действительно, есть пассажиры, которые выигрывают от новации, а есть те, кто проиграет, — отмечает гендиректор ООО "АвтоКарз" Василий Фоминых. — Однако в целом реформа уменьшает количество подвижного состава на маршрутах и может привести к полной остановке коммерческого транспорта в Москве. На ряде маршрутов, где работало, скажем, 12 микроавтобусов, остаётся только 6, причём согласно контрактам, перевозчик не имеет права увеличить количество машин даже в час пик. Это приведет к тому, что москвичи будут вынуждены тратить гораздо больше времени на дорогу.
Слова эксперта подтверждает составленная Департаментом транспорта инструкция для колл-центра, с которой ознакомился Лайф. Так, операторов колл-центра готовят к вопросам от пассажиров об увеличении интервала следования автобусов или отмены маршрутов. Всем жалобщикам, согласно инструкции, будут сообщать, что "заявление зарегистрировано".
Впрочем, решить проблему будет нелегко: по словам Фоминых, экономика, заложенная в условия контрактов, не позволяет работать рентабельно для предприятий, которые будут соблюдать все действующие отраслевые и налоговые нормы. По его словам, существует возможность только следующих путей для безубыточности — это огромная переработка водителей и уход от налогов.
По мнению владельцев компаний работающих на рынке, они не смогут никак увеличить свои доходы, увеличив количество маршрутов или автобусов на трассе.
— Есть весомые обоснованные сомнения и риски, что компании, выигравшие данные аукционы, не смогут обеспечивать работу по контрактам на протяжении 5 лет, — говорит Фоминых. — Если перевозчики, работающие по контрактам, уйдут с рынка из-за нерентабельности, то заменить их будет некем, кроме нелегальных перевозчиков, которые найдут лазейки в законах.
Впрочем, по мнению многих экспертов унификация тарифов не приведет к коллапсу на рынке общественного транспорта.
— Понятны мотивы перевозчиков и попытки разогреть народное возмущение. Теперь они не смогут назначать тарифы по своему усмотрению и скрывать "левые" доходы, когда собирая с пассажиров наличные, они утаивают доходы. Все разговоры о нерентабельности не имеют под собой оснований: рынок конкурентный и желающие заработать появятся. Штрафы же необходимы, чтобы перевозчик нёс ответственность за некачественно предоставленную услугу. Мы же сами возмущаемся, когда очередная маршрутка неожиданно загорается на дороге или попадает в аварию из-за отказа тормозов, — объясняют эксперты. — Невозможно угодить всем, но главные цели изменений — сделать прозрачной тарификацию, улучшить качество обслуживания и дать возможность тем, кто ездит много, платить меньше.