Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
22 июня 2016, 07:54

Поддубный спасает в Ленобласти единственный в мире советский пассажирский Ил-14

На аэродроме в Горелово "выживает" легендарный лайнер 50-х годов прошлого века, хозяин которого не может расплатиться с долгами по налогам и не желает продавать любимого крылатого "внучка".

Фото: © Лайф

Фото: © Лайф

Любовь не на продажу

— Это всё равно, что своего внука продать, — делится чувствами хозяин самолёта, пилот Александр Поддубный. — Не могу никак. Да и он капризничать начнёт. Не знаю, будет он в чужих руках летать или нет.Продать любовь всей жизни? Нет, этот вариант Поддубный даже не рассматривает. Он, кажется, уже смирился с судьбой должника. С необходимостью расстаться с самым дорогим — не сможет.

Свой Ил-14 пилот Александр Поддубный впервые встретил в 1993 году в Якутии на аэродроме в городе Мирном. Местный аэроклуб расформировали, финансирование закончилось. Самолёт стал никому не нужен и уже готовился превратиться в кучу металлолома. Но пилот его выкупил и отремонтировал. Летал. Сейчас Александр Поддубный вспоминает это время как лучшее в жизни.

После был Абакан. Затем Питер. Авиационная реформа и нормы по выплатам транспортного налога. По нормам за одну лошадиную силу требовалось заплатить 125 рублей налогов — а только в одном двигателе Ил-14 1900 лошадиных сил. Всего у самолёта два двигателя. Итого набегает внушительная сумма. В результате — годы на стоянке.

Тяжёлая история

— Абакан, Красноярск, вся Сибирь! Облетели почти всю Россию. Развозили грузы и медикаменты. Выполняли "гуманитарную" миссию, — вспоминая прошлое, хозяин лайнера Александр Поддубный счастливо улыбается. Думая о том, что с самолётом сейчас, начинает нервно смеяться.

Уже три года самолёт арестован. Не может подняться в небо. Задолженность по транспортному налогу достигла почти 3,5 млн рублей. И это — с постоянными погашениями. В 2012 году Александр внёс 1,2 млн — летать разрешили. Через год история повторилась. С этим ударом Поддубный справиться не смог. Теперь ждёт инвесторов. Они же спасать "легенду" пока не торопятся.

— Кто будет вкладывать деньги в арестованное имущество? Ты сними с ареста — вложим. Приезжали и чехи, и немцы, и французы. Все заинтересованы. Говорят, давайте вместе эксплуатировать. Но как объяснить, что он под арестом? — сокрушается пилот.На этот вопрос Александр, как и на вопрос, где взять деньги, ответа найти не может. А задолженность растёт. Каждый месяц 40% от пенсии — 10 тысяч рублей — Поддубный отдаёт в счёт погашения задолженности. Скудный вклад против долга в несколько миллионов. Но духом пилот не падает. Порой о себе волнуется меньше, чем о своём детище.

— Когда налоговая, потом приставы атаковали, организм сдался немножко. Я заболел и полгода не ходил к самолёту. Когда пришёл — то на винт наткнусь, то о закрылок ударюсь. Чувствую: он обиделся на то, что я долго не приходил.

К взлёту готов!

Проверка приборов, запуск мотора — раз в десять дней. Чтобы не застаивался. Сейчас у Ил-14 нет рулей: они находятся в мастерской, на перетяжке. А так конструкция хоть куда, небольшой ремонт — и хоть сейчас в небо. На аэродроме в Горелово за судном ухаживают как за ребёнком.

— Проветриваем, запускаем. Включаем все приборы, чтобы поработали. Отказывают — сдаём на завод. Ещё остались заводы, которые делают такую аппаратуру, — рассказывает пилот Лайфу.

В Пулково с ремонтом таких "ювелирных" деталей уже не справляются. Самолёты этого типа редко эксплуатируют. А в перевозке пассажиров не используют давно. Да и наш ленинградский Ил в последние годы возил только нескольких "путешественников". 

Охотники за раритетами

"Не хочешь продавать, придётся его забрать", — такие фразы Александр нередко слышит от гостей аэродрома. Друг лётчика Александр Объездчиков, тоже пилот гражданской авиации, говорит, что самолёт стоит минимум 1 миллион долларов. Оценочная стоимость — в 3,5 миллиона рублей — лишь элемент давления на владельца ценного экспоната.

— Есть люди, которые давят на Поддубного, пытаются отнять у него самолёт. Особенно самолёт вызывает интерес за границей, — рассказывает Александр Объездчиков.Конкретных имён не называет. Сам хозяин не отрицает, что такие охотники есть. Вынудить продать самолёт, а пилота оставить в долгах. Размышляя о подобной перспективе, Александр со смехом вспоминает недавний случай.

— Приезжали гости с Дальнего Востока. Решили посмотреть, как работает двигатель. Ни один, ни второй не запустился. Заработали только тогда, когда потенциальные покупатели уехали, — рассказывает пилот.

Крылатая легенда

Точность, чёткость, верность — вот оно, немецкое воспитание. Выпущен лайнер 1 января 1959 года в Дрездене. Партия составила всего 80 самолётов. Ленинградский Ил-14 шёл под номером 66.

Из Германии самолёт перебазировался в Румынию. Там пробыл 18 лет. Затем — передан в советское Западно-Сибирское управление на авиапредприятие Улан-Удэ. В начале 90-х в эксплуатацию вошли Ан-24, Ан-26. Ил, на удачу Поддубного, списать не успели.

Мечты о небе

Сейчас, как и тогда, сразу после покупки, воздушное судно нуждается в ремонте. Его стоимость составляет примерно 5 млн рублей. Пока хозяин ухаживает за крылатым "внучком" самостоятельно. Уже покрыли грунтом, покрасили багажное отделение. Для этого заказывали специальную краску. Сделали ремонт в фюзеляже. Готовятся менять окна — и можно браться за кабину.

Желающих вложиться в ремонт, как и потенциальных инвесторов, пока не видно. Зато к судну выстраиваются в очередь киношники и клипмейкеры. Ил-14 уже стал героем видео группы "Король и Шут", а также частью декораций в фильме "Дочь Сталина".На этой неделе стартует съёмка нового фильма. В салоне развернётся сюжет романтического боевика. По сценарию лайнер захватят террористы. Российские спецслужбы судно освободят и спасут главных героев. Фильм, который, без сомнения, закончится хеппи-эндом.

Закончится ли так же история Ил-14 и его хозяина? Или они по злой иронии судьбы останутся героями драмы "Блокада", в которой советский лайнер сыграл не последнюю роль? Этот вопрос остаётся открытым. Ясно одно: хозяин Ил-14 Александр Поддубный, как и петербуржцы в годы войны и изоляции, до конца будет сражаться за самое дорогое — жизнь и свободу своего "внучка". Единственного и крылатого.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров