Россия выиграла газовый спор с Белоруссией. Или нет?
Лайф разбирается в том, кто лукавил в нефтегазовом вопросе России с Белоруссией и какая из сторон получила больше "плюшек".
Фото: © РИА Новости/Иван Руднев
Вчера закончились длившиеся уже год "газовые войны" Москвы и Минска. На бумаге победила Россия. Она получит и причитающиеся ей долги за газ, и снижение тарифа на прокачку нефти, который минские власти повысили в ответ на снижение нефтяного экспорта в страну со стороны соседа. Казалось бы, Белоруссия в этом конфликте полностью повержена, но в Минске не стесняются заявлять, что Москва тоже пошла на уступки и дала скидку на газ, хотя, по словам премьера Дмитрия Медведева, это не так.
Из-за чего "поссорились" братские народы
Напомним, всё началось с того, что Минск ещё в начале года отказался выплачивать долг за поставленный газ (на октябрь он превышал $300 млн), апеллируя к тому, что стоимость голубого топлива была завышена: справедливой Белоруссия считала $73 вместо $132 за 1 тыс. куб. м.
Россия долго спорила с белорусским правительством, пока после очередных бесполезных переговоров Минэнерго не ограничило прокачку нефти с 5,3 млн до 3,5 млн тонн в третьем квартале этого года. Это связано с неплатежами Белоруссии за российский газ, признал тогда глава ведомства Александр Новак. Ответ не заставил себя долго ждать — в начале месяца Минск в одностороннем порядке с 11 октября объявил о повышении тарифа на транзит нефти по магистральным трубопроводам в 1,5 раза.
Кстати, не первый раз за год: в феврале тариф уже вырос на 10,4%. В России, естественно, посчитали такие действия нарушающими всякие договорённости, а президент Белоруссии Александр Лукашенко в ответ обвинил российские власти в давлении на свою страну и нежелании идти навстречу в переговорах.
Что же выиграла Москва?
Самая главная победа в том, что наконец удалось уговорить Белоруссию вернуть газовый долг, с которого всё и началось. Белорусский вице-премьер Владимир Семашко рассказал вчера журналистам, что Минск вернёт сумму, которую Москва рассматривает в качестве задолженности за поставку газа. Позднее его российский коллега Аркадий Дворкович доложил премьеру Дмитрию Медведеву, что речь идёт о $300 млн.
Вопрос, собственно, только в том, когда это произойдёт: по версии Семашко, Белоруссия может не платить вплоть до 25 октября и даже попросит об отсрочке, по версии Дворковича, дедлайн по оплате долга — 20 октября. Кроме газа Москве удалось уладить с Минском и побочную "нефтяную" проблему — снизить тариф на прокачку нефти до сентябрьских уровней.
— Недавно были несколько повышены тарифы на транзит нефти. Мы это возвращаем назад. То есть останутся те тарифы, которые действовали по состоянию на 1 октября, — сказал вчера Семашко.
А Минск?
Гарантированный минимум, которого удалось добиться Минску, — это вернуть российскую нефть на свои нефтеперерабатывающие предприятия (НПЗ), ведь "это предприятия, которые нельзя не обеспечивать под завязку нефтью", охарактеризовал их на днях Александр Лукашенко. Доходило до того, что глава Белоруссии припугнула Россию началом закупок иранского чёрного золота, но дальше заявлений правительство Лукашенко не пошло. Россия восстановит нефтяной поток в Белоруссию до 24 млн т, рассказал вчера Аркадий Дворкович.
Казалось бы, план Минска по снижению стоимости газа потерпел фиаско. Но позиция Александра Лукашенко оказалась, мягко говоря, странной.
— Я вчера познакомился с докладом правительства по нефтегазовым вопросам с Российской Федерацией. Я так понимаю, что очередные баталии закончены и нам удалось выйти на подписание соответствующего документа, проблемные вопросы, по крайней мере на вчерашний день, были согласованы и сняты, — заключил глава Белоруссии.
Вице-премьер Владимир Семашко объяснил позитивный настрой "батьки" тем, что стоимость газа для Белоруссии будет "существенно снижена". По его словам, снижение цены произойдёт задним числом — с 1 июля — правда, не пояснив, какой будет эта цена.
Между тем российские власти поспешили опровергнуть белорусского вице-премьера.
— Хотел бы акцентировать внимание на том, что цена на поставляемый в Белоруссию газ остаётся прежней и рассчитывается по существующей формуле. Никакой корректировки не произведено, — уверил вчера журналистов глава правительства Дмитрий Медведев.
"Газпром" пока не комментирует детали переговоров с белорусской стороной, сообщил Лайфу представитель компании, но известно, что газовый концерн всегда был недоволен "заниженной" стоимостью газа для Белоруссии.
Правительство страны подтвердило позицию Медведева — цена в 2016 году останется прежней, но уточнило, что Россия подтвердила готовность применять механизм межбюджетной компенсации, средства от которой будут использованы белорусской стороной прежде всего для снижения цены на газ для национальных потребителей.
Источник Лайфа в "Газпроме" подтвердил, что концерн ведёт консультации с правительством о размере компенсации для белорусского правительства, пока решения не было.
Вероятно, кроме субсидии Белоруссия всё-таки добьётся и повышения тарифа на прокачку нефти, оформленного под предлогом ежегодной индексации в феврале будущего года, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Если посмотреть на этот конфликт с точки зрения интеграции с Белоруссией, строительства единой зоны ЕАЭС, то в этом споре победила Россия, поскольку ЕАЭС и предполагает единый энергетический рынок у двух стран, — пояснил Юшков. — Не говоря о том, что профит получили и российские нефтяники: с увеличением объёмов продаж увеличатся и заработки нефтяников, всё же нефть мы им пока "за так" не отдаём.