ПФР готовит новую пенсионную реформу
Как выяснил Life, вслед за Минфином, руководство Пенсионного фонда России разрабатывает свой проект пенсионной реформы.
Фото: © Владимир Суворов/LIFE
В конце апреля стало известно о планах Минфина реформировать пенсионную систему. В частности, ведомство Антона Силуанова предложило повысить пенсионный возраст до 65 лет и для мужчин, и для женщин с шагом 6-12 месяцев в год. Кроме того, предлагается сократить бюджетный трансферт в ПФР: отменить компенсацию фондам их выпадающих из-за льгот по страховым тарифам доходов. Еще одно предложение министерства состоит в отказе от выплаты пенсии (или хотя бы ее фиксированной части) работающим пенсионерам, а также отменить обязательность пенсионных накоплений, при одновременном стимулировании добровольных инвестиций в будущую пенсию. Предложения Минфина снижают социальные обязательства государства и увеличивают налоги. Почти сразу же последовало опровержение со стороны вице-премьера Ольги Голодец, отвечающей за социальный блок в правительстве.
Как выяснил Лайф, в Пенсионном Фонде России, вслед за Минфином, также признают необходимость провести пенсионную реформу. Об этом желании свидетельствует объявленный ПФР тендер под названием «Разработка системы критериев и показателей долгосрочной финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств для моделирования доходной и расходной частей бюджета ПФР».
Исследователям щедро отведено на свежие идеи 19 млн рублей. Как указывается в конкурсной документации, сейчас «ни одна из финансовых схем страхового пенсионирования не в состоянии решить задачу устойчивого финансового обеспечения страховых пенсий, обеспечивающих достойный уровень жизни и установленный международными нормами минимум замещения пенсией заработка без изменения политики заработной платы в стране и создания реальных стимулов уплаты страховых взносов».
В текущей системе, признаёт ПФР, экономия государства на пенсиях начнётся с поколения, которое выходит на пенсию с 2022 года (накопительная часть формируется только у родившихся после 1 января 1967 года), — то есть их пенсии, по сути, будут меньше, чем у нынешних пенсионеров. Сейчас средняя пенсия составляет порядка 12 600 рублей.
«Страховые взносы используются на солидарные выплаты пенсий предыдущему поколению работников и индивидуальные накопительные пенсии работников 1967 года рождения и моложе, доля которых постоянно растёт, — указывается в документе ПФР. — Эта нагрузка начнёт компенсироваться лишь с началом выхода на пенсию этого поколения (2022 г.), так как их страховые пенсии, очевидно, будут ниже, чем у работников предыдущих поколений». Разбалансировку в ПФР связывают с накопительной частью пенсии, из-за которой бюджет фонда несёт двойную нагрузку: эти деньги уходят не нынешним пенсионерам, а на личные счета граждан, фонду необходимо дополнительное финансирование.
Особенно цинично эти рассуждения выглядят на фоне заморозок отчислений на накопительную часть с 2014 года и пролоббированного социальным блоком правительства отказа от накопительной части пенсии: если гражданин не перевёл до 1 января 2016 года накопительную часть в НПФ, то впоследствии он сможет рассчитывать только на государство. Выходит, человек будет зависеть от страховой пенсии (а не накопительной части), и именно она будет снижаться.
Сейчас работодатели ежемесячно отчисляют в ПФР взносы на сумму, равную 22% зарплаты сотрудника. Раньше из них 16% шло в страховую часть и 6% — в накопительную. Страховая часть является доходом ПФР, который идёт на выплаты нынешним пенсионерам, накопительную часть гражданин мог передать в управление негосударственным пенсионным фондам. Если гражданин отказался от накопительной, ему будет выплачиваться только трудовая (страховая) пенсия по старости с небольшой надбавкой социальной пенсии (назначается всем нетрудоспособным гражданам) по утверждённой правительством формуле.
Эта формула была презентована Минтрудом России в 2013 году (её фактический разработчик не раскрывается). Как отмечал в интервью «Известиям» руководитель ПФР Антон Дроздов, утверждённые вместе с новой формулой целевые показатели развития пенсионной системы предусматривают «увеличение уровня пенсий к 2030 году до 2,5—3 прожиточных минимумов пенсионера (сейчас этот минимум составляет 8803 рубля по России, в Москве — 11 428 рублей), сохранение текущей нагрузки на бизнес и как минимум на 1% ВВП сокращение зависимости Пенсионного фонда от федерального бюджета».
Теперь ПФР фактически признаёт, что прошедшая пенсионная реформа обернулась провалом и достичь объявленных целевых ориентиров невозможно.
Будущий исполнитель работ должен будет кроме чёткого прогноза и новых целевых показателей дать «законодательные предложения и нормативно-методологические рекомендации» для сокращения дефицита бюджета ПФР, «совершенствования» (то есть повышения) страховых тарифов и — одновременно — определения сумм помощи из госбюджета. Разработчиком этой научной работы может быть любое юрлицо, главное, чтобы оно не имело отношения к Турецкой Республике, подчёркивается в конкурсной документации.
Кроме предложений по законопроектной работе исполнитель должен просчитать и различные сценарии развития пенсионной системы. Хотя обсуждаемого повышения пенсионного возраста в перечне нет, один из сценариев — увеличение среднего страхового стажа на 5 лет (сейчас средний стаж — 34,5 года), этот показатель не вырастет иначе как через увеличение пенсионного возраста законом. Впрочем, как подчёркивается в документе, в базовом сценарии средний трудовой стаж не изменится.
По мнению экспертов, фактическое признание накопительной части ненужной в нынешнем ее формате, хоть и выглядит нелогично (все-таки столько лет ее рекламировали), но по сути неизбежно. В этом все ведомства (ПФР, Минфин и ЦБ) сходятся в том, что она должна изменится.
- К сожалению, вопрос перераспределения пенсионных денег и изменений в такой сфере как пенсионная (которая по сути своей и по логике не должна менять правила игры десятилетиями) неизбежен из-за текущий макроэкономической ситуации в стране, - говорит начальник аналитического отдела Национального рейтингового агентства Карина Артьемьева. – Поэтому, как ни грустно, нам придется всем столкнуться с повышением пенсионного возраста, и с новыми правилами расчетам будущих пенсий.
Баланс в пенсионной системе министерство ищет аж с 1995 года, когда была утверждена первая Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ. На её основе в 1998 году Минтруд представил проект программы пенсионной реформы, которая предусматривала введение обязательной накопительной части пенсии на основе индивидуальных счетов и инвестирования средств на финансовых рынках под управлением частных компаний. Однако кризис 1998 года ограничил как масштабы, так и скорость преобразований. Разработкой новой программы реформ занялся специально созданный в 2001 году Национальный совет по пенсионной реформе. И в 2002 году начала внедряться новая пенсионная система, в которую уже входил накопительный компонент. В 2013 году Минтруд, представив новую концепцию, предложил вернуться к практике СССР и 90-х.
А масштаб бедствия таков. По итогам 2015 года расходы ПФР составили порядка 7 трлн рублей, из которых 3 трлн дал федеральный бюджет (при общем уровне расходов федерального бюджета в 15,6 трлн рублей).