Регион

Уведомления отключены

18 ноября 2016, 04:00

Доля малая. Как Улюкаеву пообещали $40 млн, а заплатили только $2 млн

Главу Минэкономразвития сгубила жадность: он запросил у "Роснефти" крупную взятку за положительное решение по приватизации "Башнефти", а когда не получил деньги, то перешёл к угрозам.

Коллаж L!FE. Фото: © РИА Новости, Flickr / 401(K) 2012

Коллаж L!FE. Фото: © РИА Новости, Flickr / 401(K) 2012

Новые подробности открываются по делу уже бывшего главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, обвиняемого в коррупции. По данным Лайфа, история о вымогательстве взятки у "Роснефти" стала лишь финальной частью разработки, которую спецслужбы вели по министру почти год. За это время на самого Улюкаева и людей из его окружения собрали достаточно другого компромата. За допуск "Роснефти" к покупке госактивов Улюкаев запросил $40 миллионов. Глава Минэка довёл сделку до одобрения в правительстве, но благодарности от "Роснефти" так и не дождался: министру вежливо дали понять, что ему никто и ничего не должен. Улюкаев тогда пригрозил, что если он не получит деньги, то добьётся передачи акций "Башнефти" другой компании. После этого он получил в "Роснефти" $2 миллиона, но тут же был задержан оперативниками ФСБ. 

Слово министра дорогого стоит

В среду вечером СКР устами своего официального представителя сделал заявление по делу Алексея Улюкаева. 

— Нами официально заявлено, что в уголовном деле один фигурант и один эпизод. Вся иная информация о способах совершения преступления, количестве фигурантов и эпизодов, оперативно-разыскных мероприятиях и сроках разработки не соответствует действительности и целиком находится на совести тех изданий, которые используют недобросовестные, неосведомлённые и некомпетентные источники, — подчеркнула Светлана Петренко.

Источники Лайфа в спецслужбах говорят о другом. Алексей Улюкаев попал в разработку ещё в начале 2016 года. Его начали "вести" сотрудники 6-го управления ФСБ, которое курирует темы собственной безопасности спецслужбы. 

— На него поступали сигналы о том, что он ведёт переговоры по темам с коррупционными интересами, — рассказал Лайфу источник. — Оперативные материалы дали возможность ФСБ получить разрешение на прослушку телефонов, квартиры, кабинета и машины министра.

Подозрения чекистов о причастности Улюкаева к коррупционным историям подтвердились: в разговорах с сообщниками и другими людьми обсуждались многомиллионные суммы, варианты передачи денег. Так, оперативники узнали, что Улюкаев, как глава Минэкономразвития, пытается лоббировать интересы некоторых иностранных банков и компаний в приватизации госсобственности, среди которой были и предприятия военно-промышленного комплекса.

По словам источника Лайфа, за время разработки Улюкаев несколько раз засветился в разных коррупционных историях, но оперативники ждали подходящего случая.

Такой момент наступил в середине 2016 года, когда глава Минэкономразвития начал курировать подготовку сделки по приватизации компании "Башнефть". Одним из потенциальных покупателей была "Роснефть", но Улюкаев выступал категорически против участия в торгах компании Игоря Сечина.

— "Роснефть" подала заявку на участие в приватизации госпакета "Башнефти", но её участие в этом процессе нецелесообразно, она вряд ли войдёт в шорт-лист, — заявил Улюкаев. — Хотя формально "Роснефть" принадлежит "Роснефтегазу", а не Росимуществу, фактически это госкомпания, подчеркнул он, "а значит, её участие в приватизации нецелесообразно. 

Да и без "Роснефти" претендентов на акции "Башнефти" было предостаточно. Кроме компании Игоря Сечина об интересе к "Башнефти" свои заявки представили "ЛУКойл" и Антипинский НПЗ (бизнесмена Дмитрия Мазурова). Заявку подавала и ННК Эдуарда Худайнатова.

Сейчас же становятся понятны истинные причины тех заявлений министра: спецслужбы выяснили, что в то время он торговался с представителями "Роснефти" за свою позицию. По данным Лайфа, положительное решение Улюкаев оценил в $40 миллионов. Узнав об этом, спецслужбы подключили к операции "Роснефть".

— Была разработана совместная схема с представителями "Роснефти", которая в итоге закончилась арестом Улюкаева, — рассказал Лайфу источник в спецслужбах. — На Улюкаева вышли представители "Роснефти" и сказали, что если он изменит свою позицию по "Башнефти", ему гарантируется благодарность от Игоря Ивановича, намекая на Игоря Сечина.  

Улюкаев согласился и незадолго до сделки о продаже "Башнефти" изменил свой отзыв с отрицательного на положительный. Министр стал лоббировать в правительстве продажу "Башнефти" именно компании "Роснефть". 

Когда 10 октября решение о приватизации "Башнефти" "Роснефтью" было принято правительством, Улюкаев стал напоминать об обещанной ему благодарности.

— Министру вежливо сообщили, что раз никаких документов или договоров пока не заключалось, то "Роснефть" не обязана ему ни за что платить, — рассказал Лайфу источник в спецслужбах. — Улюкаеву это очень не понравилось и он перешёл к угрозам: обещал добиться передачи акций "Башнефти" другому покупателю. 

12 октября "Роснефть" заключила договор купли-продажи акций госпакета "Башнефти" и перечислила почти 330 миллиардов рублей в бюджет. По данным Лайфа, Улюкаев взялся за "Роснефть" с новой силой. 14 ноября главу Минэка наконец-то позвали в офис "Роснефти" — "за благодарностью". 

— Все переговоры уже давно шли под контролем оперативников ФСБ. На встрече с Улюкаевым представитель "Роснефти" для вида стал торговаться, чтобы собрать дополнительные доказательства: ему удалось сбить размер вознаграждения в 20 раз. Улюкаев согласился, и ему показали сумку, в которой находился $1 миллион. Второй чемоданчик ему обещали вынести к машине. Когда Улюкаев взял сумку и направился к выходу, его задержали, — рассказал Лайфу источник в спецслужбах. 

Кто следующий?

По его словам, в ближайшее время в уголовном деле против Улюкаева всё же могут появиться новые эпизоды. Для этого собрано достаточно материалов во время предварительной разработки Улюкаева и людей из его окружения. Также могут пройти новые следственные мероприятия против других высокопоставленных чиновников. Однако источник Лайфа пока отказался назвать их имена и должности, ссылаясь на оперативные интересы.  

Следователи СКР уже успели пообщаться с подчинёнными главы Минэкономразвития.

— Когда Басманный районный суд Москвы решал вопрос о мере пресечения для Алексея Улюкаева, сотрудники СКР беседовали с его заместителями, — рассказал Лайфу источник в спецслужбах.

Как выяснил Лайф, отвечать на вопросы следствия пришлось главе Росимущества Дмитрию Пристанскову и Игорю Реве, который курирует в Минэкономразвития четыре департамента: кадров и организационного развития, обеспечения деятельности министерства, правовой и финансовый.

— Игорь Рева был человеком из ближнего круга Алексея Улюкаева, поэтому у него спрашивали, знал ли он о цели визита своего шефа в офис "Роснефти" на Софийской набережной вечером 14 ноября, — рассказывает источник Лайфа, знакомый с ходом расследования. — Известно, что Алексей Улюкаев поехал в офис "Роснефти" именно из здания Минэкономразвития на Триумфальной площади, где до этого прошло совещание с участниками рынка госзакупок.

Игорь Рева много знает о своём шефе.

— Именно Улюкаев привёл Реву в Минэкономразвития, когда в 2014 году занял пост министра, — рассказывает собеседник Лайфа, знающий Игоря Реву. — Дело в том, что Рева долго работал у Улюкаева, когда тот трудился заместителем руководителя Центрального банка. До 2013 года председателем ЦБ был Сергей Игнатьев, а затем Эльвира Набиуллина.

Особые вопросы у следователей были к другому человеку из близкого окружения Улюкаева — его заму и одновременно главе Росимущества Дмитрию Пристанскову. По закону, именно он подписывает документы, разрешающие приватизацию государственного имущества.

— Пристансков утвердил протокол о приватизации "Башнефти" — компании с государственным капиталом, поэтому следователей очень интересовало, оказывал ли на него давление Алексей Улюкаев, — утверждает источник Лайфа. — Так как беседа — а это была именно беседа, а не допрос — была очень короткой, то, видимо, ничего интересного для следствия чиновник не сказал.

По словам юриста Романа Вернеги, всё, что следователи получают во время опросов, не имеет никакой юридической силы. По закону, содержимое таких бесед нельзя использовать в качестве доказательств ни во время следствия, ни во время суда.

— Дело в том, что сам юридический статус собеседников следователей на момент их беседы не определён, — поясняет Лайфу Роман Вернега. — Опросы нужны следователям и оперативникам, чтобы понимать, можно ли рассчитывать на того или иного человека и в какой статус по уголовному делу его можно перевести.

Возможно, Дмитрий Пристансков и Игорь Рева станут по делу Улюкаева свидетелями защиты.

— Они оба выходцы из Петербурга, знакомы со многими людьми из так называемого либерального окружения премьер-министра Дмитрия Медведева, которые считают, что всё случившееся с Улюкаевым — это провокация, — говорит собеседник Лайфа в аппарате Правительства России.

Также на беседах и допросах в Техническом переулке могут побывать вице-премьер Аркадий Дворкович, который в ранге вице-премьера курирует ТЭК, а также помощник президента России по экономическим вопросам Андрей Белоусов. Последний когда-то занимал пост главы Минэкономразвития.

— Именно Дворкович и Белоусов поддерживали Улюкаева в том, что госкомпании не должны участвовать в приватизации "Башнефти", — рассказал Лайфу собеседник из аппарата правительства. При этом, несмотря на столь жёсткую позицию, в конце концов согласились на предложение Улюкаева продать акции "Башнефти" компании Сечина.

— Распоряжение правительства о продаже "Башнефти" "Роснефти" проходило визу и Дворковича, и Белоусова, — поэтому вопросы к ним возникнут, — говорит источник. 

Как и в случае с замами Улюкаева, их ожидают вопросы по обстоятельствам сделки вокруг "Башнефти", о роли в ней министра экономразвития, о вымогательстве взятки у представителей "Роснефти".

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров