Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
10 июня 2016, 10:42

Где и как в Петербурге карманники грабят туристов и что с этим делать

Пообщавшись с опытными гидами, Лайф выяснил, кто и каким способом охотится на чужие кошельки, почему воров, которые даже не прячутся, так сложно поймать, и как себя вести, чтобы самому не стать лёгкой добычей.

Фото: ©Лайф/Александр Гальперин//©flickr.com//©flickr.com

Фото: ©Лайф/Александр Гальперин//©flickr.com//©flickr.com

Летом Петербург всё так же красив, как и зимой, только на улице тепло, а обувь не утопает в снегу или грязи. Для туризма это золотое время. Но, к сожалению, знают об этом не только гости города и те, кто призван заботиться об их комфорте и безопасности, но и люди, стоящие по другую сторону баррикад, — профессиональные карманники. На улицах и в музеях работают десятки организованных банд, многие из них специализируются на конкретном объекте и не боятся возвращаться туда вновь и вновь после очередной "удачной охоты". Опытные гиды и экскурсоводы давно знают преступников в лицо и хорошо изучили их почерк, но всё, что они могут сделать, — это лишь предупредить своих подопечных о грозящей им опасности. Остановить всё более наглых и дерзких карманников это помогает далеко не всегда.

Где воруют?

Карманники орудуют по всему городу, но чаще всего кошельки пропадают там, где собирается больше всего туристов. К примеру, на Невском проспекте и на набережной канала Грибоедова. Особенно уязвимы карманы и сумки на переходах через светофоры и на Синем мосту через Мойку. Преступники пользуются скоплением людей, которые сообща ожидают зелёный свет.

Неспокойно и в других красивейших местах Петербурга: на Исаакиевской площади, в Александровском парке на подходе к Медному всаднику, в Нижнем парке в Петергофе или в Петропавловской крепости.

В зоне риска также основные станции метро в самом центре города: "Невский проспект"/"Гостиный Двор", "Площадь Восстания"/"Маяковская", "Адмиралтейская" и "Сенная площадь"/"Садовая"/"Спасская". Бдительность следует проявлять у входа в вестибюль и перед посадкой в вагон. Передвижение на наземном транспорте также требует предельной внимательности и осторожности.

И даже полные посетителей музеи с охранниками и персоналом дают лишь иллюзию безопасности. Самые уязвимые места находятся на входах и выходах, но и внутри Спаса-на-Крови, а также Исаакиевского и Петропавловского соборов нередко совершаются кражи.

Но чаще всего туристы теряют свои сбережения среди сокровищ Эрмитажа. При первом попадании в этот музей его можно принять за огромный лабиринт, ничуть не хуже того, в котором блуждала Ариадна, пока Тесей не убил Минотавра. К слову, этот сюжет послужил вдохновением для авторов хранящихся в музее скульптур и рисунков на керамике. Но в этой мекке для поклонников прекрасного сердце карманника вопреки всему остаётся глухо к укорам совести. В отличие от Минотавра воры не едят детей, но встречи с ними бывают немногим приятнее. Самые опасные места дворцового "лабиринта" — Посольская лестница, проход от неё до Гербового зала, Павильонный зал и стоящие в нём часы "Павлин", площадка Советской лестницы, залы Леонардо да Винчи и Рембрандта, а также кафе и магазины на первом этаже.

— В Эрмитаже не ловят воров, у службы охраны нет на это права. Вежливые и заботливые представители охраны и смотрители иногда предупреждают о том, что в данной комнате, либо в соседней орудуют карманники. В последнее время стали предупреждать чаще, — рассказывает гид-переводчик Инна (имя по её просьбе изменено).

Как воруют?

Профессиональные карманники не отличаются особенной изобретательностью, творческий подход им глубоко чужд, годами на одних и тех же точках используются одни и те же преступные схемы. Но туристы в Петербурге каждый раз новые, и старые фокусы удаётся успешно повторять раз за разом. Один из них многие петербуржцы наверняка видели неоднократно, но, возможно, не придавали происходящему значения, ведь пострадавший человек далеко не сразу замечает пропажу и начинает звать на помощь.

— На остановках общественного транспорта четверо-пятеро мужчин окружают жертву, пропихивая в салон, потом, словно вспомнив, что им нужно не на этот автобус или троллейбус, резко высаживаются и в этот момент обчищают карманы туриста. В метро используется та же система: вдавливают внутрь на входе в вагон, зажав в коробочку, и резко выходят, захватив кошелёк или ценности. В транспорте в основном упор делается на ловкость рук. В последнее время почти не слышно, чтобы резали сумки, — отмечает Инна.

Впрочем, в метро туриста могут и просто прижать к стене и отобрать ценные вещи силой невзирая на сопротивление.

Второй уязвимый момент в транспорте связан с почти неизбежным обнаружением кошелька, в котором хранятся деньги и кредитные карты. Туристы сами достают его, чтобы расплатиться за проезд, а карманники внимательно следят за тем, куда бумажник потом уберут. Чтобы, создав искусственную толкотню, совершить кражу и сообща покинуть салон. Похожий метод может быть использован и в вестибюле метро по дороге от кассы к турникетам.

— На Невском или на канале Грибоедова очень распространена следующая схема: идёт турист, к нему спереди подходят, предлагая книги или открытки. В это время сзади подельник аккуратно расстёгивает рюкзак и вытаскивает деньги. Такое видела лично у Спаса-на-Крови, но не успела добежать, так как сидела в автобусе, ожидая туристов, — говорит гид-переводчик Ольга Власова.

В зависимости от обстоятельств отдельные детали могут варьироваться. Преступники стараются подходить к жертве с двух сторон, один из подельников, изображающих продавцов или распространителей флаеров, толкает туриста, ещё один участник группы пытается в суматохе выхватить что-либо из сумки или отвинтить объектив дорогой камеры. Классическая схема запечатлена на видео, появившемся в сети три года назад и собравшем с тех пор около миллиона просмотров, но не утратившем свою актуальность и по сей день.

— Ещё один вариант — так называемое "бутылочное горлышко". Например, у дверей Петропавловского собора или же при переходе из одного интерьера Эрмитажа в другой. В этот момент создаётся сутолока, туристов со всех сторон "поджимают" и обворовывают, — добавляет Ольга.

Тот же способ может использоваться на любых популярных среди туристов входах и выходах из станций метро, музеев или парков.

— В Александровском саду в туалетах могут воспользоваться суматохой, пока все ищут деньги, и, протискиваясь между людей, просто вытащить кошельки. У мужчин часто вытаскивают кошельки из заднего кармана брюк, пока те, извиняюсь, справляют нужду, — говорит Инна.

В музеях преступники действуют особенно изобретательно, стараясь смешаться с экскурсионными группами. Чтобы туристы приняли незнакомцев за своих, прилично одеваются, берут с собой оптику, фотографируют, даже надевают специальные наушники и делают вид, что внимательно слушают экскурсовода. А потом начинают протискиваться сквозь толпу, "словно у них плохие манеры или они куда-то очень торопятся", и вытаскивают по дороге кошельки.

Кто ворует?

Для профессионалов туристического рынка ответ на этот вопрос давно секретом не является. Многие карманники уже перешли в категорию "старых знакомых", а некоторым даже успели дать узнаваемые прозвища.

— Есть, например, Плевако. Так его прозвали за то, что, будучи разоблачённым, он плюётся в "обидчика". Или есть Клетчатый. Своё прозвище он получил за пристрастие к клетчатым рубашкам, — рассказал один из гидов на условиях анонимности.

К слову, преступников многие боятся и просят не публиковать свои настоящие имена, а сами карманники, чувствуя безнаказанность, нередко ведут себя очень агрессивно.

— Несколько раз отгоняла воров. Они злые, огрызаются, а один даже бежал за автобусом и показывал нам средний палец, — вспоминает Ольга.

Впрочем, в тематических группах в соцсетях профессиональная солидарность берёт свое, и там гиды и экскурсоводы делятся друг с другом скрупулёзной информацией, предупреждая коллег об опасности. Так, в районе Александровского сада работает часто попадающая в объектив группа, которую возглавляет блондин. Его подручные — мужчины среднего возраста, обычно надевающие кепки, чтобы лица не бросались в глаза.

А в Эрмитаже в одной из банд работают две-три девушки. Они тоже используют средства маскировки: платки, шарфы, чтобы в нужный момент прикрывать лицо. Хотя профессионалам отрасли внешний вид преступниц прекрасно известен.

На территории Петропавловской крепости часто появляются жители одной из среднеазиатских республик, которые изо всех сил пытаются выдавать себя за китайских туристов.

— На индивидуальной экскурсии у нас обокрали машину. Происходило это у сфинксов в 12:40. Расследование идёт, воры, естественно, сразу же скрылись. А потом, как только уехала полиция, они снова проехали мимо нас на машине. Скорее всего, эти люди концентрируются там постоянно, ибо продавцы кофе явно знают их в лицо и мило с ними общаются, — жалуется менеджер турфирмы Тамара.

Почему их так сложно поймать?

Привлечь преступников к ответственности зачастую не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мало знать карманника в лицо, нужно ещё суметь собрать изобличающие его улики.

— Они воруют маленькие вещи и как только чувствуют, что их заметили или пытаются поймать, сразу же избавляются от краденого, причём делают это очень незаметно. К примеру, насколько я знаю, у них бывают карманы на молнии, из которых они сбрасывают через "брючину" всё то, что только что украли. Когда их ловят, у них не оказывается предмета кражи. Поэтому правоохранительным органам приходится сложно, — рассказывает юрист Александр Пещеров.

Чтобы изобличить "романтиков с большой дороги", приходится рассчитывать в первую очередь на свидетельские показания, но и здесь есть подводные камни.

— Когда люди путешествуют, они это делают семьями или с компанией. И когда совершается настоящая кража, эти люди свидетельствуют: да, кража совершена, я видел. А потом у свидетеля спрашивают, знает ли он потерпевшего. Да, это мой брат, это мой друг. И как адвокат я сразу говорю вам: когда свидетели являются родственниками или очень близкими друзьями, то у суда очень легко вызвать сомнения в том, что они говорят объективно. Карманники этим часто пользуются, — отмечает Пещеров.

Что делать?

— Иногда, хоть и в полушутку, говорю своим туристам: считайте, что все вокруг вас, кроме меня и вашей группы, опасные люди и тогда все ваши вещи будут в порядке. И ещё напоминаю, что я — гид, а не охранник, и одно дело предупреждать, но отбивать их ценности и драться с карманниками я точно не буду, — отмечает Инна.

Порой разъяснительная работа действительно даёт свои плоды.

— Как-то раз, входя в Павильонный зал Эрмитажа, я ещё раз предупредила туристов о том, что в зале орудуют карманники. Перед выходом из музея ко мне подошёл мой турист и сказал: спасибо огромное, что предупредили нас о карманниках, один тип полез ко мне в сумку, но я его застукал, после чего мошенник убежал в галерею немецкого искусства, — вспоминает гид Мария Гайдукова.

Она и её коллеги успели составить целый свод правил, которые способны максимально снизить риск неприятностей. Так, сумки и даже рюкзаки рекомендуется носить спереди, чтобы они всегда были перед глазами, причём желательно держать руки на молнии или на застёжке. Ценные вещи лучше убирать на дно. У японских туристов есть своя излюбленная техника, которую тоже можно взять на вооружение: они носят потайные сумочки под одеждой.

Встретив назойливых незнакомцев на улице, нужно быстро проходить мимо, что бы они ни говорили и ни показывали. Перед поездками на общественном транспорте следует заранее и лучше всего ещё в отеле приготовить мелкие деньги и положить их в карман, чтобы не "светить" бумажник. Большую камеру лучше повесить на шею спереди и придерживать рукой объектив. Также лучше не хранить все яйца в одной корзине, то есть не носить с собой сразу все имеющиеся в наличии денежные средства, ценные вещи, банковские карты и документы.

— Чтобы уберечься от хищений, нужно носить одежду с запирающимися карманами, вещи запирающиеся. Желательно держаться группами. У гидов есть своя практика на этот счёт: у меня знакомая работает с китайцами и их специально учат, что они должны ходить по три человека в колонне, чтобы контролировать одежду друг друга периферийным зрением, — добавляет Александр Пещеров.

Также юрист советует всегда обращаться в правоохранительные органы и сообщать о совершённых преступлениях. Рано или поздно это поможет обезвредить бандитов.

— Что касается работы с ворами-профессионалами, которые находятся постоянно на одном и том же месте, нужно писать заявления в прокуратуру либо в МВД. Там нужно указать, что неоднократно уже видели этого гражданина в момент совершения кражи. Тогда правоохранительные органы могут установить слежку и выявить то, что этот человек действительно совершает хищения, — добавляет Пещеров.

Впрочем, проблема карманников чем-то сродни проституции. С ней борются жестоко, последовательно и безуспешно, причём решить проблему кардинально не удаётся не только в Петербурге, но и в других крупных туристических центрах от Рима до Рио-де-Жанейро. Так что лучше всё-таки запомнить рекомендации гидов, чтобы не пришлось вспоминать советы юриста.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров