Психолог, которая мыла мальчику рот с мылом за мат, дала 8 советов по воспитанию

Психолог, которая мыла мальчику рот с мылом за мат, дала 8 советов по воспитанию

1475
Лайф расспросил сказкотерапевта Ольгу Амельяненко, как через придуманные истории можно решить проблемы детей.

Детский психолог Ольга Амельяненко попала в повестку дня, когда стало известно, что во время занятий в "Ельцин-центре" она завела 8-летнего мальчика в туалет и вымыла ему рот с мылом за то, что он матерился и сквернословил. Ольга Амельяненко пояснила, что она сказкотерапевт, а то, что произошло между ней и ребёнком — это часть терапии через метафору, потому что мат — это грязь, которую надо отмыть. Лайф предложил детскому психологу восемь распространённых проблем и попросил подобрать сказочное, метафорическое лечение к каждой.

Что делать, если ребёнок агрессивный и дерётся с другими детьми?

В первую очередь, очень важно не обвинять ребёнка, не говорить ему, что он плохой и должен исправиться. Гораздо лучше, если в сказке он будет ассоциировать себя с героем, которого заколдовал злой волшебник. Например, у меня есть сказка про трёх королей, которые выращивали трёх золотых драконов. А потом злой волшебник напал на них, захватил трёх драконов, потому что ему нужна была сила, и приказал служить ему. А когда они отказались, он заколдовал их. И золотые драконы стали чёрными. Они стали злыми, разрушили, пожгли страну трёх королей. Но потом короли посоветовались и послали к драконам своих слуг. Первый слуга принёс дракону плюшки, потому что дракон очень любил их кушать. Второй слуга принёс своему дракону флейту и стал играть прекрасную музыку, которую тот любил слушать. А третьему дракону, который очень любил купаться, слуга принёс ключевой водицы. Когда каждый из драконов получил своё, то они опомнились. А когда они увидели, что натворили, то ужаснулись. И от того расколдовались. Прогнали колдуна и начали помогать восстанавливать страну. И восстановили.

Что делать, если ребёнок обижается и дуется на родителей, а они не понимают за что?

Есть такая сказка: два бельчонка играли между собой. Один нашёл большую шишку и стал с ней играть. Другой хочет её схватить, а первый не даёт. И говорит: "Уходи, мы больше не друзья с тобой". И вот уже три дня бельчата не играют и не бегают. Им грустно. Один из бельчонков находит большей гриб и идёт ко второму мириться. И говорит: "Прости меня, вот, я нашёл большой гриб, а разделить эту радость не с кем. Так что давай с тобой делиться". А второй бельчонок говорит: "Как здорово, что между нами уже нет этой шишки".

Здесь важна метафора чего-то, что мешало, что нужно было выбросить, чтобы наши отношения стали дружнее и чище. А мы все такие замусоренные, у нас много "шишек", обид. И из-за этого мы теряем друзей.

Что делать, если ребёнок грызёт ногти?

Это невротическое проявление. Если у ребёнка черепно-мозговая травма была. Или эмоциональный фон ребёнка нарушен каким-то сильным стрессом, разводом родителей, например, сильным переутомлением, неуспеваемостью в школе. Я бы сочинила ребёнку сказку про обретение силы, дала бы насытиться красотой, чтобы он стал более самодостаточным. А вообще, это проблема больше медицинско-терапевтического характера, психотерапевтическая, а не психологическая. Но сказку можно написать. Это должна быть сказка про то, где главный герой, ребёнок, получает какой-то магический дар. Например, какая-нибудь фея дарит ему загадочный дворец, а там, в потайной комнате ребёнок находит мешочек мудрости, дерево силы, маслице, скажем, терпения.

Но если глубже копнуть, то это неврологическая тема. Хотя проявления, конечно, психологические. Нужно узнавать причину и решать именно её.

Что делать, если ребёнок ковыряется в носу и ест козявки?

Это не проявление чего-то невротического, как в случае с ногтями, которые грызут некоторые дети. Ковырять козявки в носу или не ковырять — это проблема воспитания, а не психики. Здесь нужна шутка и юмор. Нужно сказать ребёнку, но без свидетелей: "Ты же приличный человек, ну чего же ты делаешь. В приличном обществе это неприлично!". И договориться озорно с ребёнком: "Давай, если у тебя палец в нос пролезет, я начну тебе подмигивать и за ухо себя подергивать. А ты, как только это увидишь, сразу же вспомнишь, что это неприлично, и прекратишь".

Что делать, если ребёнок в магазине устраивает истерику, требуя купить какую-то вещь прямо сейчас?

Со стороны ребёнка это явная манипуляция. И чем спокойнее будет родитель, тем быстрее манипуляция закончится. Здесь у меня нет какой-то готовой сказки. Но если говорить о метафорах, то история про королевство, где важно определить, кто король, кто королева, а кто принцесса, принц. Иногда дети занимают место короля или королевы, понимаете? И ребёнок становится главой семьи. И эта перевёрнутая система как раз и даёт повод для манипуляции. А надо всё вернуть на свои места. Так что это будет сказка про свержение царя, который и не царь вовсе. Сказка про то, как восстанавливается разрушенная иерархия, про то, что трон не даётся просто так. До него нужно вырасти.

Что делать, если ребёнок попался не первый раз на воровстве?

Воровство — это присвоение чужого. И здесь мы говорим про честь и про честность. Например, разбираем сказку о том, что герой, то есть ребёнок, что-то долго выращивал, чем-то долго владел, дорожил, а потом этот предмет исчез. Например, герой добыл алмаз, тщательно его огранивал в изумительный бриллиант, а в один день пришёл к нему полюбоваться, смотрит, а камня нет. Кто-то своровал его. Дальше нужно описать, как герой расстроился, переживал утрату, как отправился на поиски и кто ему помогал. А потом рассказать, что пришёл воин чести или рыцарь честности, который нашёл этот бриллиант и вернул его владельцу.

Здесь важно отказаться от ассоциаций ребёнка с вором. Наш герой всё-таки хороший. И в сказке он прочувствует, без всяких обвинений и стыда, каково это, когда у тебя крадут, лишают чего-то очень дорогого. 

Так же стоит поступать, если ребёнок, скажем, жадина. В сказке не нужно его очернять. Пусть жадность будет отдельным злым персонажем, которая вскочила герою на плечи и заставила его делать дурные поступки. Но, в конце концов, жадность прогнали, потому что жить, когда она у тебя на плечах, совсем не весело.

Когда ребёнок жесток к домашним животным

Жестокость — это тоже может быть какое-то колдовство, поразившее главного героя. Но, в конце концов, чары должны развеяться. Например, какой-то злой колдун заколдовал человека, и сердце этого человека стало чёрным. И это жестокосердие закрыло ему глаза и он перестал видеть любовь и доброту. И он стал несчастным, потому что ему без разницы было, что он причиняет кому-то боль. И все от него отвернулись, стали его сторониться. И он стал одиноким. И когда он понял, отчего он такой одинокий, или когда, ну не знаю, кто-то облил его из кувшина чистоты, или окунул куда-то или зажёг волшебную свечу перед ним, распустился волшебный цветок — после этого кусочек черноты отпал от его чёрного сердца. И этого оказалось достаточно, чтобы ужаснуться собственной жестокости. Сердце начало трепетать, и вся чернота отвалилась. И человек расходовался, стал добрым и чистым. Примерно так.

Что делать, если ребёнок плачет, боится оставаться дома один и не отпускает родителей никуда ни на шаг?

Это очень распространённая тема. Какой-то конкретной сказки нет, но терапия есть. На занятиях мы вместе с детьми строим страну смелости. И там находим камень или ракушку, какой-то маленький предмет. И наделяем его смелостью. А потом, не называя ребёнка трусишкой, разыгрываем поединок. Страх нападает на героя, на рыцаря. И, конечно же, ребёнок побеждает, а камешек или бусинка или ракушка — какой-то предмет — источник силы и смелости, становится трофеем. Его после этого можно повесить на шею или положить под подушку. И это помогает справиться со своим страхом.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!