"Пятёрочка" хочет получить всех младенцев России

"Пятёрочка" хочет получить всех младенцев России

11632

Фото: © РИА Новости / Виталий Белоусов

X5 Retail Group Михаила Фридмана и его партнёров намерена стать всероссийской молочной кухней.

Второй по величине в России оператор розничных сетей X5 Retail Group (магазины "Пятёрочка", "Перекрёсток", "Карусель") попросил правительство поддержать его проект "Молочная кухня". Это следует из межведомственной переписки, которая оказалась в распоряжении Лайфа.

Согласно документам, X5 Retail Group, по сути, хочет перенести оставшиеся во многих регионах молочные кухни в магазины компании. Желание понятное: программы по обеспечению новорождённых и их матерей бесплатной "молочкой" есть почти в каждом регионе России. Больше всего денег на молочные кухни даёт, конечно, Москва — 3,2 млрд рублей (2016 год): 250 молочных кухонь на 410 тысяч малышей. У других регионов бюджеты меньше, к тому же во многих городах (Воронеж, Калуга и проч.) за последние два года заменили выдачу "молочки" денежной компенсацией.

Всего по России, по оценкам Лайфа, на такую поддержку выделяется около 10—15 млрд рублей — это и есть тот пирог, на который претендует X5 Retail Group. Такой доход поможет нарастить выручку и ещё потягаться с "Магнитом", у которого 950,6 млрд рублей выручки за 2015 год и 13 тыс. магазинов — против 808,6 млрд и 8,5 тыс. магазинов у X5. Кроме того, дополнительный доход принесёт и крайне ценный в кризис собственно визит покупателя: получив питание на ребёнка, сложно будет удержаться от других, сопутствующих трат — "проходимость" магазинов увеличится.

Подработка на бедных

Сама X5 никакой "молочки" производить не собирается. Компания хочет воспользоваться повальным закрытием этих небольших предприятий, молочных кухонь, и договориться с властями о том, чтобы родители отоваривались в магазинах X5 на "социальные сертификаты". Тем более что компания подобным образом уже сотрудничает с московскими властями: в магазинах X5 местные безработные могут обналичить свою "экстренную продовольственную помощь" с Карты москвича. Но это всего 1 тыс. рублей (soccard.ru/articles/264), и, учитывая сообщения X5 о том, что в 2015-м программой воспользовались 200 тыс. москвичей, группа выручила от проекта в лучшем случае 200 млн рублей. Чтобы догонять "Магнит", этого явно недостаточно.

Из документов, которые есть у Лайфа, следует, что ретейлеру интересна федеральная программа продовольственной помощи для малоимущих, которую уже года два верстает Минпромторг. Но, как признавался в июле глава ведомства Денис Мантуров, пока на эту большую программу денег в бюджете не предусмотрено — проект придётся ещё отложить. Изначально на проект продуктовых карточек планировалось потратить из бюджета 140 млрд рублей в 2017-м и 214,2 млрд в 2018-м.

Договариваться с каждым регионом накладно

Прежде чем предложить свои услуги правительству, компания попыталась стать молочной кухней в регионах, что было логично: ведь деньги на помощь выделяются местными властями. И первая попытка сделать это была в Перми. В начале этого года X5 договорилась с местным Минздравом об открытии в мае двух молочных кухонь на базе "Пятёрочек", о восьми — до конца года. Но на эти планы сразу же обратило внимание местное управление Федеральной антимонопольной службы, которая усмотрела в договоре признаки нарушения закона о защите конкуренции.

— На каком основании Минздрав выбрал именно "Пятёрочку"? Проводился ли какой-то отбор среди торговых сетей? Очевидно, что открытие молочных кухонь сгенерирует дополнительный покупательский поток в эту сеть. Нельзя забывать и о качестве услуги, которая будет оказана потребителям. Простой пример: если действия Минздрава продиктованы желанием сделать молочные кухни более доступными для населения, то почему молочные кухни планируется размещать в магазинах единственной торговой сети? — заявлял и.о. руководителя Пермского УФАС России Антон Удальёв.

Было начато предварительное разбирательство, проект сразу же закрылся, и краевые чиновники здравоохранения отчитались, что никаких работ по проекту уже не ведётся, рассказал Лайфу пресс-секретарь пермского УФАС Виктор Казеев.

Пермский край — дотационный регион (дефицит бюджета в 2016 году — 11,8 млрд рублей при доходах в 99,2 млрд рублей), выделяет на молочные кухни ежегодно 300 млн рублей.

Правительство сдаёт молоко

После того как в первом же экспериментальном регионе возникли проблемы, руководство X5 обратилось в правительство. В тренде последних двух лет свою просьбу господа из Х5 мотивировали тем, что в случае одобрения проекта все выделенные деньги мамаши потратят в сети исключительно на отечественное молоко, а не на какое-нибудь чужое.

Для этого понадобится менять нормы закона об охране здоровья, по которым сейчас молочными кухнями заведуют власти регионов, следует из отзыва Минсельхоза на проект X5. В целом идею покупать отечественное молоко чиновники министерства одобрили, но подчеркнули, что "реализация данных предложений [X5 Retail Group] в федеральном масштабе не может быть ограничена одной федеральной торговой сетью". 

Логика в изменениях просматривается: в казне 76 российских регионов центру приходится затыкать дыры — и те же "молочные деньги" можно будет распределять через федерального оператора продовольственных карточек.

В X5 Retail Group не ответили на запрос Лайфа.

  • Популярные
  • По времени
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!