Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
20 ноября 2016, 07:47

На Урале слепой искусствовед учит незрячих школьников видеть картины

Урок искусства в школе для слабовидящих в Верхней Пышме больше напоминает игру в воображение. Картины итальянского живописца Рафаэля Санти преподаватель объясняет на пирамидах, кофе и итальянской музыке.

Класс, в котором должен начаться урок искусства в школе для слабовидящих, напоминает конференц-зал: на стенах висят картины ручной работы, парты расставлены в два ряда, перед окнами — специальные бортики, вместо доски — проектор. На нём изображена "Мадонна с младенцем". На столе преподавателя две колонки. Из них еле слышно звучит мелодия итальянского композитора Пьетро Лакотелли.

Медленным шагом 15 школьников заходят в класс, выставив перед собой руки, чтобы ни на что не наткнуться. Каждый из них знает, где находится его место, и идёт по памяти, трогая стены, парты и стулья.

— Сегодня я расскажу вам о картинах итальянского живописца Рафаэля Санти, — начинает урок искусствовед Алексей Филатов. — Только сначала расскажу о музее в Москве, где я был несколько лет назад на выставке этого художника. Уже к тому времени я ослеп. Все удивлялись, что слепой делает на выставке. Но ведь из них никто не знал, что я когда-то видел и до сих пор помню, что изображено на многих картинах. Учитель Алексей Филатов — мужчина средних лет, небольшого роста, в тёмных очках, с длинными волосами. Сам перестал видеть пять лет назад, поэтому его  лекция — это воспоминания и ностальгия о том времени, когда он мог любоваться любимыми картинами. Когда он рассказывает, никто из школьников на него не смотрит. Кто-то спит, другие глядят на стену перед собой, а кто, облокотившись на руку, улыбается и, кажется, представляет себе то, о чём рассказывает учитель. — Одна из известных картин Рафаэля — "Мадонна с младенцем", — вспоминает Алексей Филатов. — Очаровательная девушка держит в руках голопузого младенца. Они изображены на фоне лучезарного пейзажа. На девушке накидка цвета неба, а волосы её цвета кофе.

Учитель продолжает лекцию под спокойную итальянскую музыку. Описывать картины он старается максимально подробно, чтобы незрячие дети могли их себе представлять. По словам искусствоведа, когда речь идёт о лучезарном пейзаже, который изображен на картине, ребята представляют себе лето и тёплую погоду. Когда говорят о синем небе, школьники представляют что-то холодное, как вода. По таким ощущениям они могут понять синий цвет. Чтобы объяснить, что на картине много зелёного цвета, преподаватель предлагает вспомнить шелест деревьев и пение птиц.

— А теперь представьте картину "Мадонна с щеглёнком", — продолжает учитель. — Композиция имеет пирамидальную форму. Вокруг девушки многочисленные юбки, именно поэтому она выглядит как пирамида. Вы представляете? У основания этой пирамиды — обнажённые малыши. Герои находятся на фоне роскошного пейзажа, наполненного светом и зеленью.

В середине рассказа учителя перебивает один из школьников. 

— А почему на всех картинах Рафаэля именно Мадонна? — спрашивает один из слушателей.

— Это спросил Лёша? — задаёт вопрос учитель.

— Нет, это спросил Игорь, — ответил сосед рядом.

— Точно, Игорь, — продолжает учитель. — Потому что Мадонна — это образ матери, любви и ласки от которой Рафаэль так и не получил. Он рано осиротел.

До звонка остаются считаные минуты. Алексей Филатов заканчивает рассказ. В школе раздаётся звонок. Однако на перемену из школьников никто не торопится. Все медленно собирают вещи, выходят из-за парт и друг за другом направляются к выходу.

— Алексей Юрьевич нам очень подробно и детально всегда рассказывает о картинах, — делится впечатлениями от урока Игорь Соколов. — Поэтому, например, сегодня я мог представить, как сидит Мадонна, как она держит в руках младенца, какое у них настроение. 

— На самом деле цвет на картине имеет второстепенное значение, — обращается ко мне преподаватель. — Знаете, если я говорю, что на картине изображена принцесса испанского двора и рассказываю, что она одета в парадное платье, а девчушки представляют в этот момент себе что-то чёрненькое и коротенькое от Шанель — это не так важно. Для меня важно, чтобы они поняли смысл картины.  

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров