Флот России модернизируют с помощью "ипотеки" и программы утилизации

Флот России модернизируют с помощью "ипотеки" и программы утилизации

Коллаж © L!FE. Фото: © EAST NEWS

14055
Проблема использования ветхих судов остро стоит не только перед воздушным, но и перед речным флотом России. Корабли возрастом более 30 лет не могут обеспечить безопасной перевозки как грузов, так и пассажиров. Поэтому в Минпромторге предложили полностью запретить использование подобных судов с 2020 года. Для стимулирования строительства новых кораблей класса "река — море" ведомство намерено выдавать будущим покупателям судов ипотеку под 8%, а также полновесные гранты.

Как стало известно Лайфу, эксперты Минпромторга разработали пакет предложений по господдержке строительства транспортных судов, используемых на внутренних водных путях в России. Для стимулирования спроса на современные суда, перехода российских верфей на новые технологии и повышения безопасности речного флота страны необходимо ввести ограничения на эксплуатацию старых судов, уверены чиновники.

Они предлагают запретить использование на внутренних водных путях судов старше 30 лет и разработать план-график начала поступательного действия запрета. Например, с 2020 года. Тем самым даётся возможность судовладельцам планово и заранее начать обновлять флот.

В качестве одной из мер по стимулированию отрасли судостроения значится и своего рода "корабельная ипотека". Она заключается в предоставлении судовладельцам кредитов на приобретение новых судов со следующими условиями: заём под 8% годовых сроком от 15 лет при разовой оплате 80% стоимости судна.

Также в Минпромторге хотят довести уровень использования российского судового комплектующего оборудования при строительстве судов для ВВП до 60%. Отдельный пункт посвящён господдержке строительства транспортных судов класса "река — море", обеспечивающих завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Уже в 2017 году для поддержки судоходства и отечественного судостроения Минпромторг планирует введение механизма судового утилизационного гранта. 

Он предусматривает единовременную выплату судоходной компании при утилизации старого флота с одновременным размещением заказа на отечественной верфи. Грант можно будет использовать исключительно для постройки нового судна на российских верфях. Такой грант может быть предоставлен судоходной компании при утилизации судов, возраст которых составляет более 30 лет. Размер гранта должен составлять не менее 10% от стоимости нового судна. Для пассажирского корабля этот показатель равен 15%. 

Все эти предложения в ведомстве разработали в соответствии с перспективной отечественной программой "Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года". 

Пакет предложений уже направлен в Минэкономразвития "для подготовки доклада в Правительство РФ". Однако в Минэке Лайфу уже ответили, что считают вопрос запрета на эксплуатацию судов старше 30 лет "требующим детальной проработки".

— Согласно мониторингу развития внутреннего водного транспорта, который проводило Министерство экономического развития в 2016 году, средний возраст судов речного флота РФ составляет 33 года. Большинство судов выпущены в 1970–80-е годы. То есть резкий запрет сильно ударит по перевозчикам, — сказала Лайфу представитель Минэка Елена Лашкина.

По её словам, Минэкономразвития обсуждает с Минпромторгом ряд мер по стимулированию перевозчиков, которые "находятся в стадии проработки". При этом Минэк в целом поддерживает введение судового утилизационного гранта.

Согласно данным, полученным Лайфом из Минпромторга, количество судов класса "река — море" старше 30 лет в России составляет около 10 000 единиц.

Постановлением правительства № 502 от 27.04.17 запущен так называемый судовой утилизационный грант. На эти цели в соответствии с законом о бюджете предусмотрено финансирование в 2017 году в размере 393,73 млн руб., в 2018 году — 371,25 млн руб. и в 2019 году — 289,78 млн руб. Финансирование судовладельцам начнёт выделяться по мере поступления заявок. По состоянию на 11 мая 2017-го заявок не поступало. Ориентировочные сроки поступления первых заявок — не ранее 3-го квартала 2017 года, — сообщил Лайфу представитель пресс-службы Минпромторга.

Большинство опрошенных Лайфом экспертов уверены, что 30 лет для речного судна или судна класса "река — море" — как раз тот самый возраст, после которого его необходимо утилизировать и менять на новое.

— Это история не про безопасность плавания судов "река — море", а про поддержку судостроительной отрасли и переориентацию верфей, традиционно занимающихся военной продукцией, на гражданскую, — сказал Лайфу главный редактор отраслевого портала flotprom.ru Сергей Сочеванов.

По его словам, на уровне правительства постоянно поступают сигналы о том, что оборонке нужно переориентироваться. В апреле вице-премьер Дмитрий Рогозин сказал, что нужно отучать оборонные предприятия от госзаказа. 

— Суда класса "река — море" хороши тем, что их можно легко и быстро строить. В 2008 году в России так называемых судов смешанного плавания (класс "река — море") было более полутора тысяч. Средний возраст, при котором в Европе списывали суда смешанного плавания, в 2005 году составлял 30,6 года. У нас более пожилой флот по сравнению с европейским. Если такая программа будет принята — это станет сигналом перейти к тому, о чём говорят в Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), — сказал Лайфу Сергей Сочеванов. — Там начинается оперирование такими понятиями, как стоимость эксплуатации, стоимость владения. Происходит переход от понятий гарантийного и постгарантийного периода к обслуживанию в течение всего жизненного цикла (от проектирования и строительства до утилизации).

В то же время член Полярной комиссии Русского географического общества Андрей Брыксенков назвал идею запрета эксплуатации судов старше 30 лет абсурдной.

— Посмотрите схему логистики на карте России — восточнее Обской губы вообще конь не валялся. Имеющиеся суда класса "река — море", конечно же, должны функционировать. Если судно находится в регистре — оно годно к эксплуатации. Это не проблема Минпромторга, а проблема регистра. Барк "Седов" построен после Первой мировой войны (в 1921 году. — Прим. авт.), но до сих пор ходит по морям и океанам, — сказал Лайфу Брыксенков.

Однако в отрасли многие одобряют инициативу Минпромторга — хотя бы за то, что таким образом можно заметно "освежить" отечественный парк судов. Это, в свою очередь, должно положительно сказаться на безопасности пассажиров, пользующихся услугами водного транспорта. Глупо отрицать, что в России с этим не всё хорошо. Можно вспомнить хотя бы аварию теплохода "Булгария" в 2011 году на Куйбышевском водохранилище, унёсшую жизни десятков людей.

Как сообщил в 2013 году официальный представитель СКР, причиной затопления двухпалубного теплохода явилась "негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа". Отметим, что двухпалубный теплоход был построен в далёком 1955 году. То есть на момент аварии возраст судна составлял 56 лет.

Эксперты отмечают, что на программе обновления отечественного речного флота и флота класса "река — море" частные судоверфи и Объединённая судостроительная корпорация смогут заработать миллиарды рублей.

В ОСК позитивно оценили инициативу Минпромторга.

— Потребность в обновлении действующего флота класса "река-море" была и остаётся крайне острой. Реализация этой программы создаст дополнительный стимул для судовладельцев в обновлении судов и выводе из эксплуатации морально и технически устаревшего флота, повысит безопасность судоходства и торгового мореплавания, а также снизит риски аварийности, — сообщил Лайфу представитель корпорации.

По его словам, в настоящее время возрастную структуру флота внутреннего плавания нельзя признать удовлетворительной.

В соответствии с данными на август 2016 года, в Российском речном регистре и Российском морском регистре судоходства зарегистрировано свыше 11 тыс. грузовых и пассажирских судов внутреннего водного транспорта. Из них старше 40 лет насчитывается более 2700 единиц. 

Оценивая потенциальный спрос на программу выделения грантов, представитель ОСК отметил наличие потенциального интереса судовладельцев, "учитывая их активность при рассмотрении законопроекта":

— Текущий год покажет востребованность, и по итогам уже можно будет планировать дополнительную загрузку. У ОСК есть все необходимые ресурсы, чтобы отреагировать на потребности потенциальных заказчиков, и при необходимости корпорация готова нарастить объёмы строительства.

 

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!