США заставляют норвежцев кинуть "Роснефть" на шельфе
Европейский бизнес под нажимом США продолжает отказываться от реализации выгодных проектов с компаниями из России. Очередное подтверждение этому — зависшая сделка "Роснефти" и буровой дочки норвежской Seadrill компании NADL. Как стало известно Лайфу, предварительная договорённость о заключении крупного пятилетнего контракта на сумму $4,25 млрд будет пересмотрена на менее выгодных для обеих сторон условиях.
От "Победы" к поражению
27 сентября 2014 года стало триумфальной датой для "Роснефти". В тот день все СМИ пестрели заголовками в духе "Победа" "Роснефти". Ведь тогда стало известно, что разведочное бурение в Карском море увенчалось открытием крупного месторождения с суммарными извлекаемыми запасами в 130 млн тонн нефти. Его и было решено назвать "Победой". Особенно гордились тем, что работы провели практически собственными силами, с незначительной помощью арендованной у норвежской North Atlantic Drilling (NADL, дочка Seadrill) буровой платформы West Alpha.
С NADL "Роснефти" работать нравилось. Уже в мае того же года компании заключили соглашение о стратегическом партнёрстве до 2022 года, а 30 июля подписали долгосрочное соглашение о бурении на шельфе и аренде российской стороной шести платформ. Как позднее выяснилось, компании предварительно договорились заключить крупный пятилетний контракт на общую сумму в $4,25 млрд.
Тогда партнёры и не подозревали, что уже на следующий день Евросоюз распространит санкции не только на поставку оборудования для работы на шельфе, но и на сами работы. С 6 августа к ограничительным мерам присоединились США, а 11-го — Норвегия. В итоге вторую скважину на "Победе" West Alpha бурить не осталась, а шельфовые проекты с западными партнёрами “Роснефти” — ExxonMobil, Eni и Statoil — вскоре оказались заморожены.
Между тем соглашения с NADL были далеко не только о бурении, но и об обмене активами. По предварительному соглашению "Роснефть" должна была передать под контроль партнёра свою буровую дочку "РН-Бурение" с парком из 150 наземных буровых установок, а взамен получить опцион на покупку 30% акций норвежской компании.
Первые сомнения в том, что сделка вообще состоится, появились у партнёров уже осенью — Seadrill пришлось просить разрешения на шельфовые работы у властей США, из-за чего сделку отложили на май 2015-го. За полгода ситуация не стала лучше — в конце февраля Seadrill уведомила своих акционеров, что завершение сделки маловероятно, и усомнилась в том, что её удастся закрыть в установленные сроки и на изначальных условиях. Закрытие пришлось перенести ещё раз, но теперь сразу на два года, до июня 2017-го.
На выплаты от "Роснефти" норвежцы очень рассчитывали, Seadrill в прошлом году даже пришлось отказать своим акционерам в выплате дивидендов. А теперь, как выяснил Лайф из отчёта Seadrill за прошлый год, компания пошла ещё дальше — решила освободить NADL от обязательств придерживать буровые для обеспечения контрактов с "Роснефтью". Выходит, даже если сделка будет закрыта, сами контракты на бурение могут быть не реализованы или и вовсе исчезнуть из финального соглашения, которое компании будут готовить до мая будущего года.
— До этого момента NADL разрешается продавать свои морские буровые установки, в том числе те, что участвуют в контракте с "Роснефтью", вступать в юридические обязывающие договоры с третьими сторонами в отношении этих установок, откладывать мобилизацию установок, участвующих в контракте с "Роснефтью" для соблюдения договорённостей с третьими сторонами, откладывать установку и перевозку любых из этих буровых и продлевать длительность их работ и швартовки, — говорится в отчёте Seadrill за 2015 год.
Норвежцы ищут альтернативы России
Решение Seadrill по NADL понять можно. Компанию сложно назвать крупной — в её распоряжении всего 7 самоподъёмных и буровых платформ, а также один буровой корабль West Navigator. В прошлом году, согласно отчёту фирмы, её прибыль была наименьшей с момента основания в 2011 году — $747 млн, чистый убыток — $78 млн. С мая 2014 года компания котируется на нью-йорской NYSE. Когда была заключена сделка с "Роснефтью", акции норвежцев взлетели до тех высот, на которые с тех пор не поднимались — с $85 до $112 за единицу.
Но потом появились уже упомянутые новости о санкциях, и теперь акции стоят в 26 раз дешевле — по $4,3 (по состоянию на утро 17 августа). По соглашению с "Роснефтью", NADL сейчас может продать свои акции вдвое дороже — по цене $9,25 за штуку.
Чтобы дальше не злить акционеров Seadrill и не обновлять рекордные минимумы по прибыли, NADL решила более не полагаться на контракты с "Роснефтью", пояснили Лайфу в офисе компании. Часть буровых должны были приступить к работе ещё прошлым летом, поэтому компания просила Seadrill разрешить ей самой распоряжаться своими буровыми, сказал Лайфу представитель NADL.
— В марте 2015-го мы получили от "Роснефти" извещение о расторжении контракта на бурение для West Navigator. Буровое судно было законтрактовано под пятилетний договор с лета 2015 года, ― сообщила компания в своём последнем годовом отчёте. ― Мы направим судно на альтернативные заказы. Тем не менее мы находимся в переговорах с "Роснефтью" о других направлениях будущего сотрудничества.
Отмена контракта для судна привела к сокращению общей стоимости сделки с "Роснефтью" как минимум на $1 млрд — до $3 млрд, сообщается в отчёте. Какие ещё суда были завербованы под контракты с "Роснефтью", представитель NADL рассказать отказался. Пресс-службы Seadrill и "Роснефти" на запрос Лайфа не ответили. В Комиссии по ценным бумагам и биржам США, к которой компании обратились для исключения из санкционного списка, ответили, что "просьба компаний пока прорабатывается".
У компании нет уверенности, что и остальные суда, зарезервированные под "Роснефть", примутся за дело. Если даже соглашение будет достигнуто, его условия, вероятно, будут сильно отличаться от изначальных. Что касается West Navigator, то на апрель этого года компании так и не удалось никуда пристроить данное судно. Впрочем, предъявить что-либо "Роснефти" компания не имеет права — в соглашении с россиянами имеется пункт, освобождающий стороны от каких-либо репараций при решении отозвать свою подпись.
Буровой союз откладывается
Срыв буровых контрактов лишает обмен активами смысла, считают опрошенные Лайфом аналитики. Пока компания не может привлечь NADL для бурения, смысла покупать её нет, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Если следовать букве договора, "Роснефти" фактически предлагают заплатить за компанию в два раза дороже её рыночной цены. На утро 17 августа общая капитализация NADL на нью-йоркской бирже — $805 млн. Получается, за 30% её акций россияне могли бы заплатить $241 млн. По соглашению же стоимость сделки может превысить $0,5 млрд.
Стоимость буровых активов "Роснефти" сейчас неизвестна. Но на момент заключения сделки "РН-Бурение" оценивалась в $750 млн, напоминает аналитик "Райффайзенбанка" Андрей Полищук. В принципе, сделка могла бы и состояться, если стоимость активов уравновесить, считает он.
— Её с трудом можно назвать справедливой, сейчас NADL стоит значительно дешевле, чем в момент заключения сделки, смысла переплачивать за актив на фоне спада в шельфовом бурении нет, ― считает президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков. ― "Роснефть", в принципе, может подождать дальнейшего удешевления компании и приобрести её за бесценок на новых условиях. Но сейчас и это нецелесообразно из-за нерентабельности ведения шельфовой добычи при текущем уровне цены на нефть. Норвежцы, напротив, будут стремиться сделку закрыть, ведь она потенциально даёт возможность хотя бы частично обеспечить работами дешевеющую компанию. Своих шельфовых буровых установок у "Роснефти" почти нет. А вот наземный парк "РН-Бурения" за прошедшие два года вырос почти до 300 машин.
Против сделки играет слишком много факторов, напоминает Юшков из ФНЭБ: санкции, дешёвая нефть и обязательства "Роснефти" по покрытию своего долга.
— Если сделка состоится, исходя из изначальной стоимости за акцию, к компании могут возникнуть вопросы от государства, зачем было столько переплачивать за такой актив, — считает Юшков. — Норвегия присоединилась к санкциям, что тоже не добавляет уверенности в будущем этого предприятия. С другой стороны, актив навряд ли до сих пор интересен и самой "Роснефти". Сейчас тема освоения Арктики не столь актуальна, как предстоящая приватизация или продажа добычных активов инвесторам из Азии. До 2017 года стороны точно не успеют закрыть сделку — либо совсем от неё откажутся, либо пролонгируют, но уже без сроков.