Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
23 февраля 2017, 14:33

Сколько стоит искусство. Лайф выяснил, из чего складывается цена на картины

Фото © Flickr/Garry Knight

Уральский галерист и арт-дилер Валерий Суворов рассказал изданию о том, почему невнятную живопись мага Антона Симакова вряд ли кто-то мог купить за два с половиной миллиона рублей и какие суммы на самом деле готовы отдать покупатели за шедевры признанных мастеров.

На прошлой неделе екатеринбургский магистр вуду Антон Симаков огорошил журналистов заявлением о том, что он продал свою картину "Курица на велосипеде" за два с половиной миллиона рублей. Имени покупателя эпатажный колдун не назвал. Тогда многие подумали: "Как же так? Невнятная живопись, которую может намалевать каждый, кто купил масляные краски, — да ещё и за такие деньги!" Нашлись скептики, которые посчитали, что никто у Симакова картину не покупал, а его слова — это желаемое, которое выдали за действительное.

Антон Симаков заявл журналистам, что продал свою картину "Курица на велосипеде" за 2, 5 миллионов рублей. Фото: LIFE

Лайф в первую очередь уцепился мыслью за сумму. Два с половиной миллиона рублей за картину — много это или мало? За ответом мы обратились к эксперту, одному из признанных российских коллекционеров и арт-дилеров, генеральному директору аукционного дома "Суворов" Валерию Суворову.

Полтора миллиона — за гениального Мосина. Новички получают в сотни раз меньше

Валерий Юрьевич сразу оговорился, что ему неизвестны художник Симаков и его картины:

— В моём круге общения, куда входят профессиональные художники, такого человека нет и быть не может.

Коллекционер и галерист не стал напрямую отвечать на вопрос, много это или мало — два с половиной миллиона за "Курицу на велосипеде", которую нарисовал маг Симаков, — сославшись на то, что картину не видел. А вот о порядке цен на работы художников Суворов рассказал.

Геннадий Мосин, "Башкирия". Фото:15.sinara-group.com/painter/mosin

— Если говорить о стоимости картины, то она зависит от многих факторов. Например, важно, где выставлялся художник, кто и за сколько уже покупал его работы. Так вот, возвращаясь к вашему вопросу. Есть наш художник Геннадий Мосин. Его картины приобрела в свою коллекцию в том числе Третьяковская галерея. То есть понимаете уровень и статус? У меня тоже есть работа Мосина. При желании — хотя у меня его, конечно же, нет — я мог бы продать её за миллион рублей или полтора. Конечно, она стоит дороже. Но полтора миллиона — эта сумма, которую готовы заплатить. Так вот, полтора миллиона — за глыбу, за гениального Мосина. А у вас кто? Симаков? Извините, это несерьёзно.

— А на какие суммы может рассчитывать начинающий художник без имени?

— "Порше" с продажи картины он себе не купит. Это точно. И вообще, стоимость работ всегда индивидуальна. Ведь это всегда риск: выстрелят работа и её автор в будущем или нет? Это как рулетка. Пришёл человек в казино и решает, сколько он может поставить, чтобы не жаль было проиграть. Долларов триста? Так и тут. Когда у начинающего художника заказывают работу, то, определяя размер гонорара, рассчитывают, чтобы он мог купить себе новые краски, даже не самые лучшие, холсты, бутылку вина. И заплатить за квартиру. Чтобы он смог сносно жить и работать дальше, на перспективу.

Конкретную сумму, которую может выручить художник-новичок за свою картину, Валерий Юрьевич не назвал, но границы очертил: меньше шестидесяти тысяч.

— Картины начинающих художников не могут стоить дорого, — пояснил Валерий Суворов. — Хотя бы просто потому, что их тогда никто не купит. Но если мастер владеет техникой и пишет пейзажи, то у него будут свои покупатели. Потому что такая живопись в России — самая востребованная.

На западе картина — вложение денег, в России — покупка для души

— Стоимость произведений искусства зависит от уровня жизни. Чем он выше, тем дороже работы. Основной потребитель живописи в России — это средний класс, — говорит Валерий Суворов. — И есть существенные отличия русских коллекционеров от покупателей искусства в Европе и Америке. На Западе считается, что картина художника — это вложение денег, а сам арт-рынок давно сформировался и стал одним из инвестиционных инструментов. У него есть свои аналитики, покупатели и продавцы.

Валерий Суворов пояснил, что западные коллекционеры могут купить работу, даже если она им не нравится, даже если это какая-нибудь абстракция, значение которой могут объяснить только высоколобые адепты современного искусства или сам автор. Например, красный холст с семью вертикальными полосами — картину "Пространственная концепция. Ожидание" Лучо Фонтаны — продали за полтора миллиона долларов.  

"Пространственная концепция. Ожидание". Лучио Фонтана. Была продана на аукционе 1,5 млн долларов.

— Произведения мастеров, которые вошли в контекст мировой художественной истории, — это уже беспроигрышные инвестиции, приносящие в год по 20–25% прибыли, — пояснил Валерий Суворов. — Так к этому относятся на Западе. Но это не характерно для России. У нас всё несколько иначе. Во-первых, в нашей стране нет стольких богатых людей, готовых вкладываться в искусство. А во-вторых (и это главное), в России коллекционеры занимаются своим делом от сердца. Да, есть случаи, когда бизнесмен начинает покупать картины, надеясь, что они со временем подорожают. Но скоро этот коммерческий интерес отходит на второй план. А в основе остаются сердечная привязанность, потребность. Ведь это невероятное удовольствие и наслаждение — перейти из социальной роли состоятельного человека, купца, бизнесмена на ранг выше: стать коллекционером. 

Российские художники не раскручены, поэтому дешевле западных

Валерий Суворов подчеркнул, что даже самые известные художники России, если их картины покупаются внутри нашей страны, не могут рассчитывать на астрономические прибыли. Большие деньги за живопись дают лишь на Западе. Но, чтобы котироваться на этом арт-рынке, художник должен быть талантлив и, что немаловажно, известен.

— Если брать наших художников второй половины XX века, то сразу можно назвать одно из самых ярких имён — Эрнст Неизвестный. Этот человек и его произведения на слуху во всём мире, — рассказал Виталий Суворов. — Кроме Неизвестного я бы назвал Мишу Брусиловского, славу и гордость Екатеринбурга, и, конечно же, Виталия Воловича, который, на мой взгляд, является одним из самых блестящих графиков в мире. То есть это мировой уровень. Есть художники, признанные и известные в масштабах страны. Это, конечно же, Геннадий Мосин и Герман Метелев. Метелева я в шутку, но признавая его технику и мастерство называл Метеланджело. Однако так сложилось, что работы наших художников на Западе стоят в десятки или сотни раз дешевле, чем аналогичные по технике, манере и мастерству работы американских и европейских коллег. Работу российского художника, например, оценят в 3000 долларов, а западного, американца, уже в 30 тысяч. А то и выше.

Продолжая разговор о стоимости работ, стоит сказать, что картины Миши Брусиловского готовы купить за 450–500 тысяч рублей. (Правда, одна из самых дорогих его работ, картина "Футбол", ушла в 2006 году за 210 838 долларов.) Графика Виталия Воловича оценивается аналогично — в 300–500 тысяч рублей. Примерно в такой же ценовой категории и Герман Метелев — третий из художников, которых в Екатеринбурге увековечили в скульптурной группе "Горожане". Известно, что шесть лет назад его картину купили на аукционе за 250 тысяч. Сейчас, конечно, она стоит дороже, но не намного. А вот чтобы сорвать куш, заработать миллионы, нужно обладать не только талантом, но и желанием пробиться на западный арт-рынок, а также действовать там по их правилам. 

Скульпутара "Горожане.Разговор". В роли беседующий - художники Мища Брусиловский, Виталий Волович и Герман Метелев Фото: www.ekmap.ru

 Как пробиться на западный арт-рынок? Истории успеха

— Я считаю, что история картин Миши Брусиловского ещё только начинается. Как и работ Виталия Воловича. Они ещё выстрелят. Но, если говорить о гениях, которые пробились на Запад и стали оцениваться так же, как европейские мастера, нельзя не упомянуть Михаила Сажаева, — заявил коллекционер Виталий Суворов. — История успеха Сажаева — это сочетание таланта, мастерства, невероятного трудолюбия и упорства, художника и арт-менеджера. Мало того что его работы великолепны, он ещё и сам очень много ездил, выставлялся. Потом его стали приглашать в Европу. Он принял правила западного арт-рынка. И к нему пришёл успех. В итоге каждая из его картин на аукционах уже оценивается в один миллион долларов.

"Сумерки в нижнем городе" Михаил Сажаева. Фото: m-sazhaev.ru

Если брать не уральских художников, а смотреть шире, по всей стране, то в России есть имена, которые вышли на западный арт-рынок. Но у каждого был свой путь. Главное — заявить о себе. И чтобы заявка, конечно же, подкреплялась талантом. Так, например, омский художник Дамир Муратов придумал узнаваемый образ-бренд "CheБурашка". Его представляет чёрный лопоухий зверёк с АК-47 наперевес и в берете великого команданте. Различные арты и рисунки с этим символическим зверьком полюбились европейцам. И CheБурашка стал тем паровозом, который вытянул Дамира Муратова на европейский арт-рынок.

Работы Омского художника Дамира Муратова стали широко известны благодаря придуманному арт-персонажу по имени CheБурашка. Фото: личная страница Дамира Муратова в фэйсбук.

— Сейчас Дамир, который на CheБурашке и сопутствующем арте сколотил целое состояние, востребован и известен в том числе и на Западе, — продолжил Виталий Юрьевич. — Или ещё пример, кстати, наш, уральский. Художник Лёня Баранов работает в направлении наивного искусства. И он написал картину "Письмо Путину" — о том, как мужики пишут послание президенту. Эту работу подарили главе государства, после чего об этом сняли новостной сюжет. А потом, как в сказке, о Лёне узнал Эмир Кустурица, которого я обожаю, и пригласил к себе в гости. После этого художник Баранов стал известен в Европе. И его картины стали оцениваться существенно дороже.

"Где та молодая шпана?.." А она есть!

На первый, непросвещённый взгляд, в Екатеринбурге сейчас нет немолодых художников, которые бы сравнялись с такими мастерами, как Брусиловский и Волович. Но если вдруг признанные живописцы спросят, цитируя Гребенщикова: "Где та молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли?" — то у галеристов, которые ищут таланты, есть ответ.

— Я бы сказал, что весь мир скоро услышит о Сергее Киянице, — говорит Виталий Суворов. — Уже сейчас у него есть собственная манера письма. Он работоспособен и упорен. Работает быстро и восхитительно, как будто взахлёб, на стыке классической живописной манеры и стрит-арта. Это взрывное сочетание. Он настоящий художник XXI века. Его уже сейчас любят и ценят. А ведь у него впереди целая жизнь. 

Фото: личная страница на фэйсбуке Сергея Кияницы.

Сейчас работы Сергея Кияницы, которому всего 31 год, оцениваются в сто тысяч рублей за одну картину. И цены будут расти.

— Сейчас для молодых художников самое замечательное время, — говорит Валерий Суворов. — При должном таланте и трудолюбии можно бесплатно получить неимоверно качественное, по мировым меркам, образование, досконально освоить технику письма и творить, принося людям радость. От голода сейчас молодой художник точно не умрёт. Заказы — те же пейзажи — всегда будут. А если он найдёт свой путь, то, конечно же, добьётся известности. И его работы будут оценены по достоинству.

Фото: личная страница на фэйсбуке Сергея Кияницы.
Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров