"Без дешёвых денег он не нужен". Как Сбербанк потерял в Турции миллиард
Блогер и автор паблика "Адские бабки" Александра Баязитова — о том, почему Сбербанку так не везёт с бизнесом за пределами России.
Коллаж L!FE. Фото: © Википедия
Сбербанк, показывая растущую прибыль в России, продолжает терять деньги за рубежом. На прошлой неделе стало известно, что уже до конца он намерен продать свою турецкую "дочку" — Denizbank, который отойдёт одному из крупнейших в ОАЭ Emirates NBD Bank. Обязывающее соглашение по сделке уже заключено, сообщил Сбербанк в отчёте по МСФО.
Стоимость сделки составит 14,6 млрд лир, или $2,35 млрд по текущему курсу, что на треть меньше суммы, которую Сбербанк заплатил при покупке шесть лет назад ($3,5 млрд долларов), и более чем вдвое ниже оценки, которую российский банк сам ранее давал турецкому подразделению ($5–5,5 млрд долларов). Сам Сбербанк в отчёте оценивает эффект конвертации лиры в доллары как "несущественный".
"Цена основана на консолидированных собственных средствах Denizbank на 31 октября 2017 года. В дополнение Emirates NBD выплатит проценты на покупную цену за период с 31 октября 2017 года и по дату закрытия сделки", — говорится в отчёте.
Это далеко не первая сделка Сбербанка по продаже зарубежных "дочек". В 2016 году он продал свое представительство в Словакии Sberbank Slovensko (сумма сделки не раскрывалась), и с этого же времени он пытается продать "дочку" на Украине, в которую уже было вложено более миллиарда долларов. А так как последняя предложенная за банк цена всего лишь $130 млн, то потери Госбанка на Украине составили более $900 млн.
Интересно, что, несмотря на провал зарубежной экспансии, вознаграждение правления Сбербанка продолжает расти. Так, в 2017 году выплаты правлению выросли на 42% — до 5,1 млрд рублей, и только за первое полугодие текущего года — ещё на 33%.
Ранее Греф назвал главной причиной продажи дочерних банков санкции. "Мы бы никогда не стали выходить из этого бизнеса, если бы не санкционный режим. К сожалению, мы не можем получать дивиденды, не можем предоставлять финансирование нашему банку, не можем привлекать деньги с рынка".
А! Вот в чём дело. Сбербанк планировал не развитие своего бизнеса на Западе, а просто хотел с помощью зарубежных "дочек" привлекать дешёвое финансирование: на зарубежных рынках можно занять валюту под 2–3% годовых, а в России выдавать кредиты в рублях под 20–30% годовых. Плюс навязанные страховки и прочие профиты, которые оплатит клиент. На Западе можно конкурировать только с помощью повышения качества продукта — навязать страховку и другие допуслуги там не получается. В отличие от России. Тут россияне оплатят и растущее вознаграждение правлению, и любые международные амбиции.