Аудиторы начнут "сливать" данные ФНС с 1 января 2018 года
Фото: © Flickr/reynermedia
Минфин определился с окончательным вариантом текста законопроекта о доступе налоговиков к аудиторской тайне.
После полутора лет обсуждения Министерство финансов опубликовало финальный текст законопроекта с поправками в статьи 82 и 93.1 Налогового кодекса, согласно которым аудиторская тайна фактически ликвидируется. О разработке документа Минфин объявлял в марте 2015 года, и его новая версия опубликована на официальном сайте для публичного обсуждения — оно должно завершиться 27 октября.
В настоящее время, согласно закону "Об аудиторской деятельности", компания или индивидуальный аудитор не имеет права разглашать сведения и документы, которые были предоставлены проверяемой компанией.
Законопроектом же предусматривается, что при проверке налоговики смогут затребовать у аудитора любую информацию на основании решения руководителя инспекции. При этом запросы налоговики смогут рассылать и не назначив проверки, если на это есть решение руководства регионального управления или когда клиентом аудитора заинтересовались "уполномоченные органы иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации". Подразумевается, что предоставляться будет не только информация, необходимая для расчёта налогов, но и "прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, предусмотренных пунктами 1—5 закона". Под этими "прочими" подразумеваются услуги по управленческому и юридическому консультированию, в том числе "представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве".
То есть если клиент аудиторской компании будет судиться с ФНС, последняя всегда может запросить у аудитора документы, в которых консультанты прописали стратегию защиты своего клиента.
Согласно документу, предоставить всю необходимую информацию аудиторы должны в пятидневный срок. Или же обоснованно сообщить, что затребованных документов у них нет.
В пояснительной записке к проекту Минфин отмечает, что проект поможет повысить результативность налоговых проверок, сделает более эффективной борьбу с финансовым мошенничеством, а также будет способствовать деофшоризации экономики.
Минфин уже много раз предлагал лишить аудиторов права хранить молчание на запросы налоговиков. И этот проект практически ничем не отличается от предыдущих — разве что проставлен новый срок начала действия: согласно проекту, новшество вступает в силу с 1 января 2018 года.
Кроме самих аудиторских компаний против такого проекта последовательно выступало Минэкономразвития. Представители Минэка и аудиторских компаний неоднократно заявляли, что, во-первых, это требование избыточно (большая часть таких сведений уже предоставляется контролирующим органам и банкам), а во-вторых, просто отпугнёт компании от использования услуг аудиторов.
Но на этот раз финансовое ведомство надеется на то, про проект будет принят. Ведь у него появился мощный союзник — Центробанк, который с каждым годом всё более недоволен текущим положением на аудиторском рынке. В начале года глава ЦБ Эльвира Набиуллина выступила за ужесточение регулирования деятельности аудиторов, отметив, что дыры в балансах банков-банкротов связаны с некачественным аудитом, когда аудитор скрывает, что его клиент сдаёт регулятору липовую отчётность.
При этом ЦБ выступает за ещё более жёсткое регулирование, чем Минфин: Эльвира Набиуллина предлагает обязать аудиторов не просто отвечать на запросы регулятора, но и самостоятельно сообщать ему о найденных нарушениях.
— Необходимо информирование регулятора по разным вопросам, что есть во многих странах. У нас этого нет, а в большинстве стран регуляторы имеют доступ к такой информации аудиторов, — заявила она журналистам.