Пять городских проблем, которые могут решить депутаты ЗакСа, если займутся делом

Пять городских проблем, которые могут решить депутаты ЗакСа, если займутся делом

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости.

2306
Пока одни депутаты петербургского парламента пятого созыва изо всех сил боролись за нравственность, другие пытались поднять свой вес в глазах избирателей громкими политическими лозунгами, а тем временем число требующих срочного решения городских проблем росло: закон о собаках зашёл в тупик, транспортная ситуация обострилась, а многочисленные запреты и ограничения на практике просто не работают.

Собачий беспредел

Семь лет назад депутаты петербургского парламента четвёртого созыва приняли "закон о собаках", который породил больше проблем, чем решил. Документ суров и неумолим, и с учётом всех корректив содержит следующий пункт: выгуливать четвероногих, даже самых безобидных, на детских и спортивных площадках, рядом с детскими и образовательными организациями, а также учреждениями здравоохранения, отдыха и оздоровления строжайше запрещено. Не должно их быть и в местах проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий. В остальных общественных местах, то есть практически везде, собаки должны быть на поводке, а те, что выше 40 см в холке, ещё и в наморднике. Предъявляются требования и к личности человека, выгуливающего собаку: ему надлежит быть трезвым и достигшим 14 лет.

Суровость этого закона сполна компенсируется его тотальным и циничным неисполнением. Производители намордников, если в городе такие были, наверняка давным-давно обанкротились: их продукция среди собаководов совершенно не востребована. А на детских и спортивных площадках собак без поводков порой резвится больше, чем детей и спортсменов вместе взятых. На штрафы, взятые с нарушителей, можно было бы за семь лет построить ещё один футбольный стадион, но собирать их некому. Всё это приводит к печальным последствиям: городское управление ветеринарии регистрирует по шесть-семь тысяч инцидентов с нападениями животных на людей в год. В зоне особого риска — дети и пенсионеры. Периодически нападения четвероногих заканчиваются смертью или увечьями людей.

Ещё во время обсуждения документа его в пух и прах раскритиковали зоозащитники и ветеринары, причём весьма справедливо. Во-первых, деление собак по росту в холке совершенно некорректно: есть бойцовые породы с меньшим ростом и есть безобидные, но высокие. Во-вторых, не на всех собак физически можно надеть намордник, так что это отнюдь не универсальное решение. В-третьих, была проигнорирована просьба сделать исключение для случаев, когда собака выгуливается без намордника по заключению ветеринара. В-четвёртых, время от времени собак нужно выгуливать и без намордников с поводками, и, согласно букве закона, делать это надлежит в специально отведённых местах, которые, разумеется, должны быть в каждом районе. Но за семь лет такие места в городе так и не были оборудованы, хотя как минимум на окраинах вполне хватает пустырей и свободных пространств, за которыми можно было бы закрепить подобный статус. И такие пункты можно продолжать.

Появление в законе норм, которые физически невозможно выполнить, породило безразличное отношение и ко всем остальным. Со стороны же сторонников введения ограничений для владельцев собак, среди которых чаще всего встречаются молодые родители, главный предмет критики — правоприменительная практика, которую депутаты не продумали с самого начала. В результате с первых же дней было непонятно, кто должен ловить и наказывать нарушителей. Принимать закон, не думая, будет ли и как он будет исполняться, — это очень плохая идея.

В результате между горожанами регулярно возникают конфликты на ровном месте. Хрестоматийный пример произошёл несколько лет назад. Прохожий сделал замечание собаководу, который выгуливал животное без намордника, ссылаясь на тот самый закон. Тот воспринял реплику агрессивно, видимо, вспомнив об аргументах зоозащитников. Завязалась ссора, в которой один из участников использовал пистолет, а другой — приёмы карате. Проигравший заплатил за эту ссору жизнью. Появились в городе и пресловутые догхантеры, которые в условиях бездействия властей решили взять инициативу в свои преступные руки. И все эти последствия целиком и полностью лежат на совести депутатов — такова цена плохо проработанных законов.

Когда в Питере пить?

В России запрещено продавать алкоголь в магазинах с 23:00 до 8:00, а на территории Чечни спиртное можно купить всего в течение двух часов, с 8:00 до 10:00 утра, а в месяц Рамадан оно и вовсе под запретом. Губернатор Георгий Полтавченко решил, что Петербург должен последовать этому примеру и принять более строгие ограничения, а депутаты с ним послушно согласились. С 2013 года в городе нельзя продавать алкоголь с 22:00 до 11:00. Но то, что прекрасно работает в исламской республике, в городе святого Петра привело к появлению новых проблем.

Не секрет, что в каждом районе есть торговые точки, которые нарушают запрет. Но некоторые из них это делают на полузаконных основаниях. Предприимчивые граждане навострились открывать магазины-"трансформеры", которые днём работают в режиме обычных торговых точек, а ночью превращаются в бары-распивочные с дешёвым некачественным алкоголем. В основном это те самые "магазины шаговой доступности", о распространении которых так заботилась Валентина Матвиенко в бытность губернатором, и находятся они прямо во дворах рядом с жилыми домами. Шум, ругань и драки делают подобное соседство крайне неприятным. Тем более что в таких неприспособленных заведениях обычно слишком мало места, а завсегдатаи торопятся выйти из них на улицу.

Законопослушные любители "пива под футбол" тоже недовольны. В Петербурге многие задерживаются на работе, из-за неразвитости транспортной системы обратная дорога нередко занимает до полутора часов. В результате вполне здоровый и отнюдь не злоупотребляющий спиртным человек просто не успевает заскочить в магазин за маленькой порцией качественного горячительного, притом что его сосед-алкоголик всё равно найдёт, где достать контрафакт и отравиться.

Город дворцов, а не туалетов 

Петербург — самый красивый город в стране, каждый год любоваться архитектурными шедеврами сюда приезжают миллионы туристов. А вот строить туалеты здесь за триста лет, похоже, так и не научились. Проблему впервые широко поставила и пыталась решить ещё Валентина Матвиенко. На одном из заседаний тогдашний губернатор привела длинный перечень заболеваний, которые происходят оттого, что человеку часто приходится терпеть с отправлением естественных потребностей. Выходило, что решением туалетного вопроса можно разом и по очередям в поликлиниках ударить, и средний ожидаемый срок жизни населения на пару лет увеличить.

На словах всё было красиво: из бюджета предполагалось потратить миллиард рублей, чтобы довести число доступных в городе туалетов до полутора тысяч. Также речь шла об установке туалетов на станциях метро. Новым хозяевам запретили переоборудовать бывшие стационарные туалеты под другие нужды. Вышло и постановление, рекомендующее точкам общепита пускать всех желающих справить естественные нужды.

Но на практике ситуация с тех пор улучшилась лишь незначительно: ГУП "Водоканал" до сих пор эксплуатирует менее шестисот туалетов, а многие популярные сети кафе, не говоря уже о более дорогих ресторанах, к непрошенным гостям относятся отнюдь не гостеприимно. Выручают лишь торговые центры, но не всегда они находятся поблизости. Ситуация обостряется с наступлением темноты: в это время и ТРЦ, и точки "Водоканала" закрываются, а в кустах во дворах то и дело журчат ручьи и мелькают странные тени. В то же время более стеснительные и законопослушные горожане и туристы "терпят до последнего", зарабатывая те самые проблемы со здоровьем, о которых предупреждала Матвиенко.

В Москве, где существуют аналогичные проблемы, обсуждается законопроект о регламентации посещения точек общепита по естественным нуждам. Посетитель должен будет заплатить некую сумму, а хозяева после этого будут обязаны его пропустить. Матвиенко предлагала делать то же самое бесплатно, однако владельцы заведений справедливо жаловались на существенный рост издержек. Но с тех пор туалетной проблемой власти Петербурга не занимались вообще. Были проблемы поважнее: от прав эмбрионов до слишком громких стонов во время секса.

Бешеные маршрутки

Нельзя не признать, что за последние 15 лет коммерческий общественный транспорт изменился в лучшую сторону: микроавтобусы стали удобнее, а расплачиваться в них разрешили "подорожником". Правда, далеко не все водители в курсе, что это такое, и при этом многие из них знают русский язык не настолько хорошо, чтобы им можно было что-то объяснить.

Ещё во времена той же Матвиенко появилась концепция реформы коммерческого общественного транспорта. Фактически он должен был отличаться от городского только наличием частного капитала. Речь, в частности, шла о расписании движения и регламентируемых остановках, чтобы хаотично маневрирующие по требованию пассажира автобусы не создавали на дороге угрозу ДТП. Отдельным пунктом шли и вежливые водители, прекрасно владеющие русским языком. На деле же в лучшем случае каждый двадцатый из них хотя бы пожилым собеседникам говорит "вы", а каждый второй позволяет себе повышать голос на пассажиров.

Впрочем, куда хуже то, что повсеместно водители разговаривают во время движения по мобильным телефонам, ездят с открытыми дверями или гоняют по обочинам, объезжая пробки. К трагедиям это приводит регулярно. И это в век Интернета и мобильных телефонов. Простой рабочий сервис, в который пассажиры могли бы отправлять жалобы и закачивать видео с подтверждением, помог бы существенно исправить ситуацию.

Однако она усложнилась ещё и из-за того, что рынок в городе серьёзно зачистили. После ужесточения требований к подвижному составу и других ограничительных мер при Матвиенко в городе остались лишь несколько компаний-перевозчиков. Петербург не может себе позволить наказать крупного игрока, лишив его контракта, потому что возить жителей на работу тогда будет просто некому. Разгребать эти авгиевы конюшни в последние пять лет не пытался ни Смольный, где в 2011 году сменился губернатор, ни пятый созыв ЗакСа.

Зато в центре города начали создавать сеть платных парковок. Готовились к этому давно, но ограничения большинство автолюбителей встретили бы с куда большим энтузиазмом, если бы существовала альтернатива в виде удобного и безопасного общественного транспорта.

Детские площадки, сделанные под копирку

В девяностые всё было намного проще: во дворах домов царила разруха, железные детали качелей и лесенок быстро уносили на металлолом, а деревянные части, судя по всему, разбирали на дрова. Зато те самые дворы были удобным и комфортным местом для детей всех возрастов — малыши ковырялись в остатках песка там, где должны были быть песочницы, рядом дети постарше играли в "ножички", а на свободном пространстве оставалось место для "квадрата", "попа" или других игр.

После прихода Владимира Путина и улучшения общей экономической ситуации Россия стала жить богаче. Вряд ли кто-то решится сказать, что это плохо, но не все справляются с появившимися с приходом денег соблазнами. Так, муниципалитеты принялись ублажать избирателей. Свободного места во дворах практически не осталось, только территории адаптировали исключительно под детей лет до шести-семи, заполонив их бесконечными однотипными горками и каруселями. Уже со спортивными снарядами всё обстоит гораздо хуже, а построить нормальную снежную крепость или раскатать лёд для игры в хоккей попросту негде.

В результате дети постарше с детских площадок исчезли. Хорошо, если они переместились в сторону более редких спортивных площадок, а не сделали выбор в пользу алкогольных посиделок или бесконечного просиживания штанов за компьютерными играми. Более гармоничное и разумное развитие городских пространств можно было бы обеспечить с помощью корректировки норм градостроительного проектирования или других городских документов, если на такие "детские" проблемы у депутатов когда-нибудь найдётся время.

Комментарии: 
  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×