Регион

Уведомления отключены

23 января 2017, 07:00

Cнятие санкций опустит доллар до 55 рублей

Низкие цены на нефть вкупе с санкциями ЕС и США удерживают российскую экономику в состоянии рецессии. Но с приходом новой администрации в Белый дом Россия абсолютно обоснованно может надеяться на отмену наложенных как США, так и Европой ограничений, пишут аналитики Morgan Stanley. Лайф ознакомился с главными "прикидками" и плюсами, которые американские банкиры пророчат экономике России в 2017–2018 гг., и выяснил, что российские экономисты и американские по-разному смотрят на причины рецессии отечественной экономики. Первые больше верят в силу нефтяных цен, вторые — в силу санкций.

Фото: © EAST NEWS

Фото: © EAST NEWS

Крепкий рубль и дешёвые продукты

В отличие от традиционного мнения, что в рецессии российской экономики виновато в первую очередь падение цен на обеспечивающую половину поступлений в бюджет нефть, американцы склонны придерживаться другого мнения.

Нефть, конечно, виновата, но основная вина лежит именно на наложенных в 2014 году санкциях США и стран ЕС. Но новая администрация Белого дома, напротив, создаёт большое количество "рисков и неопределённости" вокруг того, будет ли США эти санкции сохранять, отмечают в своём докладе "А что, если санкции США ослабнут?" аналитики американского банковского холдинга Morgan Stanley (имеется в распоряжении Лайфа).

Администрация Дональда Трампа, несмотря на свою приверженность именно развитию экономики Соединённых Штатов, не исключает и оценивает вполне вероятным потепление отношений с Россией как с важным партнёром по урегулированию конфликтов в Сирии и на Украине, — пишут аналитики. — Кроме того, многие американские и европейские компании, особенно из банковского и нефтегазового комплекса, давно выражают желание возобновить работу с российскими коллегами.

Если ослабление или полное снятие санкций произойдёт, к примеру, уже в первой половине 2017 года, то это существенно улучшит экономику не только этих компаний, но и России, уверены банкиры из Morgan Stanley, выделившие несколько главных плюсов потепления отношений.

В первую очередь это касается укрепления российской валюты — при снятии санкций к середине 2017 года рост рубля ожидается на уровне от 1,5 до 4,5% (до 56 руб. за доллар). Впрочем, от чего именно рубль укрепится — от притока капитала в страну или по каким-либо другим причинам, — аналитики банка не уточняют. Вероятно, весь их прогноз строился на основе того, что происходило с российской экономикой сразу после введения санкций, совпавших с падением цен на нефть.

К примеру, если летом 2014 года ЦБ ставку повышал — с марта по сентябрь она выросла с 6,5% годовых до 9,5%, — то в ближайшие два года, если санкции снимут, ставка ЦБ упадёт с нынешних 10% до 7–7,5% годовых, уверены в Morgan Stanley.

Далее, что называется, по списку, снизится отток капитала из страны — с прошлогодних $15,4 млрд до $5 млрд, а приток инвестиций, наоборот, вырастет на 4–4,5%. По большей части рост инвестиций ожидается благодаря возобновлению доступа российских компаний к дешёвым (сравнительно с азиатскими) западным кредитным линиям, пишут аналитики банка.

Доступ к деньгам к тому же повысит инвестиционную привлекательность России, а её потребителям даст снижение инфляции, — прогнозируют банкиры.

Примечательно: всего полгода назад в Morgan Stanley полагали, что отток в 2017 году увеличится до $25 млрд, а инфляция с прошлогодних 5,4% скакнёт как минимум до 7%. Теперь же, с приходом Дональда Трампа, всё наоборот: инфляция замедлится (с 5,4 до 4%), а номинальный российский ВВП от падения (0,8% в 2016-м) перейдёт к росту в 2017-м до 1,7% годовых. В банке полагают, что такое снижение инфляционного давления позволит Банку России снизить ключевую ставку на дополнительные 0,50–0,75%.

Вслед за США, считают в Morgan Stanley, потянется и их вечный политический сателлит ЕС — во всяком случае, Брексит Великобритании, стремящейся налаживать отношения с Россией, и предварительные итоги будущих выборов во Франции и Германии дают повод так полагать, следует из доклада.

Нефтяники и айтишники готовятся к росту

Фото: © imago/Christian Ohde/EAST NEWS

Впрочем, бенефициарами снятия санкций станет не столько российская экономика, сколько нефтяные и IT-компании, играющие в ней весомую роль, считают в банке.

Для нефтяников это в первую очередь снятие ограничения на заимствование капитала на Западе и, соответственно, снижение стоимости кредитов. Все предыдущие два года они могли рассчитывать только на отечественные или же азиатские банки, что несколько подкашивало стоимость акций и размеры инвестиционных бюджетов на будущие годы. Если, чисто гипотетически, санкции снимут, то таким компаниям, как "Роснефть", можно будет вполне справедливо рассчитывать на рост привлекательности своих акций и, соответственно, рыночной капитализации, говорят аналитики банка. Кроме доступа к деньгам нефтяники получат доступ к американским технологиям добычи "трудной" нефти из сланцевых и шельфовых пород, то есть морской добыче. Сейчас, по большей части из-за невыгодности бурения на шельфе и сравнительно небольших цен на нефть, шельфовое бурение практически не проводится.

Кроме нефтяников потенциальные плюсы со снятием санкций получат компании, чей бизнес тесно связан с IT и Интернетом, считают в банке. Это объясняется тем, что их крупные заказчики начнут больше тратить на софт и большие рекламные кампании за рубежом. В первую очередь это "Яндекс", которому в банке предсказывают рост капитализации на 19%.

Санкции полезны для бюджета, если цена на нефть растёт

Впрочем, если для айтишников и энергетиков отмена американских ограничений несёт одни плюсы, то вот для российского бюджета, как ни странно, санкции хотя бы в 2017 году являются исключительным благом.

Дело в том, что бюджет 2016 года верстался из довольно консервативных прогнозов цены на нефть Urals в $40 за бочку. Но, как рассчитывают аналитики многих банков и мировых структур, средняя цена нефти сложится как минимум на уровне выше $50 за баррель. Как бы там ни было, бюджет уже утверждён, говорил министр финансов Антон Силуанов, от продажи нефти и газа бюджет получит около 5 трлн рублей при цене доллара в 67,5 рубля, так что любые сверхдоходы, будут они или нет, будут направлены на восполнение денежных запасов Резервного фонда РФ, "проеденных" в 2014–2016 гг.

По расчётам Силуанова, при росте средней цены хотя бы до $50 бюджет дополнительно заработает около 1 трлн рублей. По версии Morgan Stanley, доходы могут быть чуть выше — 1,1 трлн рублей.

Но это только в случае, если санкции сняты не будут. При условии, что их всё же снимут, за счёт роста курса рубля (и, соответственно, снижения рублёвых поступлений от экспорта нефти и газа) Россия получит сверхдоходов на 150 млрд рублей меньше, то есть около 860 млрд рублей.

Американские иллюзии

Фото: © ASSOCIATED PRESS/FOTOLINK

Впрочем, опрошенные Лайфом аналитики рынка не склонны во всём соглашаться с Morgan Stanley. Сами цифры и скорость роста, которые прогнозирует банк для российской экономики, сомнений не вызывают, подозрительно другое: многие чиновники ожидают очень схожие темпы роста экономики в 2017 году, замечает в разговоре с Лайфом экономист, советник генерального директора по макроэкономике БД "Открытие" Сергей Хестанов.

К примеру, замедление инфляции до 4% к концу 2017 года прогнозировал сам ЦБ в декабре 2016 года, а о росте ВВП до 1,5–2% годовых в прошлую пятницу говорил новый глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

И в правительстве, и среди экономистов устаканилось мнение, что санкции по большому счёту никак не повлияли на рост или падение экономики России — всё объясняется именно ценами на нефть. Если они растут — то можно предполагать и рост экономики. Вероятно, именно верой американских экономистов в силу санкций США и объясняется совпадение прогнозов, — считает Хестанов. — Санкции коснулись скорее отдельных лиц и компаний, но даже для нефтяников, как показало время, они не сильно важны.

— Несмотря на предвыборную риторику нового президента США Дональда Трампа, изменение его политики в отношении России аналитики считают маловероятным. Возможно, санкции действительно снимутся, но только в отдельных отраслях, — считает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев.

Именно политика целенаправленного импортозамещения и поддержания экономики дала эффект перехода от рецессии к восстановлению былых темпов роста, полагает он.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров