Регион

Уведомления отключены

9 февраля 2017, 04:00

"ЛУКойл" хочет обойти правила ВТО ради узбекских миллионов

Для того чтобы закрепиться в Узбекистане, "ЛУКойл" намерен развивать свою местную сеть АЗС. Правда, её более выгодной работе мешает нежелание Минэнерго отменять для среднеазиатской страны вывозные пошлины на нефть, о чём Ташкент просит уже давно. Ведь таким образом Москва нарушит свои обязательства перед партнёрами по ВТО. Как выяснил Лайф, "ЛУКойл" уже разработал схему по обходу этих запретов. Однако её ещё нужно согласовать с правительством.

Осенью прошлого года Узбекистан проводил в последний путь своего первого президента Ислама Каримова, его место занял тогдашний премьер Шавкат Мирзиёев. Хотя Каримов во многом считался другом России, по некоторым проектам и предложениям Кремля, к примеру Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), мнения сторон расходились.

В этом отношении на нового главу одной из важнейших стран Средней Азии у Москвы большие планы. Президент России Владимир Путин пригласил его совершить свой первый визит в Россию ещё в декабре прошлого года. Новоиспечённый лидер Узбекистана приглашение тогда принял, но в гости пока не спешит. Возможно, промедление связано и с тем, что в январе Россия отказала Ташкенту в беспошлинной прокачке нефти.

Всё дело было в том, что освобождение от пошлины нарушало обязательства России как члена Всемирной торговой организации (ВТО): если вывозную экспортную пошлину отменить, то придётся отменять её и при поставках в государства — участники ВТО, сообщил Лайфу представитель Минэкономразвития. 

Членство в ВТО накладывает на Россию определённые обязательства. Предоставление Узбекистану более выгодных условий, чем странам ВТО, при поставке нефти будет нарушением условий этой организации, — пояснил Лайфу юрист, управляющий партнёр Kirikov Group Даниил Кириков.

Свои претензии к предложению были и у Минэнерго — отсутствие как таковой заявки на прокачку конкретных объёмов по нефтепроводу Омск — Павлодар (Казахстан) — Шымкент (Казахстан) — Зафарабад (Узбекистан). Но, как узнал Лайф, у трубы всё же появился заказчик.

Нефтяные схемы

В первую очередь Узбекистан интересен "ЛУКойлу" Вагита Алекперова: компания видит в нём хороший рынок сбыта для своего топлива, рассказал Лайфу близкий источник и подтвердил собеседник в правительстве. Здесь крупнейший частный нефтедобытчик России ещё с прошлого года активно строит собственную сеть автозаправок. 

Есть там у "ЛУКойла" и несколько газовых и газоконденсатных проектов ("Кандым — Хаузак — Шады" и "Юго-Западный Гиссар"), на которые имеются серьёзные планы по росту добычи.

Аналитик "Атона" Александр Корнилов в разговоре с Лайфом предположил, что тема с сетью АЗС — "это скорее стратегический ход для укрепления позиций в Узбекистане". 

Первая автозаправка "ЛУКойла" открылась в республике в конце января, топливо для неё было завезено из России, говорил представитель "дочки" нефтяной компании. По его данным, в общей сложности "ЛУКойл" планирует открыть в Узбекистане 50 АЗС. Но вести поставки бензина для своих точек с российских нефтеперерабатывающих заводов — очень дорого. Как, впрочем, и покупать топливо на местных НПЗ.

Есть вариант получше: можно возобновить прокачку по трубе через Казахстан и параллельно под нашу нефть законтрактовать часть свободных объёмов на местных НПЗ, — рассказывает собеседник Лайфа из "ЛУКойла". — Если поставки будут беспошлинными, это было бы очень выгодно, — добавляет он, не уточняя, сколько компания планирует сэкономить на такой схеме.

По данным Лайфа, "ЛУКойл" уже подготовился к возобновлению прокачки. Для этого были подписаны предварительные соглашения с "Узбекнефтегазом", владеющим двумя местными НПЗ (Бухарским — мощностью 3 млн т — и Ферганским — 5,5 млн т), о прокачке и переработке нефти в бензин по схеме толлинга. Толлинг предполагает поставки сырья при обратной поставке выработанного из него продукта, поясняет эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Толлинг в случае с Россией и Узбекистаном мог бы сработать, так как всё-таки это не отмена пошлин, а иной таможенный режим. Странам — участницам ВТО в этом случае будет трудно придраться к такой схеме, — замечает Кириков из Kirikov Group.

Однако "чистый" толлинг, предполагающий возвращение нефтепродуктов в Россию, для "ЛУКойла" не имеет смысла — слишком дорого, к тому же придётся возвращать всю переработанную нефть обратно в Россию, добавляет Юшков из ФНЭБа.

— Такая схема целесообразна, только если возврата по факту не будет и нефтепродукты останутся в Узбекистане, — говорит он. — Но едва ли госорганы примут такие условия.

Можно обхитрить систему: если прокачать хотя бы часть нефтепродуктов обратно до Шымкента (Казахстан), то толлинговая схема уже на этом этапе будет соблюдена: между Россией и Казахстаном, членом Таможенного союза и ЕАЭС, пошлин нет, замечает Юшков.

Теоретически это возможно, утверждает близкий к Минэнерго источник Лайфа: между казахстанским Шымкентом и узбекистанским Зафарабадом есть небольшая дизельная труба. Правда, есть ещё одна загвоздка: достоверно неизвестно, а можно ли прокачать нефть самого Зафарабада: по данным Минэнерго, сейчас это "технически невозможно". 

Вероятно, имелось в виду, что как таковой нефтяной трубы между Зафарабадом и Шымкентом нет ещё с развала СССР,  поясняет близкий к Минэнерго собеседник Лайфа.

Труба идёт только до Шымкента, а до Зафарабада трубы разобрали на металлолом ещё в 90-х. Так нам, во всяком случае, говорили наши казахстанские коллеги. Можно попробовать железной дорогой, но вопрос, в каком она состоянии и какие объёмы хочет везти "ЛУКойл", — говорит он.

Российская часть трубы от Омска до Павлодара в полном порядка и работает, недавно её даже расширили (с 7 до 10 млн т).

Узбеков манят в ЕАЭС

Схема с заменой освобождения от пошлин на толлинг почти безупречная, но и она может не заработать, если Кремлю это будет невыгодно, считает Игорь Юшков из ФНЭБа. По его мнению, нельзя исключать, что Москва специально не идёт на отмену пошлин, чтобы убедить Узбекистан вступить в ЕАЭС.

Предыдущий президент страны Ислам Каримов много лет упирался и категорически отказывался от вступления в союз, напоминает политолог, старший консультант Санкт-Петербургского центра социальных исследований Олег Андреев.

Я скажу прямо, Узбекистан не присоединится к Евразийскому союзу или Таможенному союзу
Президент Ислам Каримов в ходе первого заседания Законодательной палаты (12 января 2015 г.)

Понятно, что у Кремля есть некоторая надежда на то, что новый президент пойдёт навстречу России и союзу, поэтому до вхождения Узбекистана в состав ЕАЭС "ЛУКойлу" едва ли дадут исключение по пошлинам, считает Андреев.

Для России вхождение Узбекистана важно как с геополитической, так и с экономической точки зрения — для энергетики, к примеру. Ведь это принесёт рост товарооборота тех же нефтепродуктов. Что же касается Узбекистана, то трудовые мигранты из этой страны сегодня сталкиваются с юридическими и финансовыми сложностями при оформлении на работу в странах ЕАЭС, в то время как граждане стран — участниц Таможенного союза таких проблем не имеют, — замечает Андреев. 

Представители Минэнерго, "ЛУКойла" и "Узбекнефтегаза" не ответили на запросы Лайфа.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров