Победный бизнес

Победный бизнес

Фото: © L!FE / Владимир Суворов

12114
На пилотки, гимнастёрки, галифе, георгиевские ленты и другие атрибуты 9 Мая россияне тратят более 3 млрд рублей в год. Лайф раскрывает секреты "полевой кухни" отечественного бизнеса на День Победы.

Практически каждый год георгиевская ленточка оказывается в эпицентре скандалов. Чего только не придумывали бизнесмены, чтобы заработать на главном символе Дня Победы?! Выпускали водку, пиво, валенки, сланцы, даже ценники в секс-шопе делали в легендарных чёрно-оранжевых цветах. Все эти акции неминуемо провоцировали волну общественного негодования, и товары из магазинов исчезали.

Тем не менее каждый год история повторялась. Сейчас народный гнев обрушился на дизайнеров бренда "Патриотка", которые выставили на продажу кокошник, украшенный георгиевской ленточкой и пятиконечной красной звездой.

"Цена 5 тыс. руб. В честь праздника 9 Мая мы дарим скидку 9% первым 9 покупателям", — объявили дизайнеры на своей странице в соцсети.

Правда, уже 4 мая под давлением негативных откликов "георгиевские" кокошники были сняты с продажи.

Связаны одной лентой

На московской фабрике "ФИ-текс" производство георгиевской ленточки остановили в конце апреля. Все заказы ко Дню Победы уже выполнены. Сейчас распродают остатки, но уже осенью станки снова заработают "по-георгиевски". Первые предзаказы на фабрику приходят в ноябре — декабре. Тогда же начинается производство, отгружаются первые партии товара к маю.

"В этом году выпустили несколько миллионов метров, но в прошлом заказов было в полтора-два раза больше, — рассказывает коммерческий директор фабрики Рашид Юнисов. — Георгиевская лента — товар исключительно сезонный. В масштабах нашего производства доля её очень невелика. Если брать всю продукцию, то бывает, отгружаем и по 1 млн метров в день".

Основные заказчики фабрики — рекламные агентства, которые занимаются организацией праздничных мероприятий, оформляют площадки в рамках государственного и частного заказов. Покупают и торговые компании, которые берут ленту в рулонах, потом сами её разрезают на части и в таком виде продают конечному потребителю.

Кстати, "ФИ-текс" далеко не единственный производитель символа Победы. Выпускают ленточку ткацкие заводы по всей стране. Станки импортные, на "ФИ-тексе", например, швейцарские. Впрочем, и в самом производстве никаких особых тонкостей нет.

— Обычная репсовая лента, — поясняет Юнисов.

 

— Самая популярная — сатиновая лента, потому что самая дешёвая. А вот жаккардовая и тканная ленты значительно дороже, — рассказывает один из производителей.

Много поставок также идёт из Китая и Турции — импортные ленты гораздо дешевле, но в то же время существенно уступают российской продукции по качеству.

Спрос на георгиевскую ленточку резко вырос после того, как в 2005 году стартовала одноимённая акция. С тех пор их закупают и бюджетные организации, и частные компании. Но с одной целью — бесплатно раздавать в парках, на улицах, в офисах, торговых центрах. Проблема в том, что не все люди, получившие ленточку бесплатно, применяют её по назначению — крепят на одежду. Недобросовестные торговцы собирают бесплатную ленту и продают её у себя в магазинах, на рынках и даже просто на улицах. Цены доходят до 150 рублей за штуку.

Это прямое нарушение Кодекса акции, один из пунктов которого гласит: лента не может быть объектом купли-продажи. Поэтому-то сейчас большинство магазинов, которые продают сувениры военной тематики, ленточкой не торгуют. Она идёт как дополнение к головным уборам — крепится на бескозырки или как подарок покупателям значков. Правда, надо отметить, что Кодекс георгиевской ленточки — это всё-таки кодекс чести, а не государственный закон. Законодательного запрета на продажу нет. 

Как рассказали Лайфу в военторгах, ленту они закупают примерно по 2 руб. за метр. Но поставщиков не раскрывают. У многих заводов нет своих сайтов. В открытом доступе совсем другие цены — порядка 4 руб. за метр. Правда, цена ленты сильно отличается в зависимости от ширины, длины и размера партии. В крупной партии одна ленточка стоит как минимум 2 руб. При этом на сайте госзакупок фигурируют суммы чуть более 4 руб. за штуку.

По такой цене ленточку закупали городские администрации, министерства и департаменты, государственные вузы. Суммы заказов тоже сильно отличаются. Например, администрация Первоалтайска закупила ленточек менее чем на 12 тыс. рублей, а саранские "Городские парки" — на 316 тыс. Выходит, что средняя цена за ленточку порядка 3 рублей. Если учесть, что в прошлом году было роздано 20 млн ленточек, то оборот рынка превышает 60 млн рублей в год.

Цена Победы

Если продажа ленточки вызывает шквал осуждения, то популярность военных сувениров в последние годы растёт. Подготовка к празднику уже превратилась в целую индустрию.

"Самым большим спросом традиционно пользуется мелкая сувенирная продукция – значки, флажки, пилотки, фляги, военные ремни. Средняя цена этих товаров 650 руб. В торжествах ко Дню Победы у нас активно принимают участие порядка 10 млн человек. И каждый десятый из них покупает сувениры. Соответственно, емкость этого сегмента рынка порядка 650 млн руб"

Сегмент крупных покупок, в том числе и заказа военно-полевой кухни, тоже очень неплох.

— Возьмём 1% обеспеченных людей, которые могут потратить крупные суммы на подарки к 9 Мая, — продолжает подсчёты Крылов. — Из них каждый 25-й сделает покупку от 10 до 30 тыс. рублей. Соответственно, сегмент крупных покупок составляет порядка 1,2 млрд руб. Третий сегмент – развлекательный. В каждом субъекте Федерации тратится ещё порядка 15 млн рублей на услуги по организации праздничного досуга – концерты, шоу-программы, различные мероприятия. Конечно, это усреднённая цифра, так как города различаются по уровню достатка. Получается более 1,27 млрд руб. Эти деньги будут потрачены муниципалитетами. Соответственно, общая ёмкость рынка составляет почти 3,1 млрд руб.

Фото: © L!FE / Владимир Суворов

В военторге "Барракуда" не смолкает телефон. Клиенты один за другим заказывают пилотки, чуть реже — гимнастёрки и галифе. В канун 9 Мая это самые ходовые товары, а День Победы для сотрудников магазина — главный праздник в году. И это не пустые слова — выручка в мае традиционно увеличивается примерно на 80%.

Правда, в этом году директор магазина Андрей Запрягаев баснословной прибыли не ждёт. Просто потому, что теперь все бухгалтерские отчёты ни в какое сравнение не идут с прошлогодними. В 2015-м праздновали 70 лет Победы и продажи магазина увеличились в разы.

— Очередь к нам выстроилась как в выходной в "Ашане", — вспоминает Запрягаев. — Казалось, что мы реально одеваем армию на Вторую мировую войну, а люди прямо из магазина пойдут добровольцами на фронт. В общей сложности за военной формой пришло более 10 тыс. человек.

Прошлогодний ажиотаж был связан даже не с тем, что отмечался юбилей Победы. Это была не просто круглая дата. Всё дело в акции "Бессмертный полк", которую проводили в честь юбилея. В живых остаётся всё меньше ветеранов, а память об их подвиге хотят сохранить потомки. Люди приходили на шествие с портретами своих родственников, прошедших войну. Вот тогда-то многие потомки ветеранов и захотели надеть военную форму — точно такую же, в которой воевали их деды и прадеды.

— Раньше трудно было себе представить, что будет такой спрос на галифе и гимнастёрки, — рассказывает Запрягаев. – В прошлом году у нас продажи шли до начала парада. Более того, "Бессмертный полк" уже шёл, а люди прибегали, покупали гимнастёрку, на ходу её надевали и бежали догонять шествие.

С тех пор отмечать День Победы "в мундире" стало модно. Несмотря на то что большинство желающих уже купили форму в прошлом году, Запрягаев надеется на существенную прибыль. Ведь покупатель может снова прийти из патриотических чувств, вызванных самим антуражем праздника Победы. Спрос на военные товары чувствуется и в некруглые даты. В 2014 году, по данным СПАРК, выручка от продаж "Барракуды" составила 9,3 млн руб., а чистая прибыль — 1,47 млн. Для сравнения, в 2012 году эти показатели были 6,8 млн и 300 тыс. соответственно.

Сделано в России

В "Барракуде" 99% всех товаров — отечественного производства. Начиная от шинелей и солдатских сапог и заканчивая сувенирными куклами и флягами. Made in China только некоторые значки и флажки. Форму шьют сами. При магазине два цеха. Основной — в Краснодарском крае. Там работает 20 человек, ещё столько же трудятся в Москве. Ткань тоже российского производства. Правда, она несколько другого плетения, чем во времена войны. 

Кстати, за полным историческим соответствием старой формы сейчас вообще мало кто гонится. Да и задачи такие не стоят — нюансы ткани может отличить только специалист, да и то при ближайшем рассмотрении. А вот разница в цене была бы очевидна. В "Барракуде" подсчитали, что если бы они шили пилотки из ткани старого образца, то цена увеличилась бы с 350 до 1,5 тыс. рублей. Настоящие оригинальные пилотки времён Второй мировой вообще стоят порядка 60 тыс. рублей. Пока же в магазине к 9 Мая было продано порядка 20 тыс. реплик знаменитого головного убора. Гимнастёрок и галифе — в несколько раз меньше. Но это объяснимо. Не все хотят полностью переодеваться, да и стоят они подороже: гимнастёрка — 1750 рублей, а галифе — 1650.

Щи да каша

В компании "Полевые-кухни.рф" тоже прошлый год вспоминают с ностальгией. Спрос на "военный кейтеринг" тогда вырос на 20%. Правда, директор компании Армен Саруханян и в этом году на жизнь не жалуется. К концу апреля уже все кухни на 9 Мая были заказаны. Некоторые останутся в Москве, другие поедут в Тулу, Ярославль, Калугу, Иваново и Рыбинск.

"Заказывают и городские власти, и частные компании, и исторические клубы, и благотворительные организации. Причем готовим мы не только гречневую кашу с тушенкой. Хотя, конечно, это наше все. Вот последний заказ был – том ям заказали (кисло-острый суп из тайской кухни). Бывают просят шашлык или вегетарианскую кухню. У нас повара-профессионалы, могут приготовить блюдо на любой вкус "

 

Вообще, весь персонал, а в компании работает 10 человек, предварительно проходит спецподготовку. Для обслуживания кухни нужен как минимум один человек. Максимум — 3 — 4.

— Печник, повар и сотрудники на раздачу, — поясняет Саруханян. — Обычно готовят повара, но при необходимости их могут заменить и другие сотрудники. Базовым навыкам готовки мы учим.

Вся техника находится в собственности компании. И в этом Саруханян видит одну из главных проблем своей работы: технику надо постоянно поддерживать в рабочем состоянии. А вот купить новую кухню — совсем не проблема. На их изготовлении специализируется Ирбитский завод спецтехники в Свердловской области. Так что и в этом сегменте лидирует отечественный производитель. Небольшая кухня КП-75, например, стоит 50 тыс. рублей.

Крупный агрегат КП-130 — уже порядка 150 тыс. Соответственно, различается и цена для заказчика. Складывается она из доставки, срока аренды кухни и количества персонала, который будет работать на выезде. Только доставка большой кухни стоит 30 тыс. руб., а маленькой — 15 тыс. Такая разница в цене связана с принципиальными различиями в способе доставки. Маленькую везут на легковом автомобиле, а большую уже спецтехникой.

Сейчас в "Полевые-кухни.рф" постоянно думают о расширении ассортимента — конкуренция растёт с каждым годом. Если ещё несколько лет назад услуги "военного кейтеринга" оказывали всего 3 — 4 компании, то сейчас уже больше 30. Конкуренция на рынке большая. И всё же Саруханян делает ставку не на новые услуги, а на кулинарию: "Главное — на продуктах не экономить. Должна быть тушёнка с кашей, а не каша с тушёнкой".

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!