США запретят России продавать "Суперджеты" Ирану, если Boeing не поможет

США запретят России продавать "Суперджеты" Ирану, если Boeing не поможет

Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович

38455
Чтобы продавать свои самолёты в Иран, России нужно получить разрешение американского Минфина. Ситуация абсурдная лишь на первый взгляд. Ведь "Гражданские самолёты Сухого", производящие "Суперджеты", имеют активы на территории Штатов, а сам ближнемагистральный лайнер – ряд компонентов, произведённых компаниями из США.

Иран — огромный и перспективный рынок сбыта для российской продукции. Вторая экономика исламского мира (после Турции) и страна, испытывающая большие проблемы во взаимоотношениях с западными торговыми партнёрами из-за многолетних санкций со стороны США. Казалось бы, Тегерану Москва может продать практически всё, что захочет. Но это только на первый взгляд… 

Одним из лучших доказательств того, что путь российских производителей на иранский рынок долог и тернист, является ситуация вокруг перспективного ближнемагистрального самолёта "Сухой Суперджет 100" (SSJ100). Его Объединённая авиастроительная корпорация и компания "Гражданские самолёты Сухого" хотят продвинуть на Ближний Восток уже давно. И вот в конце 2016-го Иран и Россия по этому вопросу вроде бы договорились.

Согласно имеющимся в распоряжении Лайфа документам Минпромторга РФ, в декабре прошлого года "Гражданские самолёты Сухого" успешно презентовали SSJ100 потенциальным заказчикам. Среди них значатся названия всех крупнейших авиаперевозчиков Ирана: Iran Air, ATA Air, Iran Air Tour Airlines, Taban Airline, Zagros Airlines, Qeshm Air, Kish Airlines и Naft Airlines. Руководители компаний подтвердили заинтересованность в покупке от трёх до десяти машин. Но только после их "обкатки" на условиях лизинга (помимо самих самолётов заказчику предоставляются экипаж, страховка и обслуживание).

Однако на этом моменте в игру вступили Штаты. Дело в том, что одним из основных требований иранской стороны к "Сухому" является получение "Суперджетом" лицензии Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США.

Американцы имеют рычаги давления на российскую компанию по целому ряду причин. Во-первых, "Гражданские самолёты Сухого" имеют активы в городе Ситак (штат Вашингтон), стоимость которых составляет порядка 30 млн рублей. Во-вторых, сам "Суперджет" создавался в тесном сотрудничестве с иностранными компаниями, в том числе и американскими. Например, системы электроснабжения были произведены Hamilton Sunstrand, гидравлика — Parker, колёсно-тормозной узел — Goodrich (все — США).

— Нашей основной задачей в деле продвижения SSJ100 на иранский рынок является получение лицензии Минфина США, — рассказал Лайфу близкий к ситуации источник. — Однако проведённый анализ показывает, что американским лицензирующим органом с большой долей вероятности будет использован метод Fair market value (справедливая рыночная цена) как по отношению к компонентам, так и к самому самолёту. Это делает невозможным искусственное уменьшение процентного соотношения комплектующих из США в составе самолёта до уровня ниже 10%. Таким образом, нам придётся в обязательном порядке обращаться за лицензией Управления по контролю за иностранными активами Минфина США. 

Чтобы упростить эту задачу, как стало известно Лайфу, Минпромторг РФ намерен использовать… лоббистов американской Boeing. Для этого представители министерства предлагают использовать заинтересованность Boeing в поставке 22 лайнеров B-787, слоты которых принадлежат лизинговой компании "ВЭБ-лизинг". 

— В целях исполнения поручения замглавы Минпромторга Георгия Каламанова была проведена встреча с "ВЭБ-лизинг", — сообщил Лайфу источник в ведомстве. — Российская лизинговая компания готова совместно с ОАК рассмотреть данный вопрос и подготовить пакетное предложение по предоставлению своих слотов на самолёты В-787 для возможной поставки иранским авиакомпаниям в обмен на поддержку со стороны Boeing в получении американской лицензии на "Суперджет". В настоящее время структурами ОАК ведётся работа с американскими лоббистами для обсуждения всех аспектов продвижения самолётов в Иран.

По мнению экспертов, без подобного предложения эпопея с получением "Суперджетом" лицензии для выхода на иранский рынок вряд ли бы завершилась успехом.

— Предложение Минпромторга РФ с привлечением интересов Boeing действительно может изменить ситуацию, — рассказал Лайфу главный редактор отраслевого издания Авиа.ру Роман Гусаров. — Если дело касается собственной выгоды, то американцы обычно легко делают исключения. Они могут закрыть глаза на то, что самолёты (В-787) будут поставляться в Иран через третьи страны. В том числе и через Россию. То есть фактически сейчас идёт борьба двух интересов — политики и бизнеса. Можно только надеяться, что победит здравый смысл. Для России поставки "Суперджета", безусловно, выгодны, поскольку есть риск затоваривания. В этом случае самолёты просто простаивают. Такая же ситуация и у компании Boeing, которая заинтересована в том числе и в российском рынке. Поэтому да, в данном случае она могла бы выступить в качестве лоббиста российских интересов.

Интересно, что именно Boeing в конце прошлого года заметно осложнил "Сухому" задачу продать Ирану "Суперджеты". Тогда, после некоторого потепления в отношениях между Тегераном и странами Запада, Исламская Республика начала усиленно обновлять свой авиапарк. Помимо "сделки века" с Airbus, в рамках которой согласились отдать $18 млрд за 100 лайнеров, был заключён и чуть более "скромный" договор с Boeing — на $16,6 млрд. Правда, американцы за эти деньги обязались поставить на 20 машин меньше, чем европейцы.

Все эти новости пришли из Ирана спустя пару месяцев после объявления об отказе иранцев закупать "Суперджеты". Своё решение они объяснили опасениями по поводу безопасности российских лайнеров. Но большинство экспертов увидели в столь резком развороте Тегерана от "да" к "нет" желание закупить как можно больше "боингов" и "эйрбасов", пока санкции в отношении страны смягчены. Дело в том, что Иран обладает большим парком морально устаревших и неэкономичных самолётов размерности в 150–200 кресел. Поэтому он не только отказался в тот момент от рассчитанного на сто мест "Суперджета", но и не стал ждать окончания тестов российского среднемагистрального МС-21. Во многом именно поэтому в Минпромторге РФ не верят, что перспективный лайнер от компании "Иркут" в ближайшее время появится в Иране. 

— Вероятность поставок иранским партнёрам самолётов МС-21 в ближайшее время крайне мала, — сообщил Лайфу источник в ведомстве. — Так как в настоящее время основным приоритетом ОАК и "Иркута" является получение сертификата на модификацию с двигателями американского производства PW1000G компании Pratt & Whitney. Кроме того, первая партия самолётов (50 единиц) поставляется в авиакомпанию "Аэрофлот".

При этом следует отметить: в 2020 году запланирована сертификация самолётов МС-21 с российским двигателем ПД-14, что значительно снизит риски возможных ограничений при продвижении МС-21 на иранский рынок в среднесрочной перспективе.

А такие риски весьма велики. Ведь американская Pratt & Whitney, производящая двигатели для МС-21, является участником самой дорогой в истории Штатов военной программы — истребителя пятого поколения F-35. А это более чем весомый повод отказать в лицензии самолёту (пусть и гражданскому), который Россия собирается продать в столь "любимый" нынешним президентом США Дональдом Трампом Иран.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!