Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
29 сентября 2016, 17:37

"Правила игры должны быть понятными"

Ситуация с безобидной поездкой петербургских журналистов по музеям Эстонии обернулась бюрократическим скандалом: пограничники заявляют, что сотрудники Лайфа и НТВ "злоупотребили визами". Практика показывает: случай далеко не первый. И, возможно, будет не последним при текущем состоянии европейской бюрократической системы, уверены в российском МИД.

Фото: © РИА Новости/И. Носов

Фото: © РИА Новости/И. Носов

В четверг, 29 сентября, эстонские пограничники остановили на МАПП Ивангород две съёмочные группы из Петербурга. С автобусов сняли журналистов Лайфа и НТВ. Представители СМИ направлялись в пресс-тур по приглашению администрации Таллина и должны были посетить музеи эстонской столицы.

Однако уже на пропускном пункте журналистам объявили, что они не смогут пересечь границу. По словам пограничников, представители петербургских СМИ "злоупотребили визами", поскольку у них они не рабочие, а туристические. Между тем других участников пресс-тура без проблем пропустили через границу.

Как позже сообщила корреспондент Лайфа Ольга Притыкина, пограничники аннулировали визы членов съёмочной группы телеканала, снятой с автобуса по дороге на пресс-тур в Таллин. Шенгенскую визу она получила только вчера, но, несмотря на это, пограничники приняли решение лишить корреспондента пропуска в страны Шенгенской зоны.

По словам корреспондента НТВ Алексея Кобылкова, слова о том, что журналисты едут в Эстонию по приглашению местных чиновников, не возымели никакого действия.

— На все наши попытки заявить, что мы работать не собирались, а это была обычная туристическая виза и, соответственно, мы едем по приглашению таллинских чиновников, не возымели никакого действия, — сказал он.

Поездку организовала горуправа Таллина. Как подчёркивают представители СМИ, такие визиты проходят регулярно — в целях поддержки имиджа эстонской столицы как исторического и культурного центра.

Впрочем, это далеко не первый случай, когда российских журналистов разворачивают прямо на границе с Эстонией. Только за последний год произошло уже несколько громких скандалов. Причём в обоих случаях цель поездки представителей российских СМИ сложно назвать политической.

В мае паспорта забрали на границе у корреспондента ВГТРК Екатерины Фисенко, а также у оператора и видеоинженера телеканала, следовавших из Санкт-Петербурга в эстонский посёлок Вызу. В Эстонии съёмочная группа должна была снимать участников экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы", которая ведёт поиски подводной лодки, погибшей в 1943-м году в Финском заливе.

Документы журналистам вернули уже позже — с аннулированными шенгенскими визами. Как заявили пограничники, журналисты не могут работать в Эстонии по туристическому шенгену, полученному в Финляндии. В паспорта поставили отметки о том, что во въезде отказано из-за недостоверной информации о целях пребывания, представленной во время въезда, рассказала сама Екатерина Фисенко.

А спустя несколько месяцев — в июле 2016 года — такая же участь постигла съёмочную группу "5-го канала". Журналисты направлялись в Таллин для записи интервью по проблематике российско-эстонских торгово-экономических отношений с депутатом Рийгикогу Ольгой Ивановой. Машину с логотипом телекомпании остановили на российско-эстонской границе. Как сообщал спецкор Анатолий Майоров, полицейские препятствовали их перемещению, запретили разговоры по телефону, а возле машины телеканала были выставлены автоматчики. Проверка документов продолжалась около трёх часов, после чего паспорта всё же отдали, но также — с аннулированными визами. Спецкор канала Анатолий Майоров пояснил, что, со слов полицейских, такое решение было принято в связи с несоответствием их поездки цели, которую они указали в анкетах при получении визы. Однако представители власти так и не объяснили журналистам, в чём именно состоит несоответствие.

Пояснение удалось получить позже. В официальном комментарии для СМИ пресс-секретарь Департамента полиции и пограноохраны Эстонии Оля Кивистик сообщила, что "на пограничном пункте два человека предъявили туристические визы, но при проверке на пограничном переходе выяснилось, что они прибыли в Эстонию работать".

По словам депутата Госдумы седьмого созыва, первого заместителя председателя Комитета ГД по международным делам Светланы Журовой, аналогичные случаи нередко происходили и с российскими спортсменами. Иногда доказать право на въезд удаётся только через суд.

— Зачастую пограничники даже не объяснят, в чём там дело. У нас один спортсмен только через суды потом доказал, что они были не правы. Ему разрешили въезд уже в следующий раз в эту страну. Тогда увидели повод, что он якобы может не вернуться обратно. Это мы сейчас говорим про спортсмена, который выступает за честь страны. Он ехал, на минуточку, на чемпионат мира, — прокомментировала ситуацию Лайфу парламентарий.

Официальный представитель МИД Мария Захарова уже заявила, что МИД России возьмёт на контроль ситуацию с недопуском российских журналистов в Эстонию и, если потребуется, окажет содействие представителям СМИ. При этом она особо подчеркнула, что подобные случаи — далеко не единичны и уже давно приобрели затяжной характер.

— Ещё в мае этого года российское Министерство иностранных дел направило в представительство Европейского союза официальную ноту с запросом о предоставлении информации о действующих на территории ЕС правилах аккредитации и пребывания иностранных корреспондентов. Мы были вынуждены это сделать, потому что практически каждый месяц, иногда чаще, в отношении одной, двух, трёх российских телекомпаний или вообще групп журналистов происходили аналогичные случаи, — сообщила официальный представитель российского дипведомства.

В каждом из этих случаев, по словам Захаровой, журналисты с визой на руках, по приглашению или в связи с выходом пресс-релиза о том или ином событии направлялись в страны ЕС, где их останавливали либо на границе, либо уже на территории страны. Причём зачастую представителям СМИ не сообщали причину задержания, либо указывали, "что у них как-то не так оформлен документ", подчёркивает представитель российского дипведомства.

По словам Захаровой, МИД начал заниматься проблемой ещё в мае 2016 года: целью дипведомства было выяснить чёткие и понятные правила пребывания российских журналистов на территории ЕС. Но простой задачей, казалось бы, обычная бюрократическая процедура не оказалась. Уже конец сентября — а ведомство так и не получило внятного ответа от европейских коллег.

— Сначала в представительстве ЕС в Москве заявили, что нота российского МИД была потеряна. Как? Мы тоже этому удивились. Затем более чем через два месяца мы получили ответ (все ноты под номерами, они у меня зафиксированы). Суть ответа состояла в том, что правила аккредитации и пребывания иностранных журналистов в каждой стране разные и что представительство проинформирует государство — члена Европейского союза о нашем запросе и исходит из того, что такая информация будет предоставлена, — рассказала Мария Захарова. — История началась в мае, но никакой уточняющей информации с тех пор в наш адрес не поступало. Тогда как в России такие правила есть, они прописаны и, более того, находятся в открытом доступе на официальном сайте МИД.

Между тем, по словам Светланы Журовой, её уже давно не удивляют различные "сюрпризы", которые могут произойти на границе. Сейчас та или иная страна ЕС действительно самостоятельно вправе отказать во въезде любому по тем или иным причинам.

— Тут очень двойственный момент. С одной стороны, журналисты действительно едут работать, но едут по туристической визе. Впрочем, репортёр ведь может на границе сказать, что едет с этой камерой снимать для себя, какое-то домашнее видео. В этом случае его пропустят. А если он говорит, что делает репортаж для российского телевидения, то вроде как оказывается, что виза не такая. Но, с другой стороны, если разрабатывать какие-то чёткие критерии, понимаете, в чём тут момент: они же работают на наше телевидение, они же не работают на телевидение Эстонии, не получают там прибыль, зарплату. Зачем же они будут получать рабочую визу? Вот в чём загвоздка, — говорит Светлана Журова.

Говорить о политических мотивах в таких случаях преждевременно, хотя в целом история неоднозначна, считает парламентарий.

— Я крайне удивлена, что не пускают людей даже на гуманитарные миссии. Ведь так, если разобраться, можно в деятельности каждого увидеть злой умысел, — считает Светлана Журова.

А вот окончательно исключить даже слабый намёк на политический подтекст из таких ситуаций можно будет только после окончательного расставления всех точек над i со стороны представителей европейской бюрократической системы, подчёркивает Мария Захарова.

— Не пора ли сделать деятельность журналистов унифицированной? Ведь можно наконец сесть и разработать общие нормы и, помимо всего прочего, сделать их доступными. Либо унифицированными, либо пострановыми, но официально обнародованными на сайте представительства ЕС в Москве, — подчёркивает официальный представитель МИД. — Мы бы тогда поняли: либо это журналисты не соблюдают те или иные требования в данной сфере, либо это просто политический заказ по недопущению ряда средств массовой информации на территорию ЕС. Тогда нам было бы понятно, какие страны предвзято относятся к РФ и есть ли вообще предвзятое отношение со стороны европейской бюрократии. Правила игры должны быть понятными. В отсутствие правил, которые были бы чёткими и, главное, опубликованными, журналистская деятельность становится очень сложной.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar