Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
22 марта 2017, 12:20

Ветеран ВОВ спустя 74 года нашёл могилу брата, погибшего на фронте в 1943 году

Фото из личного архива Василия Лямина.

Фото из личного архива Василия Лямина.

Старший сержант Василий Лямин все эти годы числился пропавшим без вести, и лишь сейчас удалось узнать, как он погиб.

У ветерана Великой Отечественной войны Владимира Максимовича Лямина на рубеже 90-летия совершилось одно из главных событий его жизни — удалось отыскать могилу старшего брата Василия. Брат погиб на фронте в далёком 1943 году. На поиски у Лямина ушло почти 74 года. 

— Я родился в 1927 году и был двенадцатым ребёнком в семье, самым младшим — поскрёбышем, — начинает свой рассказ Владимир Максимович. — Тогда же был естественный отбор, и люди не делали никаких абортов, рожали столько, сколько приходилось. К 1941 году в семье Ляминых осталось пять братьев и три сестры. Двое двойняшек умерли, не дожив до четырёх лет.

Когда началась война, братья Владимира один за другим стали уходить на фронт. Самого старшего — Фёдора — забрали на Дальний Восток.

— Потом ушёл Михаил, он на тот момент работал инкассатором, затем — Лёня, ему тогда едва исполнилось 17 лет, — продолжает ветеран. — А потом забрали и Васю.

25-летнего Василия никто не собирался брать на войну: он работал учителем начальных классов, и его хотели оставить в тылу. Однако педагог сам настоял на том, что, как и все мужчины, должен быть на фронте, и в 1942 году в составе 96-й танковой бригады имени Челябинского комсомола отправился защищать родную землю от фашистов.

Но не прошло и года, как в дом Ляминых одна за другой стали приходить похоронки: в 1942 году под Москвой погиб старший брат Михаил, в марте 1943-го при освобождении Украины под Харьковом отдал свою жизнь 19-летний Леонид. Пришло и извещение: пропал без вести Василий.

Мать не находила себе места, а тут ещё и последний мужчина в доме (отец Ляминых умер в 1939 году) — самый младший 15-летний Володя — в составе восстановительного отряда в сентябре 1943 года отправился в Донбасс.

— Нас, пять тысяч уральских пацанов, сначала привезли в Макеевку, там мы восстанавливали металлургический завод, а также ремонтировали дома, в которых жили, — вспоминает Василий Максимович. — В апреле 1944-го нас перевели на Енакиевский металлургический завод, а в октябре меня призвали в армию в Пермь.

Девятое мая Лямин встретил в поезде в городе Ишиме по пути на Дальний Восток.

Два месяца молодых бойцов обучали основам военного дела, и в августе 1945-го 17-летний Владимир попал на войну.

— Как сейчас помню, 9 августа я в составе 277-й стрелковой рославльской краснознамённой дивизии орденов Суворова и Кутузова, 252-го ковенского полка, третьего батальона, девятой роты оказался на Первом Дальневосточном фронте, — демонстрирует чудеса памяти 89-летний ветеран. — Опыт, накопленный нашими солдатами и офицерами во время боевых действий на Западе, очень пригодился, и буквально за три недели эту военную операцию мы успешно завершили.

После войны Лямин устроился работать на завод, женился, и вскоре у него родились две дочки, а затем пошли внуки и правнуки. Казалось бы, об ужасах военных лет можно забыть, но одна мысль не давала покоя Владимиру Максимовичу — найти место захоронения Василия.

— Когда я был ещё маленьким, Вася уже прошёл войну на Халхин-Голе, я от него многое взял, — вспоминает брата ветеран. — Он мне всегда говорил: "Когда ты что-то делаешь, помни, что тебе жить долго и жить с людьми и ты должен показывать пример". Я прожил почти 90 лет и до сих пор живу по его наставлениям. Если вы спросите кого-нибудь в городе Каменске-Уральском обо мне, то все отзовутся только положительно. Это всё из-за того, что брат с детства дал мне такое внушение, что людей нужно любить и уважать, как себя, — на глазах Владимира Максимовича едва заметно появляется слезинка. — Я вообще хулиганистым парнем рос, как и многие мальчишки, наверное, и как-то сделал на руке небольшую татуировку, так Вася, когда увидел у меня эту наколку, то так меня отодрал ремнём по заднице, — уже улыбаясь, произносит Лямин. — Мне пришлось бритвой вырезать наколку так, что одна точка осталась. Он мне тогда сказал: "Не делай глупостей". Я вообще, правда, потом всё же одну татуировку сделал — имя жены себе наколол.

Закалка тех лет до сих пор помогает нашему герою. В свои 89 лет Владимир Максимович каждое утро начинает с зарядки, он бегает на лыжах, ныряет в прорубь, выращивает овощи и сам делает соленья, а с внуками и правнуками общается с помощью планшета через приложения в "Одноклассниках" и "ВКонтакте".

ВОВ дедушка

Шли годы, поиски, к сожалению, никаких результатов не давали. На запросы в военкоматы и архивы Министерства обороны Лямину лишь приходил ответ с одной и той же формулировкой: "Пропал без вести".

— По последним письмам Васи я знал, что он находился в Воронежской области, — говорит Владимир Максимович. — Правда, точное место не было известно.

Четыре года назад пенсионер с просьбой о помощи обратился в поисковый отряд "Исетская застава" отряда "Возвращение".

— По Лямину Василию наша группа выехала в Подольск в центральный архив Министерства обороны, и там нам удалось восстановить полевую почту, — рассказывает руководитель поискового отряда Алексей Кузнецов. — Мы подали заявку и выяснили, в какой бригаде он служил, но, к сожалению, данных о том, когда он выбыл из этой бригады, не было. Несмотря на неудачу, группа продолжила поиск, и вскоре выяснилось, что именно произошло со старшим сержантом Василием Ляминым.

— Оказалось, что бригада, в которой служил Василий, в январе 1943 года пошла на прорыв, — продолжает Кузнецов. — Из-за тяжёлых боёв было очень много раненых, и получилось, что Лямина зацепило осколком, его увезли в госпиталь, где он скончался. Но в бригаду об этом по каким-то причинам не сообщили, потому родственникам и пришла повестка, что он пропал без вести.

Поисковики подняли документы по госпиталю, сделали запросы в военкоматы Воронежской области, и месяц назад оттуда пришёл долгожданный ответ: Лямин Василий, старший сержант, служил в 96-й танковой бригаде, умер 25 января 1943 года в госпитале от сквозного осколочного ранения в правое колено. Похоронен в городе Боброве, Воронежской области, братская могила № 47.

— Я чуть не заплакал, когда узнал, где находится могила брата, ведь я всё время искал, куда-то обращался и никак не мог найти, а тут через 70 с лишним лет найти весточку о том, что где-то он схоронен, без вести пропавший, это очень важно, — с дрожью в голосе произносит ветеран. — Когда мне сказали, что это город Бобров, то я пошёл домой, посмотрел по карте, что это городок недалеко от Воронежа. Я очень благодарен Алексею, что нашёл моего брата.

Сейчас Владимир Максимович вместе с внуком Василия (к сожалению, сын Василия умер год назад) планируют отправиться к месту захоронения.

— Если позволит здоровье, я должен поехать и поклониться погосту, где похоронен Вася, — говорит Лямин. — И сделать это я хотел бы 9 Мая.

В декабре Владимир Максимович отпразднует юбилей — 90 лет. К круглой дате ветеран планирует сделать ещё одно дело — найти могилу старшего брата Михаила, погибшего под Москвой.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров