Стоимость одного СМС — жизнь
Журналист Игорь Мальцев — о роли МЧС в гибели москвичей во время урагана и той цене, в которую оценили нашу жизнь столичные власти.
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Илья Питалев
От результатов краткого, но разрушительного катаклизма в Москве на самом деле в шоке не только москвичи и прочие россияне. В шоке даже те мировые СМИ и отдельные авторы, которые в симпатиях и жалости к русским никогда не были замечены. Конечно, весь мир привык, что на свете есть территории, где ураганы, торнадо и прочее — привычная часть метеоландшафта. Москва с её среднеумеренным климатом как-то не вписывается в тропические расклады. От неё ждут обморожений, минус тридцати и замороженной водки у бомжей. Но никак не настоящего урагана.
Я не знаю, будет ли объявлен траур, хотя налицо массовая гибель горожан в мирное время. Если подсчёты МЧС на сегодня верны, то 16 человек. Это, конечно, реальный шок.
Можно ли было этого избежать? И тут начинаются разные вопросы и не менее диверсифицированные ответы.
Сейчас пока всё сводится к тому — особенно со стороны публики, — что мало кто получил штормовое предупреждение по телефону коротким сообщением.
"Разговоры об отсутствии эсэмэсок от МЧС москвичам о надвигающемся урагане — во многом повторение ситуации 2012 года, когда в результате чудовищного наводнения на Кубани погиб 171 человек. Правда, тогда только заступивший в должность главы МЧС Владимир Пучков признал, что система оповещения в Крымске была провалена. Пять лет назад вовсю циркулировали цифры, озвученные главой СКР Бастрыкиным, говорящие о том, что оповещение о чрезвычайной ситуации получили лишь 52 человека из 60 тысяч населения города", — пишет автор телеграм-канала "Методичка".
По их мнению, оплошность МЧС пытался прикрыть губернатор Александр Ткачёв, хотя на деле он спасал собственную карьеру.
Интересно, с каких пор вообще кто-то надеется на спасительное СМС? А ещё важнее — кто из получивших СМС мог представить масштаб бедствия, если все говорят, что такого не было в Москве столетие?
Я вообще мало похож на адвоката МЧС, а просто давно живу в городе и помню, что, лично делая ремонт, первым делом вырвал из стены эту проклятую радиоточку, которой были оснащены все советские квартиры. Что не мешало городу исправно списывать с меня деньги за её существование ещё лет двадцать потом. Думается, так поступил каждый, кто оборудовал квартиру по своему вкусу, а не жил в съёмной. Потому что мы выросли под бубнёж этой радиоточки — и она уже реально достала. Но у неё была кроме тупопропагандистской ещё одна функция — оповещение о начале войны и прочих катаклизмах. Но проехали — системы оповещения нет.
Что-то должно было её заменить. Решили, что это будут короткие сообщения по телефону. Модно, современно, разумно. Но, как выясняется каждый раз, когда случается нечто страшное, — не работает. Кто-то получил. Кто-то не получил. Всё как всегда. Что делать — никто не знает.
В результате в серой зоне обсуждения разные околополитические безумцы уже распространяют конспирологические версии произошедшего. Вот уже один макеевский писатель строчит: "Думаю, на оповещение про ураган был запрет".
Это очень тонко! В рамках подготовки к 12 июня (демонстрация и её жёсткий разгон) и к прямой линии. Тема будет: "Не можете без начальственной заботы, балбесы. Сидите тихо и ждите указаний, вам скажут, что делать". Вообще, оно вам надо, такие сплетни? Так скоро вас в геноциде москвичей обвинят.
Но цена одного СМС как цена жизни горожанина — это страшновато.
Кстати, о цене жизни. Город обещает дать по миллиону рублей (17 705,74 USD на сегодня) семьям погибших. Обычно, как пишут в оппозиционных СМИ, "в нормальных странах" существуют исследования по поводу цены жизни гражданина. Там очень много факторов, которые должны быть учтены. Это совокупный пожизненный доход (среднедушевой пожизненный доход человека); средний ВВП на душу населения; совокупный пожизненный доход и средний ВВП на душу населения, скорректированные исходя из вероятности смерти в том или ином возрасте; общественные издержки на воспроизводство человека; баланс накопленных и потреблённых человеком материальных благ и услуг. Есть такие подсчёты и у нас. Вот считайте, что ответ на все эти вопросы — почти 18 000 долларов. Немного мы с вами нажили. Совсем немного.