Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
24 марта 2017, 11:09

Порошенко может стать покупателем активов российских банков на Украине

Сегодня СМИ сообщили о срыве сделки по продаже украинской "дочки" Сбербанка. Со скрипом идёт и реализация другого имущества российских банков в Незалежной. Проблема в том, что украинская сторона хочет слишком большого дисконта. Удастся ли им этого добиться и кто является самым главным претендентом на российские активы — в материале Лайфа.

Фото: © REUTERS/Kacper Pempel/File Photo

Фото: © REUTERS/Kacper Pempel/File Photo

Переговоры по продаже украинского Сбербанка активизировались в декабре, сообщает "Коммерсант". Однако сделка была заблокирована на президентском уровне. Исходно обсуждалась цена в $680 млн, но украинская сторона попыталась сделать частью сделки продажу Липецкой кондитерской фабрики (ЛКФ) холдинга Roshen президента Петра Порошенко.

После озвученной стоимости кондитерской фабрики в $250 млн при реальной цене не более $120–140 млн переговоры потеряли для российской стороны всякий смысл, сообщает "Коммерсант".

Roshen приобрела ЛКФ в 2001 году. Проблемы у холдинга в России начались в 2014-м, а в апреле 2015-го на имущество фабрики наложили арест на сумму 181,5 млн рублей, которые компания, по версии следствия, получила в виде возмещения НДС по поддельным документам. Арест не запрещал эксплуатацию ЛКФ, но ограничил сделки с имуществом. В числе потенциальных покупателей ЛКФ источники газеты называли кондитерское объединение "Славянка", но сделка не состоялась. 20 января Roshen сообщила об остановке производства ЛКФ и о планах по консервации объектов с апреля.

Переговоры по украинским "дочкам" ВТБ также в последнее время вели те же люди, что и по Сбербанку. Интересовались "разные претенденты, но далеко дело не зашло". "БМ-банк" группа ВТБ продаёт отдельно, результаты пока не известны.

По данным прессы, "Проминвестбанком", принадлежащим ВЭБу, интересуются два-три потенциальных покупателя, в том числе венгерский банк OTP и ещё несколько бизнесменов.

Директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко не исключает, что блокада российских банков на Украине могла быть организована с целью укрупнения банковского бизнеса президента Петра Порошенко.

— Нельзя сказать, но может быть, что за Александром Ярославским (бизнесмен, в интересах которого идут переговоры по покупке "дочки" Сбербанка на Украине) стоит Порошенко и вся эта блокада российских банков была сделана, чтобы по дешёвке их скупить. Сейчас Порошенко через госбанки контролирует около 55% всех банковских активов Украины. В случае покупки украинских банков с российским капиталом через посредничество Ярославского у него в руках будет около 75% всех банковской системы Украины, — сказал Лайфу Александр Охрименко.

По его мнению, встраивание в сделку по продаже российских банков кондитерской фабрики Roshen в Липецке может быть эффектным ходом для решения вопроса продажи проблемного актива.

— Чтобы не злить Россию, формальным собственником этого предприятия будет Ярославский, и это многих устроит. Но в конечном итоге бизнес-империя Порошенко только увеличится и окрепнет. А это даст хороший шанс Порошенко стать самым главным олигархом на Украине, — добавил Александр Охрименко.

В Сбербанке Лайфу подтвердили (после того как этот материал был опубликован. — Прим. автора), что изучают возможности продажи бизнеса на Украине, но подробности о переговорах назвали не соответствующими действительности.

— Сбербанк (Украина) является одним из наиболее успешных и эффективных финансовых институтов Украины и играет значимую роль в экономике страны. Мы надеемся, что в ближайшее время офисы банка в Киеве и других городах Украины будут разблокированы и банк вернётся к своему нормальному функционированию. С учётом позиции украинских властей, Сбербанк в настоящее время действительно изучает возможности продажи своего украинского бизнеса. При этом изложенные в некоторых СМИ и опубликованные сегодня домыслы о деталях переговоров не соответствуют действительности. Среди прочего, Сбербанк никогда не рассматривал возможности приобретения активов компании Roshen, — сказали Лайфу в Сбербанке.  

В ВТБ отказались от комментариев, представители ВЭБ не ответили на запрос Лайфа.

По словам эксперта ИК "Финам" Богдана Зварича, продажа российских банков на Украине с высоким дисконтом потенциальным покупателям — например, вместо $200 млн за ВТБ готовы предложить только $50 млн — объясняется сложной ситуацией в банковской отрасли страны:

— Люди, может, и готовы покупать, но с существенным дисконтом к рынку, потому что банки могут потребовать дополнительных вложений. С какими трудностями может столкнуться банковский сектор — непонятно. Эти вложения — высокорисковые. Пока банки поддерживаются российскими материнскими компаниями, это помогает им переживать сложные времена. Но у нового покупателя может не быть средств, чтобы удержать банки на плаву, если произойдёт ухудшение ситуации. Покупка может быть фактической потерей денег для владельца. Из-за этого плюс введённые санкции дают возможность покупателю требовать дисконт к оценочным ценам.

Эксперты затруднились ответить на вопрос, когда могут быть завершены сделки по "дочкам" российских банков на Украине.

Согласно рейтингу банков Украины (подготовлен на основе данных НБУ), убытки российских банков по состоянию на 1 января 2017 года превышали 15 млрд гривен.

Состояние президента Украины Петра Порошенко оценивалось в $858 млн (в марте 2016 года). Помимо корпорации Roshen, которую Порошенко передал в "слепой траст", он владеет Международным инвестиционным банком, является бенефициаром холдинга "Укрпроминвест-агро". Также в его собственности ряд активов в других отраслях промышленности.

Александр Ярославский (в марте 2016-го) обладал состоянием в $721 млн.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров