Мавзолей на Дворцовой, небоскрёб на Невском: нереализованные проекты Петербурга

Мавзолей на Дворцовой, небоскрёб на Невском: нереализованные проекты Петербурга

Коллаж: © L!FE

4025
За время своего существования Санкт-Петербург не только менял своё название и статус, но и облик. Какие-то здания постоянно перестраивались, какие-то исчезали навсегда, а некоторым планам никогда не суждено было сбыться. Посмотрим, какие архитектурные проекты могли быть реализованы в нашем городе.

Надземный метрополитен Балинского

Первый проект отечественного метрополитена возник ещё во времена правления Александра I. Его предложил мещанин Торгованов, он хотел соединить с помощью специального туннеля Васильевский остров с Адмиралтейской стороной. Но этому замыслу не суждено было сбыться: император, выплатив 200 рублей за старания, взял с него расписку о том, что Торгованов никогда больше не будет заниматься подобными проектами.

Только к концу 19 века появились по-настоящему серьёзные планы постройки подземки. Правление Балтийской железной дороги в 1889 году предложило провести линию вдоль Лиговского проспекта и Обводного канала, через Неву, соединив все вокзалы: Варшавский, Балтийский, Царскосельский (ныне Витебский), Московский и Финляндский.

Среди всех дореволюционных проектов Петербургского метрополитена самыми обсуждаемыми стали предложения гражданского инженера П.И. Балинского. Так, в 1893 инженер предполагал построить самый крупный Центральный вокзал в мире. По задумке автора, он должен был соединять в единую систему метрополитен и пассажирские железные дороги. Балинский предлагал построить 11 надземных линий на эстакадах и большую кольцевую. Общая длина такой дороги могла составить 102 км, а стоимость 190 млн рублей.

Амстердам, или Северная Венеция

Пётр I был влюблён в Амстердам. Мы привыкли называть Петербург Северной Венецией, но император там никогда не был, поэтому архитектура голландского города больше будоражила его мысли. Например, все линии Васильевского острова, Большой, Малый и Средний проспекты — это несостоявшиеся каналы. Как и в Литейной части — улицы Чайковского, Фурштатская, Кирочная тоже могли бы быть водными артериями. С практической точки зрения, проложить каналы было бы дешевле, чем строить новые дороги.

Московский вокзал

Построенный в 1844—1851-х годах по проекту Константина Тона Николаевский вокзал к началу 20 века сильно устарел и уже плохо справлялся: с развитием прогресса и появлением новых технических устройств просто не хватало помещений. Поэтому в 1912 году был объявлен конкурс на проект нового вокзала на месте старого, в финальной его части участвовали идеи, которые предложили архитекторы В.А. Щуко, И.А. Фомин и Ф.И. Лидваль.

Именно проект Щуко в итоге решили реализовать и уже начали сооружать первые постройки, но Октябрьская революция не позволила осуществить задуманное. Поэтому Николаевский вокзал, переименованный в Московский, дожил до на наших времён практически в неизменном виде. Только в конце 1950-х годов по проекту архитектора В.И. Кузнецова здание было реконструировано и расширено, а в 1967 году был открыт новый световой зал, благодаря чему была увеличена площадь вокзала на 2700 квадратных метров.

Дом Зингера — небоскрёб

На том месте, где находится здание дома Зингера, первое строение появилось в 1737 году. Первые 12 лет там располагался театр, но после пожара и перестройки он стал переходить из рук в руки к разным владельцам. Здание перестраивалось и менялось, пока в начале 20 века не было куплено компанией по производству швейных машинок "Зингер". Знаменитая компания хотела построить в Петербурге свой офис, магазин и помещения для аренды по примеру здания в Нью-Йорке. Всего планировалось возвести 11 этажей.

Но планам не было суждено сбыться — горожане выступили резко против. Да, и вряд ли бы удалось добиться высочайшего разрешения на подобное строительство, поскольку в то время было запрещено строить здания выше Зимнего дворца, высота которого составляет 23,5 метра.

Небоскрёб напротив Смольного собора

Задолго до идеи компании "Зингер" в Петербурге уже пытались осуществить постройку небоскреба — колокольня Смольного собора, по плану архитектора Растрелли, должна была взметнуться в небо на 150 метров. Если бы план был осуществлён, то колокольня до сих пор бы была самым высоким сооружением в городе. 

Перенос центра города на юг 

Одним из самых масштабных и грандиозных проектов, связанных с Ленинградом, можно считать идею переноса центра города в южные районы. Историческую часть хотели сохранить, как музей истории, а все административные учреждения, театры, институты, библиотеки должны были переехать в новый район, отстроенный с нуля. Тут планировалось построить Дом советов с самой большой площадью в мире, где можно было бы проводить парады и разные демонстрации.Также в районе расположения Ленинского проспекта и улицы Типанова должно было возникнуть целое "ожерелье" площадей.

К реализации проекта приступили в 1936, был построен Дом советов и 70 домов на Московском проспекте, но с началом Великой Отечественной войны от планов пришлось отказаться.

Крематорий на территории лавры

На территории Александро-Невской лавры одно время планировалось соорудить крематорий, он должен был олицетворять победу науки над религией. Был проведён конкурс и даже начали расчищать место для постройки. Один из вариантов — проект Ивана Фомина 1919 года.

Станция метро "Сталинская"

Вместо станции метро "Нарвская" в петербургском метрополитене могла появиться станция "Сталинская" — под таким названием она значилась в последние годы перед открытием. Планировалось, что в центральном зале станции на каждой колонне будет висеть памятные доски и барельефы, посвящённые Сталину. А на торцевой стене перрона — большой мозаичный портрет вождя. После ХХII съезда КПСС от таких масштабных планов решили отказаться.

Ленин на Дворцовой площади

В 1925 году возникла идея заменить фигуру ангела на Александровской колонне бронзовой фигурой Ленина (около 11 метров), а бронзовые барельефы украсить этапами революционного движения. На реализацию даже выделили немалую по тем временам сумму — порядка ста тысяч рублей. Тогда колонну отстоял Луначарский. Но уже через год комиссия предложила новый вариант — водрузить вместо Ленина скульптуру рабочего или красноармейца.

После смерти вождя мирового пролетариата многие рабочие и партийное руководство города в серьёз предлагали установить мавзолей революции прямо на Дворцовой площади. Но в Москве решили, что место мавзолея в столице, и больше к данному вопросу не возвращались.

Ликвидация Екатерининского канала

Наверное, трудно себе представить сегодня облик центра города без канала Грибоедова (Екатерининский). А между тем в 19 веке и в начале 20-го были несколько проектов по его ликвидации. Первый проект по засыпке 1869 года даже был одобрен Александром II, но специальная комиссия в итоге пришла к выводу, что он никому не мешает. В 1904 году появилась новая идея — засыпать канал и пустить на его месте трамваи. На этот раз на высшем государственном уровне не поддержали инициативу, Государственная дума идею отклонила.

80-метровая скульптура Иисуса Христа

В этом году возник ажиотаж вокруг скульптуры Иисуса Христа работы Зураба Церетели. Ходили слухи, что она может появиться где-то в Петербурге, например, в районе Шушар или на территории Ленинградской области. Высота монумента составляет около 80 метров (33 метра — статуя и 47 — пьедестал), он вдвое выше статуи Христа в Рио-де-Жанейро.

Сразу после того как об этой инициативе стало известно, градозащитники раскритиковали её. В Интернете опубликовали петицию против реализации проекта, и даже в РПЦ поспешили заявить, что церкви такой монумент не нужен.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!