Пенис и Хеллоуин. Как Пиотровский годами троллит Милонова актуальным искусством

Пенис и Хеллоуин. Как Пиотровский годами троллит Милонова актуальным искусством

4166

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Артем Житенев

Активисты грозят бессменному директору Эрмитажа судом и прокуратурой из-за очередной провокационной выставки, а тот лишь насмехается над "невежеством" оппонентов.

Рогатые жуки и черепа с червями в Эрмитаже шокировали петербургских поборников нравственности в искусстве и сторонников депутата Госдумы Виталия Милонова. А особенно их возмутило то, что провокационные творения Яна Фабра появились прямо в зале фламандской живописи, "кощунственно" соседствуя с шедеврами Рубенса и Брейгеля. Выставка открылась 22 октября, и к концу месяца её противники догадались, что это событие было приурочено к Хеллоуину, хотя специально об этом нигде не было сказано. Директору Эрмитажа в очередной раз грозят судами, прокуратурой и вечным проклятием. Впрочем, троллить блюстителей морали Михаилу Пиотровскому не впервой. На все претензии он отвечает репликами, которые лишь подливают масла в огонь, но, в отличие от ряда коллег по российскому культурному истеблишменту, раз за разом остаётся безнаказанным.

Бельгиец Ян Фабр — внук знаменитого энтомолога и автора книги "Жизнь насекомых" Жана-Анри Фабра. Он является одним из самых известных современных художников. В качестве материалов использует панцири насекомых, чучела животных и даже собственную кровь. Сам мастер, вопреки мнению петербургских ненавистников, уверен, что источником вдохновения его творчества являются знаменитые земляки Питер Пауль Рубенс и Якоб Йорданс. Именно этим и объясняется то, что его работы стали частью постоянной экспозиции Эрмитажа. Там они, как объясняется на сайте музея, "вступают в диалог с признанными шедеврами мирового искусства". Ранее подобный опыт уже проделали в Лувре, и именно он вдохновил руководство петербургского музея.

Михаил Пиотровский по уже сложившейся традиции ответил на критику резко. В серии недавних интервью он поддержал худрука театра "Сатирикон" Константина Райкина и как следует прошёлся по невежественной "толпе" и её попыткам диктовать свои правила. Директор Эрмитажа, в частности, заявил, что такой диктат хуже официальной цензуры.

При этом Виталия Милонова и его единомышленников Михаил Пиотровский искусно троллит не в первый раз. Самый громкий случай — выставка братьев Чепмен четыре года назад. Английские концептуалисты возмутили чопорную публику ничуть не меньше бельгийского. Тогда в центре внимания оказались совокупляющиеся офицеры СС, обезображенная Богородица со свастикой на лице, клоуны из "Макдоналдса" и свинья, распятые на кресте, а также маленькие дети с пенисами вместо носа и рта.Столь дерзкий набор художественных образов стал поводом для обращений в правоохранительные органы и даже суд. А некие анонимные казаки распространили гневное письмо.

— Этого гнусного шапито, написанного атеистами и психически неуравновешенными наркоманами в Англии, не должно быть в Петербурге, — возмущались авторы.

Сам Михаил Пиотровский в привычной агрессивной манере назвал противников экспозиции идиотами.

Активисты петербургского отделения "Народного собора", возглавляемые помощником Милонова Анатолием Артюхом, решили ответить охранительным перформансом. У стен Зимнего дворца появился человек, похожий на Пиотровского. Он интересовался мнением прохожих по поводу выставки и называл их идиотами, если они признавались, что не понимают англичан. На камеру "чучело" Пиотровского торжественно избили дамской сумочкой, и этот эпизод стал частью целого обличительного короткометражного фильма.

 

Но в результате директор Эрмитажа одержал двойную победу: выставка продолжилась, а противники современного искусства были вынуждены прибегнуть к его языку, чтобы донести до широких масс свою позицию.

Также Пиотровский ответил отказом на неоднократные просьбы депутата Виталия Милонова о проведении молебнов на территории музея. В ответ активисты во главе с Артюхом ворвались в залу с серебряной ракой от мощей Александра Невского и устроили импровизированный молебен. В Эрмитаже назвали действия активистов провокацией и провели инструктаж охраны, которая впредь решительно пресекала подобные мероприятия.

Впрочем, наиболее жестокую оплеуху массовому вкусу Михаил Пиотровский нанёс в 2002 году, когда в Эрмитаже разместили знаменитую "антиикону" Казимира Малевича — "Чёрный квадрат".

Тогда директор музея назвал это событие историческим, за что удостоился в определённом сегменте блогосферы множества уничижительных эпитетов. Правда, традиции шумных консервативных протестов тогда ещё не распространились за пределы Сети.

К слову, некоторые коллеги Пиотровского по культурному истеблишменту подверглись гонениям за куда меньшие грехи. К примеру, директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич был уволен из-за скандальной постановки "Тангейзера", а спектакль "Иисус Христос — суперзвезда" петербургского театра "Рок-опера" недавно отменили после протестов в Омске.

  • Популярные
  • По времени
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!