Минсельхоз предложил не обременять госбюджет борьбой с чумой скота

Минсельхоз предложил не обременять госбюджет борьбой с чумой скота

Фото: © РИА Новости/Александр Кондратюк

3328
Как стало известно Лайфу, в Минсельхозе подготовили законопроект, призванный освободить федеральный бюджет от помощи региональным животноводам в борьбе с эпидемиями и падежом скота. Его авторы тем самым хотят усилить ответственность местных органов исполнительной власти и подтолкнуть мелкие и средние хозяйства к страхованию своих животных. Пока этим занимаются, как правило, лишь крупные игроки...

Сейчас в случаях, если очаги особо опасных болезней животных имеют федеральное или межрегиональное значение, субсидии на эти мероприятия выделяются из федерального бюджета. Они составляют половину стоимости изъятых по причине падежа животных и продуктов животноводства.

По мнению чиновников Минсельхоза, такой подход надо менять. Из федерального бюджета регионы и так получают помощь в достаточном объёме в случае возникновения эпизоотий. В частности, за счёт госказны ежегодно закупаются для субъектов около 75 наименований лекарств для проведения диагностических исследований и вакцинации. 

С 2007 по 2016 годы на эти цели было выделено около 17,7 млрд руб., говорится в пояснительной записке к законопроекту (почти по 2 млрд руб. ежегодно). Кроме того, софинансирование из федбюджета затрат субъектов РФ с 2013 по 2016 год на борьбу с африканской чумой свиней (АЧС) составило 1,4 млрд руб.

Вместо выделения помощи региональным бюджетам федеральные, считают чиновники, сельхозпроизводителям необходимо страховать "хрюшек" на случай падежа от эпизоотий (той же АЧС).

— Снижение риска потерь с/х продукции, обеспечение компенсации или снижение ущерба возможно при условии страхования с/х рисков, — указывается в пояснительной записке к  законопроекту.

Эксперты министерства уверены, что в последние годы расширен инструментарий, позволяющий осуществлять поддержку аграриев в случае возникновения эпизоотий. По их данным, начиная с 2007 года очаги особо опасных эпизоотий в РФ федерального и регионального значений не устанавливались.

В то же время эксперты, опрошенные Лайфом, полагают, что в случае принятия этого закона в региональных бюджетах в условиях кризиса может просто не оказаться средств на борьбу с эпизоотиями. Ключевым мотивом продвижения законопроекта правительством является необходимость экономии средств из-за дефицита федерального бюджета, который "за период с января по февраль текущего года составил 1,2% ВВП", сказал эксперт инвестиционной компании "Финам" Тимур Нигматуллин.

По его мнению, наибольший ущерб от заболеваний животных несут на себе мелкие хозяйства, которые не имеют возможности покрыть убытки за счёт собственных или заёмных средств при невозможности заключить страховой договор. Ранее из-за угрозы эпидемий ряд страховых компаний либо вовсе отказался от страхования, либо ставки страхования выросли иногда на порядок, особенно если речь идёт о регионах, где ранее уже наблюдались вспышки.

— На этом фоне не исключено ускорение темпов монополизации животноводческого рынка из-за ликвидации мелких игроков, — оценил Тимур Нигматуллин вероятные последствия принятия закона.

По данным Национальной ассоциации агростраховщиков (НСА), в России ежегодно объявляются региональные ЧС в связи с распространением АЧС, птичьего гриппа или других инфекционных заболеваний. Особенно опасным является распространение африканской чумы свиней. С момента начала эпидемии в 2008 году общие потери свиноводческой отрасли превысили 40 млрд руб. Например, количество очагов в 2015 году составило 83 в 14 субъектах РФ.

Наибольшее распространение было отмечено в 2013 году, когда очагов было выявлено более 200. Чума продолжает распространяться: в марте впервые зафиксирована вспышка за Уралом, в Иркутской области. Ущерб от неё предварительно оценивается в 10 млн руб., но это очень маленький показатель — в практике агростраховщиков, по данным НСА, разовая выплата по чуме свиней на крупном свиноводческом мероприятии находится в диапазоне от 80 до 150 млн руб.

— Эти суммы с большой вероятностью могут оказаться неподъёмными для регионального бюджета, так как они сопоставимы с объёмом компенсаций, например, при масштабной засухе, которые регионы запрашивают у федерального центра, так как не могут компенсировать потери крестьянам сами. Поэтому с очень высокой вероятностью при введении нового порядка реализуется сценарий, при котором хозяйства столкнутся при распространении АЧС и других заболеваний поголовья с хронической задолженностью органов АПК или невыплатой компенсаций, — сказал Лайфу президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов.

По его словам, при инфекционных заболеваниях поголовья основные потери хозяйств связаны не с гибелью животных, а с их вынужденным убоем при объявлении карантина. Таким образом, при отсутствии компенсаций за уничтожение здорового поголовья у хозяйств появится сильная мотивация к сокрытию фактов распространения инфекции, они будут уклоняться от убоя, карантинные мероприятия, соответственно, не будут проводиться, что приведёт к дальнейшему распространению инфекции.

— Этот законопроект в неменьшей степени негативно отразится и на крупных агрохолдингах, так как расширение распространения чумы свиней из-за сокрытия фактов заболевания поголовья приведёт к увеличению риска и повышению тарифов на страхование, а значит, и к существенному удорожанию стоимости и снижению доступности страховой защиты, — опасается Корней Биджов.

По его мнению, увеличение риска распространения заболеваний животных неизбежно приведёт к росту тарифов и ограничению рынка, снижению доступности страхования для аграриев.

— При этом средств господдержки на страхование сельхозживотных, выделяемых из федерального бюджета, откровенно недостаточно. Максимальная сумма на страхование животных, выделявшаяся федбюджетом с 2013 года, не превышала 500 млн руб., в 2016 году было выделено вполовину меньше. Сегодня с введением единой субсидии и эти средства под вопросом, — отметил Корней Биджов.

По оценке Национального союза свиноводов, только на страхование поголовья всех свиней в РФ должно выделяться субсидирование на сумму от 800 млн до 1 млрд руб. в год. Показатель кажется высоким, но он соответствует потере свиней одного крупного свиноводческого комплекса. Для сравнения, за последние 10 лет из федерального бюджета на субсидирование кредитования свиноводческим компаниям в развитие отрасли было вложено более 300 млрд рублей.

Производители считают, что в случае принятия закона затраты на борьбу с болезнями лягут на производственные компании.

— Если такова цель (снизить затраты бюджета), то страхование в крупных страховых компаниях должно стать обязательным. При этом надо понимать, что некоторые компании имеют слабое финансовое состояние, как и некоторые регионы. Они могут закрыться, если затраты по страхованию станут высоки, — сказал Лайфу генеральный директор группы компаний "Русагро" Максим Басов. — Если бюджет не будет нести затраты по борьбе с заболеваниями, у федеральной исполнительной власти сократятся стимулы по борьбе с заболеваниями. Регионы и бизнес не смогут побороть болезни без власти. Об этом говорит опыт других стран.

По мнению Максима Басова, авторам законопроекта стоит задуматься над вопросом, что делать со страхованием личных подсобных хозяйств (ЛПХ).

— Органы власти смогут это обеспечить? Если нет, то у ЛПХ будут несправедливые конкурентные преимущества. Доля ЛПХ будет расти вместе с системными рисками по заболеванию, — отметил Максим Басов.

По данным Россельхознадзора, в 2016 году было уничтожено 306 тыс. свиней, общий убыток достиг 1,5 млрд руб. Осенью 2016 года правительство приняло план по борьбе с АЧС.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!