Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
31 мая 2017, 06:00

Россиян лишат возможности дегустировать алкоголь в магазинах

Фото: © РИА Новости/Егор Гавриленко

Фото: © РИА Новости/Егор Гавриленко

Обсуждающийся с начала 2017 года "алкогольный законопроект" с большой долей вероятности будет принят. В той самой жёсткой редакции, подразумевающей запрет на распространение среди населения бесплатного спиртного и установления скидок на него. Противником этих мер выступал Минфин. Однако, как стало известно Лайфу, позиция экспертов ведомства не была учтена коллегами из ответственного за ведение законопроекта Минздрава.

В Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству в начале 2017 года разработали поправки в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (171 ФЗ).

В частности, депутаты предложили запретить стимулирование продажи алкогольной продукции. По их мнению, должно быть запрещено "распространение алкоголя среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков". Кроме того, законотворцы считают необходимым запретить "применение скидок с цены алкогольной продукции любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов".

Такие "драконовские" меры необходимы в связи с тем, что "до настоящего времени негативные последствия употребления алкоголя остаются фактором, угрожающим физическому, психическому и социальному здоровью населения".

— Доступная цена алкоголя является одной из причин алкоголизма в России. При этом проводимые торговыми сетями скидочные акции служат дополнительным стимулом приобретения алкогольной продукции. Скидки, которые порой достигают 40–50%, подталкивают людей к формированию запасов алкоголя и росту потребления, — отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке к нему.

По их мнению, основная цель законопроекта — не просто запретить что-то, не сделать алкоголь дороже, а жизнь человека неудобной, а защитить граждан от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь.

Однако, как стало известно Лайфу, в процессе обсуждения документа в правительстве между экспертами Минздрава и Минфина возникли существенные разногласия. В результате оба ведомства провели в середине мая согласительное совещание и подготовили по его итогам протокол разногласий. Со стороны финансового ведомства его завизировал замминистра Илья Трунин.

По мнению экспертов Минздрава, включённые в проект отзыва замечания по законопроекту не являются достаточным основанием для подготовки отрицательного отзыва правительства на законопроект и могут быть учтены на этапе его доработки. Также Минздрав считает, что законопроект соответствует целям и задачам концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения России на период до 2020 года.

В Минфине же не согласны с таким подходом коллег и выступают против законопроекта, апеллируя к закону "О рекламе".

— Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы. Раздача образцов алкогольной продукции допускается только на профильных мероприятиях, на которые люди целенаправленно приходят для изучения ассортимента алкогольной продукции. Поэтому вовлечения новых (непьющих) лиц в рамках проведения таких мероприятий не происходит, — указывают финансисты. 

Вместе с тем законодательством установлен запрет на поставки (за исключением экспорта), закупки (за исключением импорта) этилового спирта, алкогольной продукции, а также розничную продажу алкогольной продукции по ценам ниже цен, установленных в соответствии с требованиями Закона № 171-ФЗ. В настоящее время установлены минимальные цены на розничную продажу алкогольной продукции, что способствует борьбе с её нелегальным оборотом, а также снижает доступность алкогольной продукции, отметили в Минфине.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Владимир Дробиз назвал посыл законодательной инициативы депутатов абсолютно "тупым и безграмотным".

— Алкоголь в России — самый дорогой в мире относительно минимальных и средних зарплат. В Западной Европе алкоголь дешевле в 8–10 раз по этому параметру. Но потребление одинаковое, что у нас, что у них — около 13 литров спирта на душу населения. Цена на алкоголь не является стимулом потребления (если там алкоголь дешевле, то почему они не утонули в нём, а пьют столько же?). Законопроект рождён от незнания, непрофессионализма и непонимания экономики потребительского рынка, — сказал Лайфу Владимир Дробиз.

Отметим, что в итоговом протоколе в графе "позиция Минфина" указано — "не учтено". Так что, скорее всего, правительство может поддержать позицию Минздрава в итоговом отзыве на законопроект.

В Думе рекомендовали включить законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной думы в период весенней сессии 2017 года. Ранее законопроект поддержали в Минпромторге и Роспотребнадзоре.

Малый бизнес уже обращался в правительство с просьбой не поддерживать законопроект о запрете скидок на алкоголь, поскольку это может увеличить потребление нелегальной продукции.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров