Авария попроще: российские автомобилисты полюбили европротокол

Авария попроще: российские автомобилисты полюбили европротокол

Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

3267
Госавтоинспекция и страховщики говорят, что участники мелких ДТП стали чаще оформлять документы самостоятельно.

Российские гаишники не скрывают радости: в прошлом году практически каждое второе ДТП в стране автомобилисты уже оформляли на месте самостоятельно, по европротоколу. Чаще других без вызова инспекторов обходились жители Волгоградской и Ростовской областей, а также Приморского края. Одни эксперты объясняют внезапную популярность самостоятельного оформления аварий мощной PR-компанией самих страховщиков, другие уверены в том, что гаишники попросту не оставили автомобилистам другого варианта.

Упрощённый способ оформления ДТП без вызова автоинспекторов — европротокол — появился в России ещё в 2009 году и, по идее, должен был избавить водителей от лишней бюрократии и волокиты, а дороги — от пробок. Ведь при самой мелкой аварии машины оставались на месте, а водители часами ждали гаишников для оформления ДТП.

По европротоколу при минимальном ущербе и отсутствии пострадавших водители могли сами оформить документы, сфотографировать место аварии и затем смело ехать в страховую для решения вопроса о выплате компенсации и ремонте. Если между ними не было согласия, тогда они должны были поехать в ближайшее подразделение ДПС или в отделение полиции.

Тем не менее страхи автомобилистов оказались сильнее удобства. Они изначально отнеслись к европротоколу с недоверием и по привычке продолжали вызывать и ждать сотрудников ДПС даже на мелкие аварии, отвлекая их от более важных задач. Главный страх заключался в том, что автомобилисты боялись на глазок оценить ущерб, потому что в случае ошибки страховая компания могла справедливо отказать им в компенсации. Ведь не всегда можно увидеть на месте скрытые повреждения узлов и механизмов.

По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2015 году европротоколом в России пользовались чуть больше 220 тысяч попавших в аварию автомобилистов. Однако, судя по последним данным Госавтоинспекции, в прошлом году ситуация резко изменилась.

Как рассказал источник Лайфа в МВД, всего за 11 месяцев 2016-го количество аварий в России снизилось до 2,3 миллиона. А количество аварий, оформленных по европротоколу, оценивалось в 41%.  

— Мы рады, что люди почувствовали удобство европротокола, а наши сотрудники теперь меньше отвлекаются на мелкие аварии, —рассказал источник Лайфа в МВД.

Сами страховщики приводят по 2016 году несколько другие цифры по использованию европротоколов, но в целом они демонстрируют тот же тренд: всё больше россиян оформляют аварии без участия ГИБДД.

— За 11 месяцев 2016 года число аварий, оформленных их участниками самостоятельно, возросло на треть — всего 426 тысяч, — заявил Лайфу президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

Лидером по оформлению европротоколов в 2016-м стала Волгоградская область. На втором месте оказался Приморский край, а замыкает тройку лидеров Ростовская область. А вот Москва в этом рейтинге оказалась лишь на пятом месте. В столице по европротоколу оформляли только каждое третье ДТП.

Президент Российского союза автостраховщиков объясняет подвижки по европротоколу несколькими факторами. Первый – работа РСА по популяризации упрощённой схемы оформления аварий.

— Речь в первую очередь идёт о создании инструкций, памяток и видео, обучающих правильному оформлению ДТП по упрощённой процедуре и разъясняющих его преимущества, — рассказал Юргенс Лайфу.

Другим же фактором, уверен президент РСА, стали введённые два года назад поправки в правила дорожного движения. Они обязывают участников мелких аварий после оформления ДТП убирать машины с проезжей части, чтобы они не мешали другим и не создавали пробки.

— Все эти меры в комплексе повлияли на рост популярности европротокола в России. Участники ДТП стали задумываться, что гораздо проще вместе заполнить извещение, указать в нём всё по-честному и мирно разъехаться, чем спорить о виновности и создавать пробки на дорогах, — уверен Юргенс.

Впрочем, существует и другая версия. Координатор движения "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов уверен, что всё дело, по сути, в безвыходной ситуации для водителей.

— Конечно, популярность  европротоколов связана не с тем, что все проблемы с этой процедурой ушли в прошлое. Просто многие инспекторы, которых вызывают на место аварии, отказываются приезжать и предлагают автомобилистам самостоятельно оформить аварию. Людей, по сути, лишают права выбора, — считает Шкуматов.

По словам лидера "Синих ведёрок",  автомобилистов буквально "толкают в объятия европротокола", а между тем далеко не всегда удаётся на глаз оценить ущерб. Даже если изначально он кажется минимальным, то при более детальном осмотре всё может оказаться намного серьёезнее.

— Вы не можете оценить ущерб на глаз. Объясню на собственном примере. Вот в мою машину врезались. Казалось бы, царапина на крыле, бампер чуть оторван и фара поцарапана. Вроде ерунда, но потом я столкнулся с тем, что фара треснула и её замена стоит 25 тысяч рублей. Та же история и с бампером. Вот как оценить этот ущерб на глаз? Никак, — резюмирует Шкуматов.

Он считает, что упрощённая процедура оформления ДТП подходит только для самых мелких аварий, где все повреждения ограничиваются царапинами на бампере. А уже при средних столкновениях, считает Шкуматов, нужно вызывать ДПС.

— Здесь надо говорить о том, что людей просто толкают в объятия европротокола и ни о какой доброй воле говорить не приходится. Людей ставят в безвыходное положение, — констатирует координатор "Синих ведёрок".

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!