Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
28 марта 2017, 09:13

Две причины, из-за которых "ЛУКойл" закрывает треть своих АЗС

Фото: © РИА Новости/Максим Блинов

Фото: © РИА Новости/Максим Блинов

Резко упавшая рентабельность сбытового бизнеса вынуждает нефтяников думать о сокращении числа своих АЗС. По данным СМИ, первым на такие жертвы может пойти крупнейшая частная нефтекомпания "ЛУКойл". Сейчас ей принадлежит порядка 2500 заправок по всей РФ, из них около 700 могут быть проданы, рассказал журналистам источник в компании. По словам собеседника, это практически вся её сеть в Оренбургской, Владимирской, Костромской, Орловской, Брянской областях и часть активов Московской области, а также Чувашии. 

Рентабельность переработки нефти действительно давно беспокоит компанию, рассказали собственные источники Лайфа в компании. По их данным, только на повышении в 2014 году налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) компания потеряла в переработке свыше 75 млрд рублей. Если в прошлом году и добывать, и перерабатывать стало тяжелее, то в этом году продолжит страдать исключительно переработка, писала нефтекомпания в имеющейся у Лайфа аналитической записке за 2016 год.

По версии источников Лайфа, основной причиной для продажи послужили два фактора. Первый — падение рентабельности как переработки, так и самих АЗС. По данным источников, в 2016 году средняя маржа АЗС в ряде регионов достигала 2 тыс. руб. с тонны реализуемого топлива, а вот по итогам первого квартала 2017 года из-за налогового манёвра и роста акцизов рухнула сразу в 250 раз — до 8 руб. за тонну. Второй момент — на нефтекомпанию заметно давят сами власти, не дающие повышать отпускные цены на топливо.

Если конечная розничная цена не растёт, то оптовую цену, по которой АЗС закупают бензин и дизель, государство не сдерживает — за прошлый год оптовые цены на бензин и дизель выросли на 5 и 6% соответственно, в то время как акцизы выросли сразу на 71 и 45%.

Это заставляет "ЛУКойл" вот уже который год снижать отгрузку топлива на российские АЗС и всё больше экспортировать нефть для переработки на своих зарубежных активах. По данным компании за 2016 год, с которыми ознакомился Лайф, на российских НПЗ компании переработка упала с 45,2 тыс. тонн в 2014 году до 41,7 тыс. тонн в прошлом, в то время как на зарубежных НПЗ компании она заметно подросла — с 21,2 тыс. тонн в 2014-м до 24,3 тыс. тонн в 2016-м. 

Впрочем, несмотря на рост объёмов, зарубежная сбытовая сеть нефтекомпании в прошлом году заметно сократилась. Так, с молотка в прошлом году ушли заправки в Польше, Латвии, Литве и на Кипре, а в 2015 году — на Украине и в Эстонии. Вместе с тем компания заметно расширилась в Бельгии и Нидерландах и планирует сконцентрироваться на рынке Турции, рассказывал глава компании Вагит Алекперов, компании уже принадлежит более 600 АЗС в Турции (5% рынка).

На сегодняшний день зарубежная сбытовая сеть "ЛУКойла" охватывает 17 стран, включая страны СНГ, Европы и США, и насчитывает 54 нефтебазы и 2706 автозаправочных станций, включая АЗС, работающие по договорам франчайзинга и арендованные.

Сокращение присутствия "ЛУКойла" в рознице вполне ожидаемо: в то время как доход от розницы занимает не больше 4–5% от общих доходов в средней нефтекомпании, государство сдерживает рост топливных цен и не даёт наращивать прибыль, говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

— Так как основные нефтекомпании у нас в руках государства, они ведут социальную политику сдерживания цен ради сохранения объёмов реализации. Это, естественно, минимизирует доходность, компании приходится продавать топливо по себестоимости, а иногда и в минус, — говорит он. — Мировая практика говорит о том, что уход ВИНКов из розницы тоже обычная практика.

Сокращение маржи в бензиновом сбыте нефтяники, как правило, пытаются компенсировать, стараясь увеличить продажи нетопливных товаров в своих мини-маркетах на АЗС. Оздоровить АЗС могло бы возвращение в продажу алкоголя, запрещённого с 2011 года к реализации на заправках. Как узнал Лайф, нефтяники очень активно лоббируют эту идею в правительстве и даже уже нашли себе союзника в лице Минпромторга.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров