Регион

Уведомления отключены

8 ноября 2016, 04:30

Кто из российских бизнесменов "вложился" в будущего президента США

Приближающиеся выборы президента США интересуют не только жителей Штатов, но и... российский бизнес. Очень многие отечественные компании имеют свои интересы, завязанные на результатах всеамериканского волеизъявления. Хиллари Клинтон наши бизнесмены в основном "задабривают" долларом. А вот среди "болельщиков" Трампа прослеживается скорее не спонсорство, а стратегический расчёт. Кто, сколько и как из представителей отечественного бизнеса вложил в свою "американскую мечту" — в материале Лайфа.

Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков/Павел Лисицын/Сергей Гунеев © East News

Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков/Павел Лисицын/Сергей Гунеев © East News

Лайф проверил, насколько российские бизнесмены тесно связаны с американским истеблишментом, чтобы рассчитывать на те или иные преференции или просто позитивное отношение со стороны будущего президента США. Вот что из этого получилось кратким языком инфографики.

Симпатии Клинтон не бесплатны

Глава "Реновы" Виктор Вексельберг предпочитает поддерживать кандидата от Демократической партии  США и, видимо, может рассчитывать на благосклонность президента Хиллари Клинтон в случае её победы. Как выяснил Лайф, Renova Group подстраховалась и пожертвовала семейному фонду "демократического" кандидата сумму от $50 до 100 тыс. Такая информация размещена на официальном сайте фонда.

Впрочем, там нет точного указания, когда именно произошло пожертвование. Чтобы прояснить ситуацию, Лайф обратился прямиком к представителям самого миллиардера. Но в окружении Виктора Вексельберга на запросы не ответили. Несмотря на "закрытость" информации о дате взноса, во всей этой истории с участием Renova в жизни фонда Клинтон есть одна крайне интересная деталь.

В Renova Group работает весьма близкий семье Клинтон человек — Джон Марк Дойтч. Этот экс-глава Центрального разведывательного управления (ЦРУ) является членом правления управляющей компании Renova Manаgement AG (выступает консультантом по международным активам Renova Group). Интересно, что информация о сотрудничестве компании с бывшим главным разведчиком США имеется лишь на швейцарском сайте Renova.

Отметим, что Дойтч был назначен главой ЦРУ в 1995 году. А президентом, поставившим его на столь высокий пост, был не кто иной, как на тот момент хозяин Белого дома Билл Клинтон. Правда, Дойтч выпал из команды 42-го президента США после публичного признания по Ираку, сделанного в американском конгрессе. В частности, он сказал, что иракский лидер Саддам Хуссейн стал ещё сильнее, чем четыре года назад, и что ЦРУ, возможно, никогда не сможет решить с ним вопрос. Клинтон заменил Дойтча после своего переизбрания. После ухода из ЦРУ в декабре 1996 года выяснилось, что некоторые из ноутбуков нынешнего топ-менеджера Renova содержали секретную информацию, которая по ошибке была проранжирована как несекретная.

ЦРУ начало расследование. Дойтч признал себя виновным в небрежном обращении с государственными секретами, а президент Билл Клинтон помиловал его 19 января 2001 года (за два дня до момента, когда департамент юстиции мог начать против Дойтча дело). Некоторые наблюдатели уже провели в связи с этим случаем параллели с утечкой данных из почты Хиллари Клинтон.

У Renova есть интересы в самых разных отраслях промышленности, в том числе в энергетике, металлургии и транспорте, девелопменте и IT во всём мире. В США у группы работает инвестфонд Columbus Nova, под управлением которого находятся активы стоимостью более $2 млрд.

Фонд "Сколково", президентом которого является Виктор Вексельберг, также жертвовал средства семейному фонду Клинтон — от $10 до 25 тыс., следует из информации на сайте Clinton Foundation, с которой ознакомился Лайф. Представитель фонда "Сколково" Александра Барщевская назвала эту информацию "глупостью чистой". Ранее сам Виктор Вексельберг публично опроверг свою связь с главой избирательного штаба Хиллари Клинтон Джоном Подестой. "Не знаком. Первый раз слышу", — заявил Вексельберг.

Сергей Пластинин (основатель компании "Вимм-Билль-Данн"), который сейчас трудится советником председателя правления "Русгидро", тоже пожертвовал фонду Клинтон от $50 до 100 тыс.

— "Русгидро" не реализовывало и не планирует осуществлять никаких благотворительных программ за рубежом. Мы не связываем перспективы своей деятельности ни с одним из итогов американской избирательной кампании. Факт пожертвования если и был, то являлся частной инициативой господина Пластинина, и все вопросы необходимо адресовать ему. Насколько нам известно, история, о которой идёт речь, имела место быть около шести лет назад и связана с реализацией частных проектов Сергея Пластинина, — пояснили Лайфу в пресс-службе "Русгидро".

Сергей Пластинин пояснил Лайфу, что жертвовал деньги на благотворительность:

— Это пожертвование я сделал как частное лицо в 2010 году задолго до прихода в "Русгидро". Я участвовал во встрече, организованной фондом, и сделал пожертвование на благотворительный проект — помощь детям в Африке. Мне было интересно участвовать в этом мероприятии, потому что там было много интересных людей, а мы в тот момент продвигали магазины моей дочери Киры Пластининой в Америке, выходили на американский рынок, и это был один из пунктов программы продвижения.

Андрей Вавилов, председатель совета директоров компании "Суперокс", которая занимается новыми технологиями в сфере энергетики, пожертвовал $10—25 тыс. в благотворительный фонд Клинтон. Когда он сделал это пожертвование, неизвестно. Представитель "Суперокс" не ответил на запрос Лайфа.

О пожертвованиях фонду Клинтон владельца Трубной металлургической компании (контролирует 65% ТМК) Дмитрия Пумпянского ничего не известно, но он может рассчитывать на то, что в случае победы Хиллари Клинтон его хорошие отношения с одним из подчинённых бывшего госсекретаря США принесут определённые "бенефиты".

В конце октября сайт The Federalist сообщил, что советник госсекретаря Хиллари Клинтон Томас Пикеринг заработал в совете директоров ТМК Дмитрия Пумпянского $500 тыс. в 2009—2012 годах, помогая "решать вопросы по поставкам продукции в Иран, находившийся к тому времени под санкциями американцев". В ТМК Лайфу пояснили, что вели бизнес, не нарушая закона.

— ТМК не нарушала никаких действующих санкций американского государства и для этого давно внедрила контрольные и защитные меры compliance внутри группы. Мы работаем исключительно на общих основаниях, никакими приоритетами не пользуемся и не ожидаем в будущем, далеки от политики и никак в неё не вовлечены, — прокомментировал Лайфу представитель ТМК эту ситуацию.

Фонд Клинтон в 2014 году получил почти $338 млн в виде грантов, пожертвований и других доходов, следует из его годового отчёта. Фонд занимается разными благотворительными программами по всему миру. В его отчётности за 2015 год говорится, что организация помогла 105 тыс. фермерам в Восточной Африке удобрениями и семенами, а также боролась с неграмотностью на Гаити. Представители фонда Клинтон не ответили на запрос Лайфа.

Поддержка Трампа — это не про деньги, а про идею

Если в отношениях между представителями российского бизнеса и фонда Клинтон чётко просматривается "денежный шлейф" из разных по размеру и сроку давности "пожертвований", то с возможным пришествием в Белый дом Дональда Трампа история несколько другая. Одиозный миллиардер является ярым защитником прав и свобод богатейших людей своей страны. Но помимо бизнесменов американских его гипотетическая победа 8 ноября может быть выгодна и бизнесменам российским. Причём речь тут совсем необязательно должна идти о каком-либо спонсорстве. Просто интересы наших и заокеанских магнатов по многим вопросам сходятся. В частности, в важнейшей для российской экономики сфере — энергетике.

Например, владелец футбольного клуба "Челси" Роман Абрамович в случае победы Дональда Трампа сможет получить ощутимые бенефиты. Дело в том, что американский магнат обещал поддержку инфраструктурным проектам в Северной Америке, в том числе по строительству газо- и нефтепроводов. Напомним, что осенью 2015 года администрация Барака Обамы отклонила проект строительства трубопровода Keystone XL, который должен был соединить город Хардисти в Канаде (провинция Альберта) с американским Стили Сити (штат Небраска).

Так при чём здесь Абрамович? Всё предельно просто. "Разморозка" Keystone сможет принести ощутимые дивиденды североамериканской "дочке" Evraz (в головной компании у Романа Аркадьевича 31,03% акций). Ранее, когда досиживающий последние дни в Белом доме Барак Обама "прижал" амбициозный проект, компания Абрамовича лишилась возможности заработать на поставках трубной продукции около $200 млн. В Evraz North America принятое Обамой решение тогда оценили как "задержку в развитии Северной Америки и Канады".

Представитель Абрамовича сказал Лайфу, что не в курсе, за кого "болеет" его шеф на выборах президента США:

 Если у него и есть [предпочтения], я не в курсе.

Владельцу НЛМК Владимиру Лисину (контролирует 85,5% компании через офшор Fletcher Group Holdings Limited) с чисто "бизнесовой" точки зрения выгоднее победа Трампа. Дело в том, что кандидат-республиканец в июле обрушился с критикой на нынешнее руководство страны. По его словам, они не сделали ничего, чтобы защитить своих производителей стали от "демпингующих" зарубежных конкурентов. Например, Китая и России. Среди "угроз" Трампа были слышны и призывы чуть ли не полностью закрыть американский рынок для продукции "металлургов-варягов".

Учитывая, что Лисину принадлежит ряд металлургических предприятий на территории США, их конкурентные преимущества после введения таких мер значительно возрастут. Отметим, что NLMK USA входит в пятёрку крупнейших производителей металлопродукции в Штатах. Предприятия американского дивизиона производят 0,7 млн т стали, металлопродукции — 2 млн т в год. Но даже если 8 ноября Америка выберет себе первую в истории женщину-президента, Лисина нельзя будет назвать "стопроцентно проигравшим". Дело в том, что миссис Клинтон также в ходе предвыборной борьбы обещала поддерживать американских металлургов. В частности, преследовать нарушителей в рамках ВТО. Конечно, её слова были не столь "увесисты", как у Трампа, но тоже — какая-никакая, но поддержка. 

Представители Лисина, у которых Лайф хотел прояснить ситуацию, не ответили на запросы.

Нефтяники и газовики почти единым фронтом должны болеть за Трампа. Дело в том, что обладатель самой узнаваемой причёски мировой политики во весь голос обещал снять эмбарго нынешнего президента страны Барака Обамы с ряда нефтяных проектов, а также подумать над отменой секторальных санкций, наложенных на российские нефтегазовые компании.

Сейчас, несмотря на санкции, в США работает "Роснефть", где её "дочка" Neftegaz Holding America Ltd владеет 30%-ными долями в нескольких совместных с американской ExxonMobil блоках в Мексиканском заливе, а также лицензией на месторождение La Escalera в Техасе. Хотя проекты напрямую под санкции не попали, это отразилось на них косвенно: большую часть работы по ним делает именно Exxon, рассказал Лайфу близкий к компании источник, а сами проекты, отчасти из-за низких цен на нефть, на грани заморозки. В своих отчётах обе компании избегают упоминания проблемных активов, не прокомментировали Лайфу эту тему и их представители.

Кстати, наложенные на "Роснефть" санкции затронули бизнес не только Exxon, но и другого американского энергетического гиганта General Electric. В феврале GE подписала с "Роснефтью" соглашение о будущем строительстве заводов судовой аппаратуры на российском Дальнем Востоке, но проект не может быть запущен, пока санкции не будут сняты.

Другой выгодоприобретатель от избрания Трампа — российский, а по месту проживания британский миллиардер Михаил Фридман, помимо консорциума "Альфа-групп" владеющий нефтегазовыми Dea и L1 Energy, входящими в принадлежащую ему группу компаний LetterOne Holdings. В отличие от компании Игоря Сечина, активов в США у них нет, но есть большое желание инвестировать в покупку месторождений при благоприятных условиях и налоговой политике, рассказывал председатель совета директоров L1 Energy лорд Джон Браун. Представитель L1 Energy отказался комментировать Лайфу планы компании. 

Несмотря на общий тренд на "боление" за Трампа, в российской нефтегазовой отрасли есть и компании, которым избрание Клинтон не так страшно, как конкурентам-соотечественникам. Речь о "Газпроме". Как писал Лайф, политика команды Хиллари направлена на ограничение сланцевой добычи нефти и газа в США. Если победит Клинтон, то Штаты, вероятно, пересмотрят планы по увеличению экспорта сжиженного газа в страны Европы. "Газпром" занимает порядка 30% на местном газовом рынке и несколько опасается экспансии американцев. Кроме того, снижение газового импорта из США сделает европейских покупателей более сговорчивыми по цене голубого топлива. В пресс-службе компании не ответили на запрос Лайфа.

Выше мы уже писали о том, что в вопросах поддержки Трампа российские бизнесмены не выходят за рамки простого "боления". Но и из этого правила есть одно исключение. По крайней мере, известное нам. В случае победы Трампа на бенефиты может рассчитывать член совета директоров РУСАЛа, коренной одессит, а ныне гражданин США и житель Лондона Лен Блаватник. Американская компания Access Industries Inc, владельцем которой является этот миллиардер, пожертвовала в Комитет политического действия (Super PAC, Political action committee) для поддержки избирательной кампании Дональда Трампа $4,3 млн, сообщила ранее The Huffington Post.

В РУСАЛе не стали комментировать деятельность члена совета директоров, пояснив это тем, что пожертвование Блаватник делал не как представитель РУСАЛа, а как владелец американской компании. С самим Блаватником связаться не удалось. Через SUAL Partners Лен Блаватник и Виктор Вексельберг контролируют 15,8% РУСАЛа.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров