Кто заплатит "налог на Google"?
Лайф разобрался с тем, кому поможет и кто в реальности заплатит новый налог на цифровой контент, начинающий действовать 1 января 2017 года.
Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/Teudi Com// © Shutterstock Inc
В декабре 2015 года депутаты Андрей Луговой и Владимир Парахин внесли в Госдуму проект поправок в налоговое законодательство. Поправки подразумевают, что иностранным компаниям и их организациям-посредникам придётся встать на учёт в налоговой службе и платить налог на добавленную стоимость (18%), если они хотят продавать свою продукцию через Интернет на территории России. Документ вступает в силу с 1 января 2017 года.
Для того чтобы сделка была обложена налогом, должны соблюдаться следующие условия: покупатель живёт в России, номер его телефона имеет соответствующий международный код, на территории России находится банк для оплаты товара и IP-адрес.
Под перечисленные критерии подпадают покупки в международных интернет-магазинах контента, таких как AppStore, Google Play, Xbox и PlayStation Store, Steam и пр. Кроме того, налог будет взиматься за размещение рекламы в Интернете, за услуги хостинг-провайдеров, доступ к статистике, регистрацию доменов и многое другое.
Сразу после принятия закона российскими законодателями летом 2016 года советник президента России Герман Клименко сообщил Лайфу, что сомневается в том, что иностранные компании повысят цену на свои продукты и услуги.
"Наверное, в какой-то классической модели экономики такой налог имел бы значение. Но, учитывая, что сейчас идёт жесточайшая конкуренция за каждый рубль, я не уверен, что можно просто так взять и поднять ценник на 18%. Поднятие цен будет означать проигрыш в продажах, а это никому не нужно".
Для многих компаний ситуация и за несколько дней до вступления закона в силу выглядит слишком неопределённой, и они предпочитают дождаться 1 января для принятия дальнейших решений, так как для бизнеса важна не только буква закона, но и правоприменительная практика.
"Воздействие и степень влияния закона о "налоге на Google" будут в большей степени понятны после его вступления в силу. С начала обсуждения этого закона было много неопределённости в части сферы его применения, и разумно предположить, что новая информация ещё поступит", — рассказал Лайфу глава российского представительства ESET Денис Матеев.
Однако компания Google уже в середине декабря разослала уведомление, из которого следует, что цены, скорее всего, будут повышены.
"В 2017 году будет изменено российское законодательство об НДС. В результате общая стоимость ваших подписок может увеличиться на 18 процентов. Новая цена станет доступна после 1 января 2017 года, когда подписки возобновятся", — говорится в официальном сообщении для пользователей Google Play.
В компании Google не смогли прокомментировать Лайфу данное уведомление.
Очевидность решения крупнейшего поисковика и неизбежность его для всех прочих иностранных компаний отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
"Цены будут подниматься у всех в этой отрасли, это касается всех компаний, работающих в Интернете. Кто-то может не поднимать ради имиджевых вещей тарифы в начале года, но в конечном итоге она поднимется на эти 18%, никто не будет в кризис дарить деньги пользователю".
Повышение цен иностранными интернет-компаниями на свои услуги и сервисы может привести к перетоку клиентов от них к российским игрокам, что является одной из видимых целей законопроекта.
"Когда компании повышают цены — это всегда не очень хорошо. Это сказывается на потребителях, они не любят, когда растут цены. Мы должны понимать, что есть понятие платёжеспособности и привычки к ценам. Если Google поднимет цены на свои услуги, то "Яндекс" и Mail получат большой приток клиентов, к чему мы и стремимся", — заявил Герман Клименко.
Наличие налога, создающего менее выгодные условия для иностранных компаний, является абсолютно нормальной практикой, убеждён глава "Новых облачных технологий" Дмитрий Комиссаров.
"Например, в ЕС с 2015 года все телекоммуникационные, теле- и радиовещательные, электронные услуги облагаются НДС по месту нахождения покупателя вне зависимости от местонахождения поставщика, средняя ставка налога колеблется от 15% (в Люксембурге) до 27% (в Венгрии)", — отмечает Комиссаров.
Вместе с тем неочевидность закона, который не столько помогает российским компаниям, всерьёз конкурирующим с западными гигантами по всему миру, сколько мешает иностранным, работающим в России, смущает ряд экспертов.
"Действенной мерой для поддержки отечественных разработчиков могло бы стать введение налогового вычета при экспорте ПО. Сейчас российские экспортёры находятся в невыгодном положении, поскольку вынуждены платить НДС дважды — в России и в стране реализации, — что делает софт дороже", — рассказал Лайфу Сергей Земков, управляющий директор "Лаборатории Касперского" в России, странах Закавказья и Средней Азии.
По словам представителя крупнейшей российской антивирусной компании, программное обеспечение облагается налогами как сервис, а сервис по российскому законодательству не может быть освобождён от НДС. В результате разработка ПО оказывается в проигрышном положении по сравнению с экспортом природных ресурсов, так как их экспортёры возвращают уплаченный в РФ НДС по экспортным контрактам.
Ещё одна проблема, осложняющая работу в России, — процесс оформления экспортных операций, то есть административный барьер, который особенно тяжело преодолевать небольшим компаниям, стартапам.
"В этой ситуации действенной мерой для поддержки отечественных разработчиков могло бы стать введение налогового вычета при экспорте ПО", — отмечает Земков.
"Отечественным компаниям надо активнее доносить государству свою позицию — вспомним недавнее совещание у президента США Трампа со всеми ведущими ИТ-корпорациями Америки: IBM, Microsoft, Google, Facebook, Amazon, Oracle и многими другими. За одним столом обсуждают запросы разработчиков", — обращает внимание на другую сторону проблемы Комиссаров.
Так или иначе, но похоже, что с 1 января расплачиваться за "налог на Google" будут российские пользователи иностранных сервисов. И главный вопрос, который встаёт перед ними: начнут они платить больше автоматически или у них всё же будет возможность решить, нужна ли им та или иная подписка по новой цене или всё же не очень. В российском офисе Google ответить на этот вопрос Лайфа не смогли.