Профессии старого Петербурга, которые мы уже никогда не увидим

Профессии старого Петербурга, которые мы уже никогда не увидим

Фото: © РИА Новости

5252
Продавец канареек, шарманщик и болтило — сегодня их вряд ли можно встретить на улицах Северной столицы.

12 октября в России отмечается День кадрового работника — неофициальный праздник современных HR-менеджеров ведёт свою историю с далёкого 1918 года, когда в стране появилась "Инструкция об организации советской рабоче-крестьянской милиции" и были созданы первые кадровые аппараты органов внутренних дел. С тех пор праздник, который сначала отмечали в кадровых службах органов внутренних дел, стал популярен и у других специалистов по подбору персонала.

Уже в наши дни, как показывают исследования, HR-менеджеры ищут специалистов по телекоммуникациям, операторов беспилотных летательных аппаратов, специалистов по разработке и созданию квантово-оптических систем и других обладателей перспективных в будущем профессий (по крайней мере, такой вывод можно сделать, ознакомившись со списком, составленным Минтрудом по итогам прошлого года). В почёте у экспертов остаются в том числе специалисты IT-сферы, медики, инженеры и механики, а также представители рабочих профессий, а в долгосрочной перспективе называются урбанисты-экологи и даже менеджеры космотуризма.

А кто был востребован более века назад? Лайф вспомнил несколько популярных профессий старого Петербурга, представителей которых уже не увидеть в наши дни на улицах города.

Водитель омнибуса

Извозчиков, правивших бал в XVIII веке и доступных людям состоятельным, во второй половине века XIX потеснили омнибусы. Эта многоместная (на 15—20 мест) повозка на конной тяге фактически является предшественником автобуса. По улицам Петербурга омнибусы пошли в 1847 году. За сравнительно небольшую плату в них мог проехать почти каждый, проезд стоил всего 10 копеек. Постепенно на крышах карет начали сооружать второй этаж, который назвали империалом. А в народе за этим видом транспорта даже закрепилось выражение "40 мучеников"  по числу пассажиров, которые могли уместиться в двухэтажном транспортном средстве. Постепенно омнибус был вытеснен конкой, а затем трамваем. Однако в Петербурге омнибусы ходили вплоть до 1914 года.

Продавцы: от сушек и певчих птиц до пасхальных яиц

Уличной торговлей в начале ХХ века в Петербурге занималось около 12 000 человек  это была вторая по численности уличная профессия в городе после извозчиков (тех было приблизительно 20 тысяч). На улицах города можно было встретить продавцов сушек, сбитня, кваса, спичек, голландской сельди и даже певчих птиц. От нынешних уличных продавцов торговцев того времени отличал не только ассортимент предлагаемых товаров, но и, конечно, внешний вид и мобильность. Продавцы старого Петербурга никогда не стояли на месте и всё время перемещались по городу и даже поднимались в квартиры. В этом и был залог их успеха: жильцам не нужно было идти в лавку, товар "приходил" к ним сам. Часто торговец располагался посреди двора, чтобы его было видно изо всех окон, и громкими криками начинал зазывать покупателей.

Трубочист

Чистильщики труб и каминов, безусловно, есть и сейчас. Однако того самого человека в чёрном цилиндре мы сможем увидеть разве что на стене дома на Большой Московской. В России профессия трубочиста появилась 21 апреля 1721 года в Санкт-Петербурге. Именно в этот день при полицейских участках была учреждена должность чистильщика печей и его помощника. В Северной столице трубочистами служили преимущественно финны (чухонцы), немцы и шведы. На 1896 год в церковных книгах санкт‑петербургских лютеранских приходов значатся имена 111 трубочистов. С тех пор и появилась примета, что увидеть трубочиста — непременно к добру.

Шарманщик

Скупщики антиквариата, торговцы цветами, чистильщик обуви, мальчик — разносчик газет и, конечно же, шарманщик — без этих людей сложно представить типичный блошиный рынок начала XX века. В России шарманку иногда называли катаринкой. Представляет она собой небольшой орган без клавиатуры — ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6—8 мелодий, записанных на валике. Звучали мелодии, как правило, заунывно, несмотря на это, шарманщики всё равно полюбились публике и стали своеобразным символом эпохи. Не забывают профессию и в Петербурге — 12 сентября этого года на Удельном рынке появилась благоустроенная площадь шарманщика, где можно окунуться в атмосферу блошиного рынка начала XX века.

Здесь же можно увидеть памятник шарманщику — расположен между корпусов Удельного рынка на Фермском шоссе.

Болтило, метельщик и другие "трамвайные профессии"

Трамвай, сменивший в итоге омнибусы и конку, не только изменил жизнь горожан, но и подарил новые специальности. Так, например, была введена должность с непривычным названием болтило. Эти люди работали только по ночам, когда разводились мосты, и их обязанность состояла в том, чтобы разъединять и соединять болты, которыми крепились рельсы на разводных пролётах. Этой должности не существует уже много лет, соединение и закрепление рельсов происходит автоматически. Популярной также была работа метельщика: они составляли 2/3 трамвайных рабочих и занимались тем, что мётлами и скребками очищали рельсы. Напомним, трамвайное движение в Петербурге открылось 29 сентября 1907 года. Первый маршрут соединил Главный штаб с 8-й линией Васильевского острова.

Комментарии: 
  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×