Наследники Османской империи. На какие территории претендует сейчас Турция
Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/Nikos Niotis// © Wikimedia Commons
Весь мир давно забыл об империи османов, распавшейся около ста лет назад. Но о ней хорошо помнят в Турции, и власти этой страны прилагают все усилия, чтобы тем или иным путём вернуть себе контроль над "несправедливо" ушедшими от них территориями других государств.
— Старые иракские города Киркук и Мосул были нашими, — заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на официальном мероприятии 23 октября в городе Бурса, рассказывая о дальнейших целях военной операции "Щит Евфрата" в иракском Курдистане.
15 октября, выступая в носящем его имя университете в городе Ризе (областной центр на северо-востоке Турции), Эрдоган сказал, что Турция не может игнорировать своих "родственников" на Балканах, в Сирии, Ираке и других регионах.
— Некоторые историки считают, что границы, установленные Национальным соглашением (принято 28 января 1920 года Великим собранием Турции с целью регулирования границ страны после поражения в Первой мировой войне. — Прим. Лайфа), включают Кипр, Алеппо, Мосул, Эрбиль, Киркук, Батуми, Салоники, Кырджали, Варну и острова Эгейского моря, — заявил президент Турции.
И это не просто голословные заявления. 23 марта 2013 года популярная турецкая газета Milliyet, внимательно прислушивающаяся к позиции правительства, опубликовала карту возможных территориальных расширений Турции за счёт соседей. Эта карта совпадает с нынешними заявлениями Эрдогана. В новую Турцию здесь включены и сирийский Алеппо, и иракские Мосул с Киркуком, и острова Эгейского моря вместе с Кипром, и восток Греции с Салониками, и болгарские Родопы с центром в Кырджали с черноморским побережьем с Варной, и грузинский Батуми.
Ben demedim;) Atilla diyor ki; EDer sD1nD1rlarD1nD1zda sorun varsa,bunu gidermenin tek yolu,sD1nrlarD1nD1zD1 geniEletmektir. pic.twitter.com/fySTX03zfK
— ArdD1C'bo8 (@rdic2) 11 P>P:QQP1Q Q 2014 P3.
— Нас спрашивают, почему вы интересуетесь делами Ирака, Сирии, Грузии, Украины, Крыма, Азербайджана, Карабаха, Балкан, Северной Африки (современная Ливия официально до 1923 года считалась автономией в подчинении Турции, до этого османам принадлежали также Алжир, Тунис и Египет. — Прим. Лайфа), — пояснил в выступлении в Ризе Эрдоган. — Братья и сёстры, я спрашиваю вас, разве можно отличить Ризе от Батуми? Разве мы можем думать отдельно об Адрианополе (турецкий Эдирне, центр принадлежащей Турции Восточной Фракии. — Прим. Лайфа) и Салониках и Кырджали? Разве мы можем согласиться, что не связаны Алеппо и Газиантеп (города в Турции. — Прим. Лайфа), Мардин (город в Турции. — Прим. Лайфа) и Хасеки (областной центр на северо-востоке Сирии. — Прим. Лайфа), Сиирт (город в Турции. — Прим. Лайфа) и Мосул?
Турецкий лидер сделал следующий вывод, апеллируя к Национальному соглашению 1920 года.
— Мы говорим на одном языке, мы разделяем ту же культуру для нас, чтобы думать о себе как отдельной Средней Азии в Сибири, мы не должны отрицать наши корни, — считает президент. — Да, это наши Ирак, Сирия, Ливия, Крым, а также Карабах, Босния и другие братья, и наша обязанность и право заботиться об этих регионах.
Перед этим Эрдоган вызвал публичный протест МИД Греции, заявив 29 сентября на встрече в Анкаре с мухтарами (главами сельских поселений) о том, как державы — победительницы в Первой мировой войне после неё навязали туркам несправедливые договоры.
— Они вынудили нас на подписание Севрского договора 1920 года и уговорили подписать Лозаннский договор в 1923 году. Кое-кто пытался обмануть нас, представляя этот договор как победу, — говорил турецкий лидер. — Но всем всё понятно. В Лозанне мы отдали Греции острова в Эгейском море, крик с которых слышен на нашем берегу. Там есть наши мечети и наши святыни. Мы до сих пор боремся за шельф. Эти проблемы возникли из-за тех, кто сидел за столом в Лозанне и не смог защитить наши права.
Правда, как напомнила на следующий день турецкая газета Hurriyet, острова в Эгейском море были отданы Греции не Кемалем Ататюрком и не в 1923 году, а десятилетием ранее османским султаном Мехмедом V после поражения в Балканской войне. Но вряд ли подобные детали сильно интересуют современный турецкий истеблишмент.
— Цель (такого рода заявлений. — Прим. Лайфа): ликвидировать Турецкую Республику и воссоздать на её месте Османскую империю, — отметил газете Cumhuriyet известный историк Синан Мейдан, добавив, что эта тенденция ускорилась после неудачного военного переворота 15 июля.
Стоит уточнить, что фактическим создателем и главным идеологом неоосманизма в начале нулевых годов стал политолог Ахмет Давутоглу, позже приближённый Эрдогана. В 2009—2015 годах он занимал пост министра иностранных дел Турции, а с августа 2014 года — пост премьер-министра и главы правящей партии. Эти полномочия передал своему младшему соратнику Эрдоган, избравшийся на пост президента страны.
— Мы вернём наш исторический долг. Когда-то наши братья из Алеппо защищали наши города Шанлыурфа, Газиантеп, Кахраманмараш (в Дарданеллах во время Первой мировой войны. — Прим. Лайфа), теперь мы защитим героический Алеппо. За спиной его защитников вся Турция, — заявил Давутоглу, выступая 9 февраля этого года на заседании парламентской фракции ПСР.
Ранее, 24 октября 2009 года, во время визита в Сараево (столица Боснии и Герцеговины) министр иностранных дел Турции сделал в интервью местной мусульманской газете "БХ дани" ряд резонансных заявлений, предвосхитив в них Эрдогана.
— Анатолия (центральная область Турции. — Прим. Лайфа) принадлежит вам. И мы уверены, что Сараево наше, — заявил Давутоглу. — Османская история Балкан — это успешная история, и теперь её надо обновить... Мы хотим восстановить такие Балканы...
В мае этого года Давутоглу на посту премьер-министра сменил Бинали Йылдырым, но, как видим, неоосманская риторика власть предержащих в Турции только усилилась. Напомним, 21 октября Йылдырым заявил о готовности турецкой армии принять меры для наведения порядка в Ираке за пределами проводимой ныне Турцией военной операции. Видимо, вплоть до Мосула и Киркука.
Планы эти идут достаточно далеко, ведь 15 октября Эрдоган заявил также, что возглавляемая им Турция "не может оставить Ливию, Египет, Боснию, Афганистан наедине с их проблемами".