Регион

Уведомления отключены

15 марта 2017, 07:30

7 раз отмерь, один снеси. Как судятся с городом те, кого выселили из хрущёвок

Фото: © РИА Новости/Руслан Кривобок

Фото: © РИА Новости/Руслан Кривобок

Запускается второй этап сноса хрущёвок, и он подарит новоселье 1,6 млн москвичей. Такая цифра называется в пояснительной записке к законопроекту, который в пятницу был внесён в Госдуму. Причём новые квартиры, как говорится в документе, будут лучше (тех, которые пойдут под снос). И давать их, согласно законопроекту, будут примерно по тому же адресу (в пределах района или административного округа, предусмотрены разные случаи). 

Будет ли всё так чудесно, как написано в законопроекте? Или, когда за дело возьмутся московские чиновники и строительные компании, окажется, что это повод не для радости, а для страха и ненависти? Лайф отвечает на этот вопрос, проанализировав судебную статистику. 

Первый этап сноса хрущёвок начался в 1999 году и продолжается до сих пор (осталось снести 69 домов из 1,7 тысячи). За это время было переселено более 160 тысяч семей. 

Пенсионеров переселили в квартиру на 32-м этаже

Количество исков, связанных с выселением и сносом, исчисляется в сотнях (в целом их около тысячи). В базе судебной статистики — 771 дело, где в документации одновременно присутствуют слова "выселение" и "снос". Сценарий обычно такой: московские власти приготовили дом к сносу, раздали всем жильцам новые квартиры, но некоторые отказываются переезжать — новое жильё им не нравится. Суды обычно принимают сторону чиновников. 

В 2015 году Савёловский районный суд Москвы рассмотрел иск департамента городского имущества к семье Шувановых. У них была двухкомнатная квартира в хрущёвке, там были прописаны четверо: муж, жена, их взрослый сын и внук. При этом квартира находилась в собственности старших Шувановых. Департамент предоставил им для переселения двухкомнатную квартиру в их же районе — в доме-новостройке на 32-м этаже.

Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников

Возраст выселяемых в судебных документах не указан, но, поскольку у них уже есть внук, понятно, что это люди пенсионного или предпенсионного возраста. Их напугала необходимость каждый день спускаться и подниматься на 32-й этаж — вдруг лифт сломается! Также им не понравилось, что в новой квартире нет балкона — в старой он был. 

Суд принял решение выселить Шуванову. 

Кстати, в суде они жаловались, что чиновники должны были показать им как минимум три варианта квартир, а показали только один. Как говорит юрист Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова, Шувановы были правы, обычно при расселении показывают именно три квартиры. 

В распоряжении правительства Москвы, которое вышло в 2001 году, говорится о том, что при неоднократном необоснованном отказе жильцов от предлагаемых вариантов начинается выселение через суд. А Шувановы отказались только один раз. При этом в распоряжении не прописано, что такое необоснованный отказ. Видимо, это должны решать чиновники департамента имущества. 

В законе Москвы, принятом в 2013 году, сказано, что при переселении людям "предлагается три жилых помещения" на выбор. 

По словам юриста, у людей часто смешные причины для отказа. Например, "я привык к этому району" или "посмотрю, что дадут в следующий раз". А у чиновников — достаточно ограниченный жилищный фонд, всем не угодишь.  

Сад и школу пришлось менять 

В апреле 2015 года Коптевский районный суд рассмотрел иск Департамента городского имущества Москвы к семье Миролюбовых. У супругов — две дочери, на момент суда одной было 11 лет, а второй — два года. Они жили в трёшке по социальному найму (то есть квартира не была приватизирована). В их же районе им была предоставлена для переселения трёшка в доме-новостройке. 

В суде Миролюбовы пояснили, что не хотят переезжать туда и просят дать им другую квартиру в доме поближе, потому что "здесь школа и предоставленный детский сад". Но суд признал эти аргументы несерьёзными. "Все требования действующего законодательства при переселении ответчиков соблюдены, им предоставлена благоустроенная трёхкомнатная квартира, имеющая большую площадь, чем ранее занимаемая квартира, в доме-новостройке, расположенном в районе проживания, полностью соответствующая требованиям законодательства", — решил суд и выселил Миролюбовых. 

Новая квартира оказалась далеко от родителей

В декабре 2014 года Кузьминский районный суд рассмотрел иск департамента городского имущества к собственницам двухкомнатной квартиры — Виноградовой и Моховой. Они также не хотели выселяться из хрущёвки и отказывались от нового жилья. Ответчицы в суде сказали, что купили свою квартиру, чтобы жить рядом с домом родителей. "Предоставленная истцом квартира находится в отдалённости от родителей ответчика", — сказано в материалах дела. 

ребования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определённым количеством комнат, удовлетворению не подлежат", — решил суд.  

Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников

Документы на новое жильё составили неправильно

Будьте предельно внимательны при оформлении договоров с мэрией! Иначе вы останетесь и без старой, и без новой квартиры. В феврале 2015 года Черёмушкинский районный суд рассмотрел иск департамента городского имущества к ответчикам Бондаренко и Якимову — также о выселении из хрущёвки.  

Департамент предоставил им двухкомнатную квартиру, но договор мены так и не был заключён из-за того, что в документах, предоставленных в Росреестр, была описка (по чьей вине она появилась, не поясняется). В итоге люди не могли въехать в свою новую квартиру. "Ответчикам чинятся препятствия во вселении в предоставленное по договору мены жилое помещение", — сказано в материалах дела. При этом суд решил, что департамент имущества выполнил свои обязанности, выделив квартиру, право жильцов на квартиру в хрущёвке прекращено, поэтому они должны съехать. А что касается описки, то право на новую квартиру ответчики могут "восстановить в ином порядке".  

Семье из семи человек отказались давать две квартиры

"Бабушкину хрущёвку будут сносить, поэтому быстренько прописываемся к ней все: дети, внуки, правнуки, чтобы город дал взамен квартиру побольше", — такая мысль лежит на поверхности.

— На первой волне сноса пятиэтажек из одной хрущёвки "вырастал" небоскрёб квартир, которые город должен был раздать, — говорит председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин. — Московские чиновники взялись за голову.

Теперь доказать, что город должен предоставить выселяемым квартиру побольше, непросто. Семье Артёмовых это не удалось. 

В октябре 2015 года Никулинский районный суд рассмотрел иск к семье Артёмовых о выселении. Их семья из семи человек жила в трёхкомнатной квартире в хрущёвке. Им предложили трёхкомнатную квартиру в новостройке. Они отказались, "требуя предоставления раздельных жилых помещений с целью улучшения жилищных условий", то есть двух разных квартир. Хотя в очереди на улучшение жилья они до этого не стояли. 

В суде ответчики сказали, что подали заявление в департамент о признании их малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий. И якобы заявление чиновники не хотят рассматривать. 

Как сказано в материалах дела, "к доводам ответчиков... суд относится критически", — так как они не предоставили доказательств того, что являются малоимущими. Суд выселил жильцов.  

Семью из 10 человек выселяли в однокомнатную квартиру

Фото: © РИА Новости/Антон Денисов

В очень редких случаях, рассматривая дела о выселении, суд принимает сторону жильцов. Например, из-за того, что чиновники не соблюдают бюрократические формальности. 

В августе 2015 года Черёмушкинский районный суд рассмотрел иск департамента городского имущества к семье из 10 человек. С 1992 года люди стояли в очереди на улучшение жилищных условий. При расселении город предложил им на выбор два варианта двухкомнатной квартиры, но жильцы отказались (причины отказа не указаны). Затем город выделил им однокомнатную квартиру и подал иск на выселение. 

Формально всё было правильно — так и должно быть по московскому закону от 31 мая 2006 года "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений". Если речь идёт о людях, которые занимают квартиру в сносимой хрущёвке по соцнайму и при этом они стоят в очереди на улучшение жилищных условий, "при их согласии улучшаются жилищные условия".

А если они отказываются от улучшения (тут лазейка в законе — от улучшения, конечно, никто не отказывается, люди отказываются от конкретных не понравившихся им вариантов), то им дают такое же жильё, которое у них было, только в другом доме. И дальше они могут стоять себе в очереди, как стояли. 

Единственное, что оказалось вне закона в деле, которое рассмотрел Черёмушкинский суд, — власти не предоставили жильцам и суду "сведений о праве собственности на предлагаемое ответчикам жилое помещение". Поэтому суд и отклонил иск, а если бы формальность была улажена, 10 человек бы переселили в однокомнатную квартиру. 

Улучшение жилищных условий при переселении "является правом жилищных органов, но не обязанностью", как говорится в текстах многих судебных решений. Впрочем, законопроект, внесённый в Госдуму в минувшую пятницу, предусматривает новые правила. Тем, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, эти условия улучшаются "путём предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека". Эта норма установлена нормативным правовым актом Москвы и равна 18 кв. м на человека. Правда, законопроект ещё даже не рассматривался — поэтому какие-то пункты могут из него исчезнуть. 

Документы на новое жильё чиновники оформляли шесть лет 

В базе судебной статистики с 2000 года насчитывается 715 дел (по Москве), где одновременно есть слова "снос" и "договор краткосрочного найма". Сценарий обычно такой: хрущёвку уже снесли, жильцам дали новые квартиры, но документы на них не оформили. В таком неопределённом статусе люди жили по несколько лет, потом не выдерживали и подавали в суд на московские власти. Суд обычно вставал на сторону жильцов и обязывал московских чиновников оформить право собственности. 

В марте 2015 года Тимирязевский районный суд рассмотрел иск москвички Курковой к департаменту городского имущества. Её хрущёвку снесли, ей дали новую квартиру в новостройке. При этом с ней заключили не договор мены, а договор краткосрочного найма. Это придумка московских властей, которая помогла им быстрее расселить пятиэтажки. В 2001 году вышло распоряжение мэрии. Там процедура оформления жилых помещений в собственность была названа длительной и было сказано, что с переселяемыми жильцами сначала заключают договоры краткосрочного найма. Этот договор расторгается, как только все формальности будут улажены и можно будет заключить договор мены. 

В итоге у москвички Курковой краткосрочный наём растянулся на шесть лет, она обращалась к чиновникам, но "в оформлении права собственности ... было отказано". И только через суд ей удалось этого добиться.  

Кстати, и на втором этапе сноса хрущёвок могут действовать похожие правила. Как сказано во внесённом в Госдуму законопроекте, московские власти "утверждают примерную форму договора, заключаемого между собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, включённом в решение о реновации, и уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы". Что в итоге будет прописано в договоре и какие новые правила примет Москва — пока не известно. 

В этом же законопроекте сказано, что при расселении новых серий хрущёвок жильцам дадут 60 дней на размышление. Либо они соглашаются на какой-то из предложенных вариантов и заключают договоры мены, либо этот вопрос решается в судебном порядке. Так что наш судебный лайфхак может пригодиться многим.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров