Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
3 мая 2016, 15:30

Полный неулет. Что делать, если задержали рейс

Май - самое время для путешествий. Билеты куплены, отель забронирован, чемоданы собраны. Пора в путь. Но неожиданно планы рушатся: рейс отменяют. Шанс не вылететь в назначеное время велик, поэтому лучше заранее подготовится к столь неприятному событию.

Фото: © flickr.com/Jonathan Cohen

По данным Росавиации в прошлом году российские авиакомпании совершили 788 тысяч рейсов (регулярных и не регулярных). При этом вылет 28 тыс. рейсов был задержан как минимум на два часа. А по данным сервиса Flightstats.com, ежедневно в мире задерживаются примерно от 10 до 16 тысячи рейсов. Как действовать в случае задержки и на что может претендовать пассажир, не улетевший по чужой вине, знают немногие. Life.ru разобрался, какие права в случае задержки рейса есть у пассажира и что нужно сделать, чтобы ими воспользоваться.

И покормят, и спать уложат 

Для начала, договор вы заключаете только с авиакомпанией (покупаете билет), а с аэропортом у вас нет никаких правовых отношений, поэтому службы аэропорта вам в принципе ничем не обязаны. Если вы летите российской авиакомпанией куда-либо, то ваши базовые права описаны в Федеральных авиационных правилах (ФАП-82). В них оговаривается, что при задержке рейса более 8 часов днем и 6 часов ночью (вне зависимости от причины), вас должны поместить в гостиницу. В правилах некоторых авиакомпаний оговаривается звездность отеля. И вас могут оставить без ночлега, если в городе просто нет подходящей гостиницы. Тогда ничего не остается, кроме как покупать еду самому, переночевать в аэропорту или постараться найти гостиницу самостоятельно.

В гостиницу вас должны отвезти, также вам положены два звонка или два имейла, напитки (и то, и другое при задержке от двух часов), комната матери и ребенка, питание через четыре часа и далее каждые шесть часов.

Когда рейс задерживают за рубежом, и летите вы иностранной авиакомпанией — она уже подчиняется законам своей страны. Например, в США вообще нет единого законодательства, которое регламентировало бы все обязательства между пассажиром и авиаперевозчиками. Все зависит от правил отдельных компании: так, Delta Airlines обещает полностью вернуть стоимость билета, если задержка больше 1,5 часов — то же правило действует, когда пассажир пропускает стыковку по вине компании.

Что касается авиакомпаний из Евросоюза, то право на напитки, питание и гостиницу имеют все пассажиры, рейсы которых задерживаются на два часа минимум (при расстоянии полета до 1500 км), на три часа — для всех перевозок внутри ЕС и все рейсы дальностью от 1500 до 3000 км, на четыре часа — все остальные пассажиры. Если задержка составляет пять часов и более, то пассажир имеет право на возврат полной стоимости билета. Если из-за европейской авиакомпании вы опоздали на стыковочный рейс, то также можете требовать билет до пункта начала путешествия.

Россиянам предоставляются компенсации за задержку рейса. Мизерные: пассажир отечественной авиакомпании может «выбить» себе по закону несколько сотен рублей, а вот европейской — до 600 евро (в зависимости от длительности задержки и расстояния перелета). Так, если ваш рейс из России в Европу (выполняемый авиакомпанией, зарегистрированной в ЕС) задерживается больше трех часов, а расстояние полета меньше 1500 км, то сумма вашей компенсации составит 250 евро. Если расстояние от 1500 до 3500 км, то 400 евро, а если более 2500 км — 600 евро. При этом если задержка менее трех часов, то компенсация не полагается, равно как и в случае если вас уведомили о задержке рейса минимум за 14 дней или если компания предложила альтернативный рейс по такому же маршруту и с таким же временем вылета.

25 рублей в час

По российским законам (120-я статья Воздушного кодекса), за час просрочки пассажир вправе получить 25% от МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% стоимости авиабилета. Но за минимальный размер оплаты труда здесь принимается не 6204 рублей (официально установленный МРОТ на 2016 год) — при начислении штрафов и сборов МРОТ эквивалентен 100 рублям. 25 рублей в час — такую компенсацию можно потребовать либо в представительстве авиакомпании (если вы находитесь в другой стране или в другом городе), либо в офисе компании.

В случае отказа перевозчика, а также за дополнительными компенсациями юристы рекомендуют идти в суд, здесь шансы на оплату чеков почти 100%-ные, но шансы возместить моральный ущерб и прочее довольно низки. Когда авиакомпания хитрит и не хочет возмещать положенную сумму, а вы готовы довести дело до суда, факт опоздания по требованию суда могут подтвердить в Госкорпорации по ОрВД (занимается аэронавигацией).

Кстати россияне нередко ходят в суды за компенсациями: с начала 2016 года с применением статьи 120 Воздушного кодекса суды вынесли десятки решений. Например, в конце января Волжский районный суд Саратова подтвердил обязанность «Саратовских авиалиний» выплатить пассажирам по 75 рублей за три часа задержки самолета, а также 800 рублей за моральный ущерб.

Но никто не должен будет извиняться деньгами, кормить, поить и укладывать спать в случае форс-мажора, «обстоятельств непреодолимой силы» (794 статья Гражданского кодекса РФ), явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий. К форс-мажору причисляются и государственные запреты на полет в ту или иную страну, забастовки сотрудников компании, нехватка топлива или других расходных материалов. Такие же форс-мажорные исключения действуют и в других странах, например в странах Евросоюза и в США.

Нестыковки

Длительные задержки, от 12 часов до нескольких дней, редки и обычно связаны с изменением суточного плана полетов компании, поломкой самолета (и как следствие, за пассажирами должен вылететь другой самолет), задержкой во время предыдущего вылета конкретного самолета (оборотные рейсы). Если о задержке известно за несколько дней, то авиакомпания уведомляет об этом пассажира с помощью звонка из call-центра, письма на электронную почту или SMS. Если билет куплен с помощью посреднического сервиса, то уведомлять должны и посредник, и сама авиакомпания.

Если рейс задержали и вам по какой-то причине не подходит новое время вылета (например, из-за стыковки) — вы всегда можете отказаться от перевозки. Согласно ФАП-82, это квалифицируется как вынужденный отказ от перевозки и авиакомпания должна вам предложить альтернативный, удобный вам вариант перевозки или же возместить полную стоимость билета. Это распространяется и на невозвратные билеты: при задержке их можно сдать с полной компенсацией.

Во-первых, нужно сначала зафиксировать задержку у представителя авиакомпании (например, он должен сделать соответствующую отметку в билете) и взять на всякий случай справку у представителя аэропорта о задержке рейса — она понадобится если вдруг вы решите довести дело до суда. Если вы покупали билет в одном из офисов продаж, то и возврат билета оформляется там же. Если онлайн — то нужно обращаться в службу продаж авиакомпании или посредника.

Другой вопрос, если у вас стыковочный рейс оформлен на две разные авиакомпании — то есть это не один билет, а два разных. Стоимость первого, задержанного рейса вам возместят, а второй билет безнадежно потерян. Если же стыковочный рейс оформлен одним билетом (и перевозка совершается одной компанией или по код-шеринговому соглашению), то тогда перевозчик должен возместить стоимость всего билета.

Визовый сюрприз

Такое случается редко, но бывает — виза страны заканчивается одновременно с датой вылета из этой страны. Тогда уже не до компенсаций, лишь бы улететь. По идее в таких случаях пассажир не должен покидать так называемую чистую зону аэропорта. В крупных аэропортах есть консульские пункты в точках пропуска через госграницу (например, консульские пункты российского МИДа находятся в «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково», «Пулково» и др.). Там пассажиру, у которого закончилась виза и он не успел вылететь, в частности из-за задержки рейса, могут оперативно продлить ее на день или на два.

Теперь допустим, вы в стране проездом и у вас нет визы транзитного государства, а рейс отменили на неприлично долгое время (то есть на такое, когда пересидеть в чистой зоне аэропорта без потери нервов и лишних трат не получится), то авиакомпания может вас отправить в гостиницу, которая находится в транзитной зоне. Когда такого отеля нет, авиакомпания может или договориться с таможенными структурами и разместить пассажиров за пределами транзитной зоны, но вы будете практически под домашним арестом. В худшем случае (но не наихудшем) вас оставят в терминале, обеспечив едой и напитками.

В подготовке материала помогали: Андрей Крамаренко, независимый авиаэксперт; Борис Рыбак, директор консалтинговой компании «Инфомост»; Владимир Тасун, президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта; Александр Чебан, блогер и путешественник; Диана Ильина, адвокат коллегии адвокатов "Группа правовых консультантов"; Олег Аксаментов, директор института воздушного и космического права «Аэрохелп»; Анна Бажина, пресс-секретарь S7 Airlines; Инна Кудрякова, адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов; Наталья Котова, юрист по воздушному праву; Максим Фетисов, пресс-секретарь компании «Аэрофлот»; Кирилл Фаминский, генеральный директор Pososhok.ru; Константин Парфененок, директор по коммуникациям Andgo.travel; Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры».

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров