Половину российских дорог признали плохими

Половину российских дорог признали плохими

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников, © Flickr/Tom Simpson

2252
На комплексное решение второй главной проблемы России необходимы 8,6 трлн рублей и совесть. По деньгам это более половины госбюджета за весь 2016 год. Совести пока хватило только на 9 км.

Росстат обнародовал данные о состоянии автомобильных дорог в стране. Из них следует, что стандартам качества не отвечают почти две трети (62%) региональных дорог. За восемь лет их качество упало: в 2007 году в плохом состоянии находилось чуть более половины трасс (56%).

Самые хорошие дороги, вопреки распространённому мнению, не в Москве, а в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Здесь в плохом состоянии менее 20% трасс.

Среди регионов самые плохие дороги на Чукотке, где требованиям не отвечают 94% трасс. Это притом, что за восемь лет их качество, вопреки общероссийской тенденции, немного выросло. Ещё во времена губернаторства на Чукотке Романа Абрамовича хороших дорог здесь было не более 3,6% (в 2007 году), сейчас же уже 5,7%.

В Москве же нормативам не отвечает в три раза больше дорог — 63%, а в Санкт-Петербурге — примерно 37%.

 

— Качество дорог во многом зависит от соотношения их общей протяжённости, степени эксплуатации и затрат на содержание, поэтому видим хорошие данные из Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. Это нефтегазовые территории с относительно высокими поступлениями в бюджет, но при этом с небольшой дорожной сетью. И наоборот, имеем невысокие показатели Москвы, где большая плотность дорог и очень интенсивный режим их функционирования, — говорит аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.

Несколько лучше обстоят дела с федеральными трассами. Как отмечают в Минтрансе, только треть находится в ненормативном состоянии. Правда, федеральных трасс в стране лишь около 4%.

Какие дороги можно называть хорошими

Согласно методологии Росстата, качество дорог определяется исходя из госстандарта "Автомобильные дороги и улицы".

Данный ГОСТ допускает наличие повреждений (выбоины, просадки и проч.) на дороге. Но даже на самых оживлённых трассах они могут занимать не более 1,5%. Если же этот норматив нарушен, то ГОСТом даже предписаны сроки устранения недостатка. И для самых оживлённых трасс на это отведено всего 10 дней.

В то же время ограничены и размеры выбоин на дороге: по длине — не более 15 см, ширине — не более 60 см и глубине — не более 5 см.

Проблема дорог постоянно поднимается на совещаниях самого различного уровня. Например, её обсуждали на селекторном совещании правительства в апреле. Тезисы, как правило, одни и те же и переходят от совещания к совещанию. Обычно идут долгие скучные отчёты относительно того, кто сколько денег вложил в ремонт дорог, то есть чиновники отчитываются, что, дескать, делают всё возможное. В этом случае обычно виновными признаются водители, мол, ремонт-то сделан хороший, но вот если бы по ним ещё никто не ездил...

Кроме того, на федеральном уровне обычно сетуют на то, что ремонт дорог — это прерогатива региональных властей, а, проехав по колдобинам, водители почему-то всегда винят федеральную власть. При этом, как подчёркивают в центре, регионы используют эти средства не по прямому назначению, а направляют их на решение других задач.

По данным Минтранса, только в 2015 году 56 регионов недонаправили в свои дорожные фонды 55 млрд рублей.

Ну, кроме водителей нашим регионам, если верить чиновникам, постоянно не везёт с погодой. 

— У нас в ноябре-декабре шли дожди, и здесь же резко понижалась температура. Асфальт разорвало, и весной он просто вскрылся, — пытался оправдываться на одном из совещаний в правительстве губернатор Омской области Виктор Назаров.

На это премьер-министр Дмитрий Медведев ответил, что и в Скандинавии, и в Канаде климат не лучше, но таких вспучиваний не бывает.

— Значит, просто технологии нормально соблюдаются, и воруют меньше, — сказал премьер-министр.  

Дороги безнадёжны?

Возможно ли в российских условиях сделать действительно хорошую дорогу, которая не будет вспучиваться и осыпаться? Как выясняется, при наличии совести — легко. Например, в Тверской области есть крохотный город Бежецк, в котором есть уникальный для России артефакт: участок трассы в 9 км, который, по заверениям местных жителей, сохраняется почти в первозданном виде уже 11 лет и совершенно не требует ремонта. И это притом, что дорога не просто сильно загружена, по ней постоянно ездят тяжёлые лесовозы.

 

Строитель дороги, подрядчик из Петрозаводска Валентин Кац рассказывает, что секрет в том, что строили на совесть, не воровали и придерживались стандарта.

Сколько стоит решить главную проблему?

Согласно распоряжению президента России Владимира Путина, в регионы сейчас направляется половина всех допдоходов, получаемых в этом году от повышения акцизов на топливо (акцизы повышены с апреля). В Минтрансе сообщили, что объём таких дополнительных доходов составит около 38 млрд рублей. На эти средства, по расчётам министерства, можно будет дополнительно отремонтировать до 3 тыс. км дорог.

Отсюда следует, что ремонт одного километра дорог обходится примерно в 13 млн рублей. Учитывая, что, по последним доступным данным Росавтодора (на 1 января 2014 года), протяжённость российской сети автодорог составляет около 1,4 млн км, а также опираясь на данные Росстата по соответствию дорог стандартам качества, получаем, что ремонту подлежит около 680 тыс. км трасс. Таким образом, на их восстановление потребуется порядка 8,6 трлн рублей, притом что вся доходная часть российского бюджета на 2016 год составляет 13,5 трлн рублей. 

Впрочем, даже если деньги найдутся, найдётся ли совесть?

Доля хороших дорог в регионах России

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×