Как школьники 2000-х заменяли гаджеты фишками, "сифой" и тамагочи

Как школьники 2000-х заменяли гаджеты фишками, "сифой" и тамагочи

4831

Фото: ©L!FE

Во второй по-настоящему полноценный учебный день Лайф решил поностальгировать и вспомнить, как и чем развлекались на переменах ученики в конце 90-х и начале 2000-х, когда единственный мобильный в школе был у Завуча, а все остальные довольствовались в лучшем случае пейджерами.

Нынешние школьники в плане развлечений живут на всём готовом. Технический прогресс вытесняет из обихода учеников подвижные игры и способность к самоорганизации. Захотел поиграть — скачал приложение на свой мобильник, захотел послушать музыку — скачал треки на планшет или плеер. Ниже мы собрали самые яркие примеры подростковых забав и лайфхаков 2000-х.

Вези нас, слон, до финиша

Звонок на перемену у мальчишек в безгаджетовую эпоху был сигналом для "Слона". Эта игра действительно сильных и физически развитых школьников. Участники делились на две команды. По жребию одна из них становилась так называемым слоном. Для этого первый игрок наклонялся вперёд, второй подходил к нему сзади, тоже наклонялся и обхватывал за пояс. Так же делали и все остальные его товарищи. В итоге получалась этакая гусеница из пяти-шести подростков. 

Члены другой команды становились "ездоками". Они по очереди разбегались и запрыгивали на "слона" из ребят, стараясь приземлиться ближе к началу этой живой многоножки. Когда все школьники оказывались на "слоне", он начинал движение до определённой точки. Если "слон" доходил до финиша и не разваливался по пути на части, то команды менялись местами. Это же происходило и в том случае, если кто-то из ездоков падал или сползал, не сумев удержаться. 

Сейчас эта игра почти изжила себя и перестала быть такой популярной, как когда-то. По словам самих школьников, они могли бы "зарубиться в слона" ради профилактики, если бы сначала прогуглили его правила.

"Ты — сифа!"

Это одна из немногих игр 2000-х, что дожила до наших дней. Пожалуй, модифицированные догонялки можно назвать долгожителем и самым актуальным подвижным развлечением на переменах.

Игра могла начаться стихийно, с подачи особо шкодливого хулигана, который неожиданно для всех с криками "Ты — сифа" кинул тряпку для классной доски в однокашника. А дальше по цепной реакции игра задевает уже всех стоящих рядом. Школьник, ставший "сифой", считал делом чести избавиться от этого клейма — передать его другому. Орудием для осаливания одноклассников становились ластик, обёрнутая скотчем бумага и даже чей-то кроссовок. 

Резиночка

Суть забавы заключается в прыжках через бельевую резинку, концы которой связывали вместе и растягивали между двумя играющими, закрепив её у них на ногах. Третий игрок прыгал через этот барьер, выполняя различные комбинации. После каждой удачной серии прыжков резинку поднимали всё выше и выше, до тех пор, пока тот, кто скачет, не допускал ошибку. Не все тогдашние педагоги одобряли "резиночку", поэтому ярые фанатки этой игры прыгали подальше от учительских глаз — например, в туалете.

Рубились в "тетрис", растили тамагочи

Не будем перекладывать всю вину в скудности школьных забав на гаджеты, ведь и в 2000-х многие грешили компьютерными игрушками. Тетрис и тамагочи — два ярых представителя технических развлечений начала века. 

Из-за отсутствия соцсетей портативной игрой и успехами в ней ребята хвастались в школе. Статус ученика в глазах одноклассников заметно увеличивался, если ты обладал "тетрисом" или "тамагочи". За возможность потыкать в клавиши гаджета с жидкокристаллическим экраном подростки готовы были отдать всё — даже бутерброды, которые их мамы с любовью приготовили им на школьный перекус. 

Зато школьники могли досыта накормить компьютерного питомца, за жизнью которого они тщательно следили в своих консолях. "Тамагочи" представлял собой виртуального животного, которого владельцу игры предстояло выходить и вырастить с самого его рождения. Питомца нужно было кормить, убирать за ним и лечить, если тот ненароком заболеет.

Вкладыши и фишки

Кроме подвижных увеселений и примитивных гаджетов дети на переменах развлекались и азартными играми. Правда, игра шла не на деньги, а на фишки и вкладыши. В 2000-х каждый мальчишка знал какие "кэпсы" ценятся выше других и каких вкладышей точно не хватает в его коллекции. Игра позволяла соискателям при должной сноровке пополнить своё собрание.

Правила были просты — школьники ставили на кон свои вкладыши, укладывая их на стол или подоконник картинками вниз, а потом один из участников бил по стопке ладонью. Удар необходимо было рассчитать так, чтобы после него вкладыши перевернулись картинками вверх. Если это удавалось, победитель срывал куш и забирал добычу. Если нет, то право удара переходило к следующему игроку. 

Лайфхаки из бумаги и пластмассовых пробок

В топе самых раздражающих для учителей поделок первое место достается опасной и невероятно противной по звуку "жужжалке". Это устройство делали из бечёвки и пары крышек от пластиковых бутылок. С горловин бутылок снимались ободки, выворачивались наизнанку и одевались на крышку.

Таким образом, получалось изделие похожее на барабан с шипами. Через пробки продевалась капроновая нитка, скрепляя "жужжалку" воедино. После этого школьник начинал ритмично тянуть за концы шнура, заставляя "жужжалку" вращаться и издавать звуки. Крутость владельца лайфхака заключалась в том, чтобы сделать "жужжалку" как можно мощнее, чтобы импровизированная мясорубка могла разрывать в клочья бумагу и даже ткань.

Мнение эксперта. Семейный и детский психолог Анна Быкова 

— Дети стали меньше увлекаться подвижными играми по нескольким причинам. Во-первых, детям не разрешают бегать на переменах из-за техники безопасности, а для подрастающего организма двигаться необходимо. Поэтому дети кучкуются вокруг тех, кому родители разрешают брать в школу планшет или смартфон.

Очень часто замечаю, что родителям удобнее снабдить ребенка подобным устройством, чтобы он сидел спокойно. Недавно стала свидетелем ситуации, дети, ожидая начала тренировки в секции по борьбе, затеяли шумную возню в коридоре спортивного центра. Родители сначала шикнули на малышей, а потом просто сунули им мобильный телефон с играми и в спортзале воцарилась тишина.

Мне кажется, институт вожатых, которые были бы инициаторами подвижных игр, нужно возродить. Во времена моего детства в школе была такая практика. Старшеклассники получали пионерское задание, во время перемен приходить на этаж начальной школы и организовывать игры. Тем самым дети реализуют потребность в движении, и при этом риск травматизма существенно снижается, когда за играми детей присматривают.

Одной из причин превосходства гаджетов над подвижными играми является и слабая самоорганизация современных школьников. Сейчас дети не знают этих игр, а раньше им учились во дворах, а правила передавались от старших к младшим. "Собирайся народ, кто в прятки идёт!" — затягивал инициатор, и на его зов сбегались дети со всего двора, а в процессе игры уже знакомились. Сейчас дети школьного возраста редко играют во дворе. Как результат — хаотично бегать по коридору в школе им не разрешают, а самоорганизовываться в какую-нибудь игру они попросту не умеют.

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×