Хроника великого возвращения. Как возрождали фонтан "Самсон"
14 сентября 1947 года в Петергофе впервые после завершения Великой Отечественной войны был пущен возрождённый фонтан "Самсон". Казалось, украшение фонтанной группы и один из главных символов города, бесследно пропавший в годы немецкой оккупации, как и Янтарная комната, был потерян навсегда. Но всего через два года после окончания войны герой, побеждающий льва, снова засиял во главе скульптурной группы. Историю легендарного возвращения предлагает вспомнить Лайф.
— Группа бойцов стоит у аллеи фонтанов. Непревзойдённое по красоте место, куда устремлялись тысячи и тысячи экскурсантов со всех концов страны, опустошено. Величественный Самсон распилен и увезён. Вся система фонтанов приведена в негодность. Петергоф превращён в пепел. Сжимая автоматы и винтовки, проходят бойцы мимо разрушенных дворцов, — так описывал Петергоф в январе 1944 года один из корреспондентов ЛенТАСС (статья "На пепелищах Петергофа") сразу после того, как в освобождённый город вошли советские бойцы.
До начала войны из блистательного пригорода Петербурга удалось эвакуировать около 14 тысяч музейных предметов: часть из них хранилась в Исаакиевском соборе и на товарной станции Московского вокзала, часть — и вовсе за пределами Ленинграда. Но большой пласт культурного наследия так и остался в осаждённом городе. Некоторые мраморные статуи музейным работникам удалось укрыть в ящиках и закопать на территории Нижнего парка, бронзовые скульптуры и вазы покоились в тоннеле Большого каскада.
Не успели спрятать самые тяжёлые и большие статуи Тритонов, Неву, Волхова Большого каскада, Тритона из Оранжерейного садика, четырёх мальчиков-тритонов на Марлинском участке, а также венец фонтанной группы — самого "Самсона, раздирающего пасть льва". Уже позже все они окажутся пропавшими без вести: "Самсон" официально признают утратой Петергофа. Утратой, которая всего за два года возродится буквально из небытия.
История создания фонтанного комплекса насчитывает годы кропотливой работы. И если Петергоф в целом является детищем Петра I, то знаменитый фонтанный комплекс — плоды трудов его последователей. Фигуру Самсона, выполненную по модели скульптора Растрелли, установили едва ли не самой последней во всём скульптурном убранстве Большого каскада в 1734 году, в 25-ю годовщину Полтавской битвы. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Самсония, что и дало повод к аллегорическому изображению памятной битвы в виде борьбы ветхозаветного героя Самсона со львом. Но существует и легенда, что "Самсон" якобы был сооружён гораздо раньше, ещё при Екатерине I в 1725 году. Будто бы именно она, едва став императрицей, задумала увековечить великую битву в аллегорических символах — фигурах Самсона, библейского героя, символизирующего Россию, и льва, который как часть шведского герба олицетворял побеждённого противника.
Чтобы получить столб воды максимальной высоты, от Бабигонского пруда проложили специальный деревянный трубопровод длиной более четырёх километров. В 1736 году все работы были завершены, и фонтан взметнулся на высоту 20 метров.
Автором первой композиции был Бартоломео Карло Растрелли, а постамент был сооружён по идее русского архитектора Михаила Земцова. Первоначальный Самсон разительно отличался от того, что мы привыкли видеть сегодня. Герой был изображён с бородой и с развевающимся плащом, а скульптура — выполнена из свинца. Но прожить первенцу удалось, увы, недолго. Со временем из-за мягкости металла статуя сильно деформировалась. В 1802 году героя отлили в бронзе. Автором новой скульптуры стал русский мастер классицизма Михаил Козловский. В это же время архитектор Андрей Воронихин создал новый постамент с нишами, в которых были установлены четыре позолоченные львиные головы. Второй Самсон лишился плаща и теперь действительно больше напоминал древнегреческого богатыря. В таком облике герой встретил 22 июня 1941 года…
После вывоза наиболее ценных экспонатов работники музеев самоотверженно старались укрыть оставшиеся в дворцовых комплексах произведения искусства. Однако и тогда многие из них отказывались верить, что немецкие войска подойдут к Ленинграду настолько близко. Дворцы в спешном порядке готовили к защите от бомбёжек и артобстрелов: заклеивали окна, засыпали песком полы из драгоценного паркета, заклеивали тканью и бумагой стенные панно, чтобы их не повредило осколками.
Последняя отметка в служебных бумагах, касавшихся эвакуации, была сделана 22 сентября 1941 года в 20:00 — в день, когда немцы вошли в Петергоф. Лишь спустя 2,5 года — 19 января 1944-го — в город войдут уже наши войска. В практически дотла выжженном парке солдаты увидят лишь руины Большого дворца и так и не найдут Самсона.
По основной версии, скульптуру разрезали на части и отправили в Германию. Историки полагают, что крупная партия бронзовых и свинцовых статуй Петергофа могла быть вывезена в 1943 году, так как на немецких фотографиях 1941—1942 годов они всё ещё присутствуют. Такой же печальной участи удостоились статуи Волхова, Невы, тритонов. Всего, по данным дирекции ГМЗ "Петергоф", за период боевых действий оккупации было утрачено 454 предмета.
Смириться с утратой Самсона не мог ни один ленинградец. Работы по возрождению дворцово-паркового комплекса начались сразу после освобождения города. Одной из первых пепелище и разруху увидела Марина Тихомирова, послевоенный главный хранитель музея. На протяжении всей блокады она вместе с другими работниками пригородных музеев сохраняла петергофские экспонаты, укрытые в Исаакиевском соборе. В своих воспоминаниях в книге "Памятники. Люди. События" она рассказывала, как впервые приехала в освобождённый город на военном грузовике вместе с сапёрами.
"Родная, это до того кошмарно, что не найти слов. Большой дворец — руина без полов, потолков, крыши, без церкви и корпуса под гербом. От Марли — дымящиеся развалины, Монплезир превращён в дот, полуразрушен, изуродован, почти уничтожен. От этого даже плакать нельзя, просто каменеешь..." (из писем М.А. Тихомировой матери).
Одновременно с военными к работе приступили и музейные работники — искали то, что ещё можно восстановить. Но работали в окопах, оставшихся от в прошлом прекрасного парка, и простые ленинградцы, и жители Петергофа. Целые группы студентов регулярно приезжали на субботники. Нижний парк, облик которого ещё был далёк от первоначального, впервые был открыт для посетителей летом 1945 года.
Тогда же перед архитекторами была поставлена сложнейшая задача — восстановить Самсона и всю утраченную скульптурную группу. Работу поручили скульптору Василию Симонову (дедушке бессменного ведущего программы "Умницы и умники", писателя и философа Юрия Вяземского-Симонова и актрисы Евгении Симоновой) и его помощнику Михайлову. Работа осложнялась тем, что никаких чертежей и эскизов не сохранилось. Мастерам пришлось восстанавливать статую, используя имевшиеся фотографии Самсона и других работ Козловского.
Волхова, Неву и тритонов восстанавливали другие ленинградские скульпторы. Всего мастера буквально возродили заново четыре монументальные статуи, 29 барельефов и более сотни декоративных деталей.
14 сентября 1947 года богатырь снова вернулся на место. Кадры, запечатлевшие, как Самсона провозят по Невскому проспекту в сторону Петродворца, стали отдельным национальным достоянием. Почти повторить легендарный путь богатырю пришлось более чем через полвека — в 2010 году скульптуры Большого каскада Петергофа отправили на реставрацию. Чтобы золото как можно больше не смывалось водой, монументы покрыли двойным слоем сусального золота (на восстановление позолоты скульптурной композиции ушёл почти килограмм драгоценного металла), а также специальным особо прочным лаком. В апреле 2011-го, почти так же, как и в 1947 году, отбыв из мастерских на Васильевском острове, минуя Дворцовую площадь, Невский, Адмиралтейский, Вознесенский, Старо-Петергофский проспекты, Санкт-Петербургское шоссе, фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва" снова прибыл на законное место. Сегодня посмотреть на легенду, возрождённую из небытия, ежегодно приезжают миллионы человек.