Заслуживает ли сочувствия убийца и насильник Артём Исхаков?

Заслуживает ли сочувствия убийца и насильник Артём Исхаков?

Фото: © социальные сети

41611
Журналист Андрей Бабицкий — о том, что некоторым матерям не следует учить детей сочувствовать уродам и сопереживать эгоцентрикам, так как это лишь приведёт к новым страшным трагедиям.

Чудовищная история об убийстве и изнасиловании студентом Бауманки Артёмом Исхаковым девушки, в которую он был влюблён, стала поводом для яростной дискуссии в "Фейсбуке". Поскольку администрация социальной сети уже снесла пост, вызвавший ожесточённый и долгий спор, я перескажу основные положения, высказанные его автором. Женщина, имеющая детей (насколько я понял, девочку и мальчика), задалась вопросом, чему следует учить молодых людей, чтобы они не попадали в обстоятельства, подобные тем, что привели к ужасной развязке. Вывод, к которому пришла мама, шокировал многих. Она обвинила убитую в том, что та спровоцировала своего убийцу. Следовательно, девочек надо учить не задевать гордость влюблённых в них парней, не завязывать романы с их друзьями, не издеваться над ними, не жить с ними в одной квартире и т.д.

На самом деле, для умозаключения о виновности Тани Страховой оснований нет. Уже никто не сможет восстановить нюансы взаимоотношений жертвы и её убийцы, но случившееся даёт возможность поговорить о странном сочувствии, которое некоторые наши люди испытывают к разнообразным насильникам и душегубам, считая, что они были вынуждены совершить преступление.

Начнём с того, что никто никого не может принудить совершить те чудовищные действия, которые совершил Исхаков: он не просто убил Таню, но, надругавшись над её трупом, подробно описал произошедшее в своей предсмертной записке. Конечно, следует учить не только девочек, но и вообще детей и подростков не издеваться над окружающими, не ущемлять их самолюбие, уметь сочувствовать чужому горю, проявлять милосердие и т.д. Но мир молодых людей совсем не похож на мир взрослых — там буйствуют яркие краски, зашкаливают эмоции, первые влюблённости выбивают из колеи, а измена любимого или его нежелание ответить на твоё чувство могут восприниматься как вселенская катастрофа.

Большинство подростков бредут по этой охваченной языками пламени степи, обжигаясь, падая, подвергаясь унизительным насмешкам, бредут, хотя кажется, что сил уже не осталось. И им удаётся преодолеть этот местами чудесный, местами бедственный и невыносимый отрезок своей жизни и выбраться на берег, никого не убив и не изнасиловав.

Фактически каждый из нас, обратившись к своему прошлому, обязательно припомнит историю крайне болезненной и неудавшейся любви, после которой, как казалось в момент её проживания, рана на сердце уже никогда не зарастёт. Кто из переживших эту тяжёлую историю планировал убийство любимого человека? Думаю, что очень немногие. Скорее, в таких обстоятельствах молодой человек склонен думать о самоубийстве, поскольку в своих неудачах нормальный, социально адаптированный, ответственный подросток склонен винить в большей степени себя, а не предмет своей страсти.

Невозможно научить ребёнка избегать жестокостей, с которыми ему придётся столкнуться, самому не проявлять жестокость. Невозможно потому, что подчас мы даже не понимаем, как наши шутки или неосторожно сказанные слова могут ранить окружающих людей. Осознание этого, а вместе с ним и осторожность в поступках приходят только с опытом, а юношеская порывистость, отсутствие навыков эмпатии, сопереживания, граничащее с бессердечием, хотя таковым и не является, — это неизбежный путь, который приходится проходить каждому.

Однако убийство, тем более с такими отягчающими обстоятельствами, — это событие экстраординарное, единичное, указывающее на искажённую систему ценностей человека, совершившего преступление. Когда сочувствующие убийце говорят, что он был влюблён в свою жертву, они совершают подмену понятий. Любить — значит принимать человека таким, какой он есть, прежде всего вот с этим самым его неумением или нежеланием ответить тебе взаимностью. Нельзя считать, что предмет твоей любви тебе чем-то обязан, что ты имеешь на него право собственности, что ты можешь принудить его к ответному чувству. Как раз из представления о возможности нарушить чужое право на свободу выбора и рождается преступник.

Мы имеем дело с больным, сохранявшим высокую степень хладнокровия в момент совершения убийства и изнасилования, ублюдком, который не был способен любить в принципе. Он рассматривал девушку как собственную вещь, которая по недоразумению ему не принадлежит. И, убивая её, он восстанавливал право собственности, измываясь над её трупом он мстил за то, что она смела подвергать это право сомнению. Никакого аффекта там не было. Он планировал убийство в течение двух недель, задумав его ещё в начале января. Даже если согласиться с версией аффекта, которую поддерживала в своём тексте на "Фейсбуке" вышеупомянутая женщина, — что такого сделала девочка, что заслуживало бы смерти?

Ровным счётом ничего. Она могла называть его пидором, крутить романы с кем угодно, выкладывать в Сеть легкомысленные фото. Это всё ни о чём. Вспомните, как вас обижали в детстве и юности, как вы отчаянно ревновали, когда поведение предмета вашей страсти казалось вам фривольным. А оно всё время таким казалось. Но вы точно знали, что не вправе ни у кого отнимать жизнь, которая является не вами данным высшим даром. Это чужая собственность — Бога или природы, не так важно.

Задача решается очень просто. Нет таких прегрешений в рамках обычного поведения, пусть даже беспутного и разнузданного (в жизни Тани Страховой я ничего подобного не нахожу, но предположим), за которые кто-либо был вправе приговорить кого-либо к смерти. Мы имеем дело с убийцей, который не то что не заслуживает снисхождения, а ровно наоборот. То, что он сделал, — это преступление предельной степени тяжести.

Оно отягощено умыслом, беспредельным эгоизмом, омерзительной жестокостью и каким-то абсолютно нечеловеческим профилем личности. Я прочёл предсмертную записку, в которой Артём выдаёт своим друзьям и знакомым рекомендации, как им обустроить свою личную жизнь. Он категорически не понимает, что на фоне того, что он сделал, его советы имеют отрицательную ценность, а соответственно, и давать их не имеет никакого смысла.

Поэтому женщине из "Фейсбука" я хотел бы сказать, что детей не надо учить беречь самолюбие ублюдков, сочувствовать уродам, сопереживать эгоцентрикам, которые воспринимают окружающих их людей через призму того, как они могут быть ими использованы в целях собственной выгоды или удовольствия. Напротив, таких персонажей не следует щадить, не надо искать у них тонкую душевную организацию. Их следует огораживать как можно раньше, отчуждать, выносить из плана человеческих отношений, транспортировать на поверхность луны. А эмпатия по отношению к таким людям крайне опасна, поскольку, проникаясь их бездушием, бесчувственностью, вы можете импортировать эти свойства в собственные души.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×