Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
29 августа 2016, 16:27

Непростое воспитание скандальной Петергофской гимназии

Как конфликт, разгоревшийся после подлога отметок в петербургской гимназии, закончился победой принципиального преподавателя и обнажил целый пласт типичных проблем десятков российских школ за два дня до нового учебного года.

Фото: © L!FE/Александр Гальперин

Фото: © L!FE/Александр Гальперин

— Наши гимназисты ежегодно становятся победителями районных и городских олимпиад знаний. Особенно сильны мы в русском, английском и немецком языках, литературе и истории. Однако некоторые из нас ежегодно получают дипломы олимпиад по экономике, математике, физике, химии, географии и другим естественным наукам, — гордо гласит одна из цитат на сайте Петергофской гимназии императора Александра II.В этой же вкладке — другие внушительные достижения: победа в конкурсе президентских грантов в рамках национального проекта "Образование" (2006 г.), победы учеников в многочисленных турнирах по военно-патриотическому воспитанию, дипломы за многочисленные олимпиады школьников…

Никто и не подозревал, что за несколько дней до начала нового учебного года учителя благообразного и почти образцового петербургского учебного заведения будут готовиться не к первым урокам, а наблюдать целое шоу, достойное разве что программ признанного короля скандалов Джерри Спрингера.

Обратная сторона медали открылась ещё 30 мая 2016 года, когда теперь уже бывший учитель информатики, проработавший в учреждении 17 лет, рассказал на своей странице в сети "ВКонтакте", как в школе "рисуют оценки", чтобы не портить статистику. Например, девочке, претендующей на медаль, ещё задолго до окончания года уже была выставлена итоговая пятёрка, а рядом в журнале была записка: "Не исправлять".

Соответствующие фото Гущин приложил к посту. А уже спустя летние каникулы принципиальному учителю сообщили: он в школе больше не работает.— В конце мая я узнал, что директор гимназии Г.А. Никитина велела классным руководителям подделать четвертные, полугодовые, годовые оценки ряду учащихся, в разных случаях подтерев их в журнале бритвой, доставив липовые текущие оценки или зачеркнув оценки, выставленные учителями, и приписав: "Материал сдан зачётами". Под этими записями директор поставила свою подпись и печать государственного учебного заведения. Учителям директор объяснила, что подделать оценки приказал представитель комитета по образованию, который весной проводил в гимназии проверку и потребовал устранить неуспеваемость. Конечно, всем ясно, что комитет по образованию подделывать оценки не приказывал, однако все понимают, что портить отношения с директором себе дороже. Работать в гимназии, где директор организует массовые подлоги, прямо или косвенно участвовать в этом — значит идти против совести, — написал Дмитрий Гущин в посте, объясняя причины своего увольнения из гимназии.

Вскрылись и весьма нелицеприятные подробности самой процедуры увольнения. По словам педагога, сам он заявления об уходе не писал, за него решили. Директор гимназии со второй попытки всё же нашла законные основания, чтобы попрощаться с педагогом, "осуждающим её действия".

— По моём возвращении из отпуска Никитина Г.А. вручила мне приказ об увольнении в связи с тем, что мою нагрузку совместителя она передаёт другому учителю. На этом основании уволить совместителя нельзя, на что я директору и указал. Приказ был отменён. Но через два дня директор, улыбаясь, сообщила, что "уже всё придумала": информатику будет преподавать только что принятый ею на работу учитель математики. Правда, он ещё не знает о её планах и никогда информатику не преподавал, но уже скоро начнёт преподавать этот предмет. И теперь уже увольнение совместителя законно. "Я не могу иначе: многие знают, что вы публично осуждаете мои действия. Это нарушение корпоративной этики. Если я вас не уволю, что мне сказать на педсовете?" — риторически спрашивала директор, — написал Гущин.В беседе с Лайфом Галина Никитина сообщила: Гущин уволен, так как появлялся в школе только в субботу на четыре часа и, по её словам, не мог вести ни классное руководство, ни уделять детям достаточно внимания. Теперь же эти функции будет выполнять новый работник, который уже вплотную займётся школьниками.

— Увольнение правомерно, Дмитрий Дмитриевич остался на четыре часа совместителем с апреля. Такой работник не может ни взять классное руководство, ни заниматься детьми достаточное время. Он может только прибежать на четыре урока в субботу. Я приняла сейчас работника на постоянной основе, поэтому Дмитрий Дмитриевич уволен по 288-й статье Трудового кодекса, — заявила Никитина.

Не повлияли на ситуацию даже награды педагога (Гущин является "учителем года — 2007". — Прим. Лайфа): по словам Галины Анатольевны, несмотря на статус, насильно удерживать учителя никто не собирался, тем более что и сам он давно заявил о желании остаться лишь на совмещении.

— В 2007 году мы его в своих рядах оставили и сохранили. С 2010 года он сам ушёл из школы, перешёл в другую гимназию, просил лишь только совмещение в небольшом количестве, — рассказала она.

А вот скандал, связанный с подлогом оценок, о котором написал педагог в соцсети, по словам директора учреждения, не имеет ничего общего с действительностью: оценки никто не "рисовал", а выставил в соответствии с результатами пересдач.

— Конечно, красивее быть сейчас каким-то борцом за справедливость. На самом деле это фантазии или мечты — мне трудно сказать и прокомментировать именно его точку зрения. Дети учатся по-разному, в разном темпе, кто-то что-то пересдаёт — это естественно и возможно. По современным нормативам, два раза ребёнок имеет шанс пересдать плохую оценку. Если производится пересдача, то в журнале делается соответствующее изменение и пишутся соответствующие записи, я как директор фиксирую это подписью. Если Дмитрий Дмитриевич имеет в виду это, то мне трудно тут что-то комментировать. Я его ничего не заставляла исправлять и не заставляла ничего подделывать, — заявила Никитина.

Однако кульминацией истории стало даже не это, а та самая аудиозапись, которая уж точно не сделает чести любому учебному заведению.В аудиофайле, который накануне выложил на своей странице Дмитрий Гущин (запись появилась в одном из комментариев под закреплённым постом), — более пяти минут беседы без купюр: воспитательный разговор с одиннадцатиклассниками, при котором директор гимназии не стеснялась использовать далеко не литературные слова.

За предысторией и объяснением скандального аудио Лайф обратился к самой Галине Никитиной. По словам директора гимназии, поводом для разговора с одиннадцатиклассниками стала закрытая группа в соцсети, в которой ученики открыто обсуждали преподавателей. А обнаружил нелицеприятные посты, как сообщила Никитина, сам Гущин. Он-то и принёс "неприличные" скрины и попросил директора повлиять на ребят, после чего она и провела "воспитательную беседу". Да, с матом, но не в её речи, а в цитатах — по словам Никитиной, она, как человек эмоциональный, зачитывая посты ребят, не стала "выкидывать слова из песни".

— Я разговаривала с теми ребятами, кто сам это писал. Для них ничего нового не прозвучало. Наверно, можно было действовать как-то иначе. Но что получилось, то получилось — я эмоциональный человек, хотя в моей речи вы там никаких нецензурных выражений не найдёте, — прокомментировала Никитина.

По словам директора, сама аудиозапись выглядит странно и ещё нужно убедиться, не было ли монтажа и везде ли присутствует её голос. Смущает директрису и то, что Гущин был сам инициатором этой беседы, а звукозапись появилась в разгар скандальной истории с увольнением педагога.

— То, что Дмитрий Дмитриевич — сам организатор этой встречи, и то, что он сейчас пытается эту ситуацию раскрутить, думаю, характеристика специфическая, — считает Галина Никитина, добавляя, что разговор проходил в присутствии других педагогов и ни один ученик потом не пожаловался на директора.

Впрочем, сам Дмитрий Гущин написал в соцсети, что аудио прислали ему в почту неравнодушные родители тех ребят, которые уже выпустились из школы. Свою позицию он также изложил в интервью Лайфу.

— Если мы говорим про матерные ругательства во время её классных часов с одиннадцатиклассниками — я об этом узнал вчера, мне прислали звукозаписи родители выпускников со словами, что их-то ребята уже выпустились, а младшие братья и сёстры ещё учатся в гимназии, и они просят оградить учеников от такого беспардонного насилия со стороны директора школы. Я сам был удивлён, послушав первые пять минут, и у меня нет слов, чтобы это описать. Я не смог даже слушать. Но то, что это антипедагогично, — это совершенно азбучная истина, об этом в любом педвузе на первой лекции говорят, — заявил Гущин.

Отметим, что в Сети действительно можно найти комментарии бывших учеников петербургской гимназии, которые отмечают: былая слава учебного заведения начала меркнуть задолго до нелицеприятной истории. Некоторые из выпускников практически сразу отписались на странице Гущина, чтобы поддержать уволенного преподавателя.

— Вообще после ухода Веры Георгиевны (это лет 16 назад) я про нашу школу ничего хорошего не слышал, — пишет Илья Шишкин.

Другие, правда, замечают: да, ситуация вопиющая, хотя подлог оценок практикуется далеко не только в этой отдельно взятой школе.

— У меня такая же фигня была: завуч своей рукой исправила оценки в журнале, только они тогда ещё и мою подпись подделали. Я не стала тогда лезть на рожон — просто сказала, что я в эти игры не играю. Кажется, в тот год и уволилась. Мы-то не пропадём, а детей жалко, — отмечает педагог из Москвы Инна Фельдман.

— На моей бывшей работе отметки тоже подделывали только в путь. Не директор, правда, завучи. Честно? К чертям такую школу. Директрисе должно быть стыдно. Воспитывает поколение эгоистов, подавая дурной пример детям. Которые после такого будут считать, что им всё можно и всё дозволено, — добавляет Анна Новикова.

По словам сопредседателя Городского родительского комитета Санкт-Петербурга Михаила Богданова, вся эта ситуация (и подделка оценок, и аудиозапись с матом) просто выходит за рамки здравого смысла. Прежде всего потому, что в глобальном масштабе проблема ещё очень далека от решения, да и одним виновником ограничиться вряд ли удастся.

— Вся эта история очень неприглядно выглядит, в целом она мне категорически не нравится. Она не нравится ни контекстом, ни фактом. Потому что это конкретный вынос сора из избы, и причём такой некрасивый. Тут очень много вопросов ко всем участникам этого процесса. Поэтому комментариев здесь приличных нет, есть только большое-большое неудовлетворение тем, что такое возможно в принципе, особенно в Петербурге, — заявил общественник.

Почему директриса проводила воспитательную беседу сама (да притом достаточно сомнительными методами)? Где были социальные работники и психологи, если налицо конфликт между педагогами и учениками? С другой стороны, почему запись появилась в Сети именно сейчас, а не сразу после конфликта? Почему ученики гимназии, которая является далеко не самой плохой школой в Петербурге, вообще вели закрытые группы, где с матом обсуждали преподавателей? Все эти вопросы, как отмечает Богданов, обнажают целый пласт проблем.

— Все конфликты между учителями и детьми — их надо снимать профессионально. Я слышал отрывок этой записи — это не делает чести учебному заведению никакой, к сожалению. Её подтверждение и отсутствие там подлога должны проверить компетентные органы, — резюмировал Богданов.

Итоги проверки не заставили себя ждать. Уже вечером 29 августа стало известно, что директор Петергофской гимназии императора Александра II Галина Никитина снята с должности. Правда, не за аудиозапись. Как пояснили в комитете по образованию города, в школе была проведена проверка, в ходе которой подтвердились заявления учителя Дмитрия Гущина о подлоге оценок. Сама Галина Никитина уже позже заявила, что уходит без претензий. Вопрос, вернётся ли в родную гимназию Дмитрий Гущин, пока остаётся открытым.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров