Петербургские лицеисты разработали робота для очистки мирового океана от мусора
Свой инновационный проект учащиеся физико-математического лицея № 239 представят на Всемирной олимпиаде роботов.
Петербургские лицеисты собираются очисть мировой океан от мусора. Для этого семиклассники разработали специальную автоматизированную систему. Сейчас модель тестируют, а уже в ноябре юные изобретатели представят свою работу на Всемирной олимпиаде роботов.
Робот, разработанный лицеистами, способен собирать мусор как со дна океана, так и с его поверхности. Чтобы создать такого робота-мусорщика, лицеистам потребовалось восемь месяцев.
— Одна из важнейших проблем в мире — это загрязнение океана, — рассказал один из создателей робота — лицеист Лев Глушковский. — Например, большое мусорное пятно в Тихом океане по размерам сопоставимо с Северной Америкой.
Чтобы снимать с поверхности воды большие скопления мусора, семиклассники собрали плавающего робота. Для поисков роботом загрязнений ребята использовали камеру, однако в дальнейшем они планируют применять для этой цели спутниковую навигацию.
Процесс поиска мусора роботом полностью автоматизирован. Лицеисты задают траекторию, по которой двигается мусорщик. Зафиксировав скопление мусора, представленное в модели губкой, робот подплывает к нему и совершает захват.
— Сейчас мусор собирается с помощью специальных шипов на конвейере, — рассказал лицеист Дмитрий Кудряков. — Мусор выгружается в контейнер, и робот возвращается обратно на базу.
Однако ещё больше, чем в Тихом океане, мусора на дне Балтийского моря.
— Дно Балтийского моря загрязнено разным химическим оружием, железными бочками, — сообщил Лайфу один из разработчиков проекта.
И тут на сцену выходит второй робот, собранный лицеистами. Семиклассник Лев Глушковский рассказал о том, как он будет работать:
— На берегу будет установлен подъёмник. Он может быть установлен как на берегу, так и на корабле. Робот заезжает на него, спускается на дно и уже по дну добирается до подводного мусора.
Системы практически одинаковые, если не учитывать того, что на роботе установлены специальные свинцовые грузы, чтобы он мог находиться под водой и не всплывать. У подводного робота есть также специальный магнит, с помощью которого робот может подцеплять железные бочки. А всплывает он с помощью надувного понтона.
Мальчики занимаются робототехникой с пятого класса — остаются после уроков — и относятся к своему делу очень серьёзно.
— Ребята уже не первый год занимаются робототехникой, — рассказал Лайфу научный руководитель семиклассников Сергей Филиппов. — В этом году они выбрали себе сложную задачу — водный проект, какого ещё раньше никогда не делали. Ребята прошли базовый курс робототехники, каждый занимается каким-то своим интересным направлением. Они знают основы теории автоматического управления, программирования, замечательно конструируют, сами паяют — в общем, владеют разными навыками, и каждый вкладывает в проект то, что он видит.
А на уроках робототехники лицеисты устраивают настоящие бои роботов. Один из учеников лицея рассказал о модели "Микросумо 5 на 5":
— Исходя из названия, задача одного робота — вытолкнуть другого за пределы круга. Победа зависит от удачи, расположения роботов — потому что это всё выбирается случайно. Проходит три поединка, и выигравший два становится победителем.
По словам лицеистов, на уроках робототехники они сами задают себе домашнее задание — дома они занимаются тем же, чем и в учебном заведении.
Некоторые части роботов, как рассказали школьники Лайфу, распечатываются на 3D-принтере. Затем к ним могут добавляться готовые микроконтроллеры, а остальное ребята делают сами.
Физико-математический лицей № 239 входит в топ-500 лучших образовательных учреждений, занимая при этом первую строчку в данном рейтинге.