Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
20 января 2017, 06:00

Нетихая гавань. "ЛУКойл" потерял в Ираке $500 млн

Несмотря на достижение соглашения о сокращении добычи крупнейшими добытчиками чёрного золота в мире, средняя стоимость барреля Brent по 2016 году оказалась даже ниже, чем она была в кризисном 2015-м, — всего $45 против $53. И далеко не все сидящие на нефтяной игле страны сумели справиться с ситуацией без ущерба для своих иностранных бизнес-партнёров — как узнал Лайф, зависящий от нефти Ирак задолжал сотни миллионов долларов российским нефтяникам, в частности "ЛУКойлу". Не исключено, что в будущем это и вовсе может заставить одну из крупнейших частных компаний РФ покинуть нефтеносную иракскую пустыню. Насколько это реально — разбирался Лайф.

Фото: © ASSOCIATED PRESS/FOTOLINK

Фото: © ASSOCIATED PRESS/FOTOLINK

Ирак никогда не был тихой гаванью для иностранных инвесторов — череда войн и неурядиц в правительстве уже не раз заставляла крупные нефтяные компании бросать проекты на самых выгодных этапах разработки. Последний раз это случилось ещё в начале 2000-х.

Но с момента окончания американской военной кампании прошло уже пять лет, многие нефтяные гиганты, как весной писал Лайф, уже понадеялись снова вернуться в богатую чёрным золотом иракскую пустыню. Но резкое падение стоимости барреля, продолжавшееся с конца 2014-го по конец 2016-го, может эти планы похоронить, свидетельствуют оказавшиеся в распоряжении Лайфа правительственные документы.

Буря в тумане

Несмотря на большие запасы нефти, в Ираке работает не так много иностранных компаний. Из тех же, кто всё-таки рискнул сунуться в горячую иракскую пустыню, большинство — россияне. В частности, "ЛУКойл". Его проект "Западная Курна — 2" (компании в нём принадлежит доля в 75%) — как раз сейчас проходит стадию перехода от невыгодной добычи, активно поддерживаемой с помощью различных льгот и доплаты со стороны иракского правительства, к добыче рентабельной, которая в перспективе может принести нефтяникам миллиарды долларов доходов. Но именно сейчас правительство страны решило эти доплаты за невыгодную добычу обрезать.

По данным Лайфа, компания вот уже год как пытается "выбить" из иракского правительств причитающуюся ей оплату проделанной работы. По данным источников Лайфа, долги Багдада только перед "ЛУКойлом" по "Западной Курне — 2" достигли $1,5 млрд.

Для компании иракские проекты, если судить по количеству пресс-релизов и заявляемых миллиардах будущей прибыли, далеко не последние, а по сути и основные зарубежные активы в портфеле. На фоне падения котировок чёрного золота Ирак уже сократил долю нефти, которая достаётся самой компании, с 10 до примерно 4 млн т. в год, говорил в конце прошлого года вице-президент компании Леонид Федун. Но, по данным Лайфа, сокращения коснулись и возмещения затрат на нерентабельную добычу. Общие долги Ирака перед компанией Алекперова, если верить источнику, достигали $1,5 млрд.

Сейчас Ирак всё же пошёл навстречу "ЛУКойлу" и начал погашать долг. К началу декабря он снизился до $500 млн, — рассказывает знакомый с ситуацией чиновник. — Они нас уверяют, что у республики дефицит бюджета, но правительству стоит понимать, что "Западная Курна — 2" обеспечивает Ираку более 10% всей добычи.

В декабре прошлого года Алекперов лично встречался с новым министром нефти Ирака Джабар аль-Ляиби, чтобы решить вопрос получения компенсации, но об итогах встречи не сообщалось. Вероятно, закончилась она не очень удачно — по данным Лайфа, решать ближневосточные проблемы "ЛУКойла" в Багдад собирается лететь лично глава российского Минэнерго Александр Новак. Представитель нефтекомпании не ответил на запрос, в пресс-службе министра сообщили, что пока визит главы ведомства в Багдад не запланирован.

Между бюджетом и принципами

Впрочем, рассчитывать на то, что Ирак уже вскоре сможет расплатиться с нефтяниками, не стоит. Страна находится в сложном экономическом положении на фоне боевых действий, продолжающихся с 2014 года, государственный бюджет на 2017 год запланирован с дефицитом в размере $17,7 млрд, замечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Конечно, рост мировых цен на нефть увеличил доходы страны, но всё равно средств Ираку не хватает. Получить их он может только от продажи нефти, которая обеспечивает 95% бюджетных доходов, — говорит он.

Вполне логично, что в условиях невозможности платить по долгам Ирак предпочитает воздерживаться от новых авантюр. Долги, кстати, как говорит источник Лайфа, возникли не только перед российскими нефтяниками, но и несколькими другими компаниями, в частности, государственным "Ростехом". Вот уже несколько лет он ремонтирует тут ТЭС "Харта", но за работы, по данным Лайфа, ему почти не платят — общий долг перед компанией уже достиг $3,4 млн. После "Харты" иракцы уже зовут госкорпорацию строить ещё три подобных сооружения — ТЭС Юсифия Дибис и Удхем, но "Ростех", по понятным причинам, пока от ответа воздерживается.

Также в Ирак уже давно хочет вернуться государственная "Зарубежнефть", рассказывает Лайфу источник в правительстве. По его данным, компания имеет виды на Блок-1 (Karbala-Hilla-Afaq) и Блок-2 (Najaf-Diwania-Samawa), причём по второму компании уже удалось подписать меморандум. Но на этот раз тормозится не российская сторона, а Ирак — дальше меморандума переговоры, по словам источника Лайфа, так и не продвинулись.

Казалось бы, новые проекты могут дать так нужные Багдаду новые нефтяные объёмы, и явных причин для торможения новых контрактов нет. С другой стороны, Ирак как член ОПЕК в декабре взял на себя обязанности по уменьшению добычи. По условиям соглашения страна обязана сократить добычу на 210 тыс. баррелей в сутки или на 4,5%. Соглашение о снижении добычи уже подхлестнуло нефтяные цены к росту, если тенденция сохранится, повышение цен на нефть сделает иракцев сговорчивее, заключает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar