Железная дорога Крестцы — Валдай: 58 километров пешком по рельсам с машинистом

Железная дорога Крестцы — Валдай: 58 километров пешком по рельсам с машинистом

6437

Фото: © L!FE/Александр Гальперин

В 2016 году исполняется 100 лет железной дороге Валдай – Крестцы. Несколько лет назад её закрыли. Лайф прогулялся по заброшенным рельсам вместе с машинистом Вячеславом Амосовым.

 

Машинист Вячеслав Амосов уже несколько лет подряд совершает длинную прогулку — 58,5 км пешком вдоль железнодорожных рельсов от Крестцов до Валдая. Долгие годы Амосов работал именно на этом перегоне и даже после его закрытия в 2011 году решил не бросать любимый маршрут.

Отправляясь в путь по любимой дороге, машинист ставит на рельсы модерон — ручную путевую тележку. Её он нашёл когда-то в кювете. В модерон отлично помещается рюкзак и необходимый инструмент. Периодически пустая тележка сходит с рельсов и падает: дорога уже сильно заросла и задние колёса съезжают с путей. 

Вячеслав родился в Крестцах. Всё детство он наблюдал за гружёнными лесом поездами, проезжавшими мимо его дома. После занятий в школе будущий машинист бегал на станцию — смотреть, как тепловоз совершает манёвры. Потом Амосов вырос и уехал в Краснодарский край, поступать в железнодорожное училище. Получив образование, Вячеслав вернулся на родину и устроился работать на новгородскую железную дорогу.

На своём тепловозе Вячеслав возил бензин, удобрения, сыпучие грузы. В советское время в Крестцах находился крупный лесоперерабатывающий комбинат. Лес из Крестцов везли сначала в Валдай, оттуда в Бологое и только затем — в Петербург. Работе на участке Крестцы — Валдай Амосов отдал 25 лет.

Перегон Крестцы — Валдай не дожил до своего столетнего юбилея совсем немного. В 2011 году на 52-м километре дороги из-за плохого состояния путей произошло крушение грузового поезда. Денег на ремонт у РЖД не нашлось. Пытались привлечь инвесторов, но фирмы, которые эксплуатировали перегон, оказались не в состоянии оплатить ремонт дороги — желающих так и не нашлось.

После этого Вячеслав ушёл работать в школу заместителем директора по административно-хозяйственной части. И решил сохранить историю для потомков.

Прогулки Вячеслав педантично повторяет несколько лет. За это время все 58,5 километра он прошёл уже неоднократно, сколько раз — не считал. Однако всегда он находит что-то новое для своего маленького музея.

Так, во время прогулки с Лайфом в зарослях кустарника Вячеслав отыскал железнодорожный знак, который раньше стоял перед переездом, чтобы машинист дал оповестительный сигнал для пешеходов и автомобилистов.

Всё, что Амосов находит в походах по железнодорожным путям, он аккуратно складывает у себя в гараже. Уже накопилась солидная коллекция: керосиновые фонари, гербы, маршрутные доски, кованые костыли, изготовленные ещё в кузнях. И самый старый шпальный номерок — на перегоне ещё лежат шпалы 1939 года.

— А это жезл. Никаких телефонов и официальных бумаг! — рассказывает Вячеслав Амосов. — Дежурный станции выдавал машинисту только жезл, на котором было указано место следования поезда. Вот здесь, к примеру, написано "Горушки". Дёшево и сердито. Зато ни разу не случалось "испорченного телефона" и экстренных ситуаций!

Просто так достать жезл из специального аппарата было невозможно — он находился под защитой пяти пломб. Вячеслав считает, что русская сигнально-жезловая система была самой надёжной в мире.

Раньше и рельсы, по ошибке ткнув не ту кнопку, перевести с одного пути на другой тоже не могли. Для этого был специальный замок, очень похожий на гаражный, — с ключом.

На перегоне до сих пор лежат рельсы завода Демидова 1898 года. Говорят, это не опасно, даже если бы по ним до сих пор ходили поезда: демидовское железо очень прочное.

Здесь попадаются самые разные знаки — даже знак пересечения с однопутной железной дорогой. Знак превратили в решето местные охотники, упражняясь в стрельбе.

На 33-м километре у Колокольского переезда спрятался "итальянский" мост. На всей Октябрьской железной дороге такого больше нет. Настоящее его название неизвестно.

— Обыкновенный ярынский мост — через речку Ярынья, — поясняет Вячеслав.

На перегоне сохранился также единственный в регионе семафор. Он ещё работает и даже числится по документам. Семафор указывает поездам, какой путь они могут занять. 

Часть рельсов разобрали вандалы, но машиниста это не останавливает. Вячеслав привычным движением скидывает модерон и тащит его по земле — до следующего сохранившегося участка. 

Где-то здесь снимали фильм "Мама" с Нонной Мордюковой про семью Овечкиных и захват самолёта в Советском Союзе. Какие конкретно сцены — уже никто не помнит. 

  • Популярные
  • По времени
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!