Футбол, метро, кладбище: бюджетные приоритеты Петербурга в 2017 году
Смольный во вторник рассмотрит проект бюджета, который предполагает рекордный дефицит, существенные расходы на подготовку города к приёму матчей чемпионата мира по футболу и рост стоимости проезда в общественном транспорте.
Фото: © РИА Новости/Игорь Руссак, Алексей Даничев. Коллаж: © L!FE
Комитет по финансам подготовил проект бюджета Петербурга на 2017 год. Доходы планируются на уровне 471 млрд рублей, расходы — 535 млрд рублей, а дефицит достигнет рекордных 64 млрд. Но всё ещё может сложиться намного хуже, если налоговая инициатива главы Минфина Антона Силуанова будет реализована. Он предложил сохранять за богатыми регионами 17% поступлений с налога на прибыль вместо 18%, а освободившиеся деньги перераспределять бедным субъектам. Как подсчитали в городском правительстве, городу на Неве это может обойтись в 7 млрд рублей. Расходы в таком случае придётся сокращать.
Проезд дорожает
Обещанного ждут шесть лет — сразу после переезда в Смольный вместо остановлённых инфраструктурных проектов Георгий Полтавченко обещал сделать ставку на развитие метро. В 2017 году затраты на строительство новых станций впервые существенно вырастут — примерно на 6 млрд — и достигнут 19,7 млрд рублей. Ровно половину из них потратят на участок Невско-Василеостровской линии от станции "Приморской" до "Улицы Савушкина", включая "Новокрестовскую" у "Зенит-Арены". До чемпионата мира по футболу времени остаётся всё меньше. Ещё 7,8 млрд приходится на долю Фрунзенского радиуса, в том числе на электродепо "Южное". По миллиарду рублей потратят на участок Красносельско-Калининской линии от "Казаковской" до "Обводного канала" и на участок Лахтинско-Правобережной линии от "Спасской" до "Морского фасада". Впрочем, в обоих случаях основные работы перенесены на будущие годы.
При этом проезд в общественном транспорте опять подорожает. Изначально речь шла о скачке в два рубля, но позже в Комитете финансов пришли к выводу о том, что рост будет более существенным. И это при том, что субсидии Смольного на перевозку пассажиров также вырастут — в метро с 11 млрд до 12, а на автобусах с 8 до 9 млрд. Эти деньги город переводит, чтобы горожанам не пришлось оплачивать реальную стоимость проезда полностью.
3 млрд рублей Смольный планирует перечислить в уставный фонд Петербургского метрополитена. Эти деньги планируется потратить на обновление парка. Ещё 2,5 млрд выделено на приобретение новых вагонов метро напрямую. Наземный общественный транспорт также существенно пополнит свой парк: на приобретение новых троллейбусов, автобусов и трамваев пойдёт 6,4 млрд рублей, в три с лишним раза больше, чем год назад.
Концессионное соглашение о создании, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе обойдётся ещё почти в миллиард — эти средства переведут инвестору.
С альтернативными инфраструктурными проектами в области общественного транспорта дела обстоят куда хуже: на "аквабусах" администрация Георгия Полтавченко поставила крест ещё год назад, а проект легкорельсового трамвая развивается черепашьими шагами. В 2017 году планируется потратить только 5,7 млн рублей на проектирование линии от аэропорта Пулково до метро "Купчино". Хорошо хоть, что финансирование велопроката сохранится на прошлогоднем уровне — в районе 80 млн рублей.
Дороги требуют жертв
4,6 млрд рублей составили расходы на реализацию соглашения о создании и эксплуатации Западного скоростного диаметра. Смольному приходится компенсировать затраты инвестора из-за того, что сборы на платной дороге пока не дотягивают до запланированных. Ещё 2,2 млрд съедят бюджетные инвестиции в АО "ЗСД".
На ремонт дорог пока выделили 3,5 млрд рублей. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры просил 10 млрд, ссылаясь на грядущий чемпионат мира, но пока к его аргументам не прислушались.
В 2017 году планируется достроить путепровод в створе Поклонногорской улицы, путепроводную развязку на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом и завершить большую часть работ по реконструкции Тучкова моста, который в результате откроется на несколько месяцев раньше запланированного срока. Всё вместе обойдётся в 6,2 млрд рублей.
4 млрд выделили на строительство моста через Малую Неву в районе острова Серный, ещё столько же — на строительство набережной Макарова от транспортной связи через остров Серный до Адмиральского проезда.
Стадион продолжает аукаться бюджету
"Зенит-Арену" упорно обещают сдать к концу 2016 года, но и в 2017 году скандальная стройка будет продолжать высасывать средства из городского бюджета: 780 млн рублей пойдет на завершение строительства входной группы на стадион.
Как подчеркнул глава Комитета финансов Алексей Корабельников, в бюджет 2017 года вернутся 2,6 млрд рублей, которые в этом году сняли с соцобъектов — школ, детсадов и больниц, чтобы перебросить на "Крестовский". Правда, возьмут их из общих денег. Вернуть авансовые платежи, перечисленные бывшему генподрядчику, пока не удалось, и когда это произойдёт — вопрос открытый. В "Трансстрое" с претензиями не согласны и готовы судиться.
Всего же в 2017 году планируется достроить пять школ, девять детских садов, четыре поликлиники и дом культуры в Красном селе. Также должны быть сданы три крытых катка с искусственным льдом и вторая очередь кладбища севернее дороги Белоостров — Дибуны.
На рекламе не экономят
Экономить на саморекламе в Смольном не собираются — собственный телеканал, как и год назад, обойдётся городскому правительству в 700 млн рублей. Ещё 145 млн потратят на выпуск изданий "Петербургский дневник" и "Петербургская хроника".
Петербургскую экспозицию в рамках ПМЭФ-2017 вначале планировали удешевить чуть ли не в два раза — с 47 до 27 млрд рублей, посчитав, что и этих денег вполне достаточно, чтобы рассказать гостям форума о петербургских инвестиционных проектах. Однако ещё на стадии "нулевых чтений" против такого поворота решительно возражал председатель Комитета по промышленности Максим Мейксин, требовавший сохранить финансирование на прошлогоднем уровне. В итоге его не просто сохранили, а увеличили: мероприятие обойдётся в 51 млн. Ещё 15 млн рублей будет стоить губернаторский приём в рамках ПМЭФ — это в пять раз дороже, чем в 2015 году.
28 млн рублей получит Комитет по инвестициям на участие в международной выставке недвижимости MIPIM в Каннах. Раньше участие Смольного в мероприятии как-то обходилось без столь серьёзных бюджетных вложений.
Подорожает и перевозка чиновников. Автотранспортное предприятие "Смольнинское" получит на 10% больше, чем год назад, — 820 млн рублей вместо 747. Впрочем, это и логично, раз транспорт в будущем году в приоритете.